Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как посчитать резерв отпусков для равномерного учета расходов

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Глава 31 "Земельный налог" (полностью)

15 декабря 2004 21 просмотр

Глава 31 "Земельный налог" введена Федеральным законом
от 29.11.04 № 141-ФЗ. С 2005 года будет действовать новая глава 31 "Земельный налог" НК РФ. Земельный налог надо будет рассчитывать исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Причем на федеральном уровне установлены только максимальные ставки земельного налога. Конкретные ставки налога будут устанавливать местные органы власти.

Текст документа (в формате doc.)

Эта глава установила новый порядок расчета и уплаты земельного налога и должна заменить Закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (далее - Закон № 1738-1). Новая глава НК РФ начнет действовать с 1 января 2005 года. Но с некоторыми особенностями.

Напомним, что земельный налог является местным. Его вводят муниципальные образования. Платить его надо с тех земельных участков, которые находятся на территории данного муниципального образования.

В 2005 году в одних муниципальных образованиях надо будет платить земельный налог в соответствии с Законом № 1738-1, а в других - в соответствии с главой 31 НК РФ. Об этих и других особенностях, которые надо учесть плательщикам земельного налога в 2005 году, мы рассказываем в комментарии к Закону № 141-ФЗ.

А ниже мы расскажем про расчет и уплату земельного налога по новым правилам.

КТО И С ЧЕГО ПЛАТИТ НАЛОГ

Глава 31 НК РФ не изменила круг плательщиков земельного налога, но определила его более четко, чем раньше. Статья 388 НК РФ говорит, что налогоплательщиками являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Напомним, что статья 1 Закона № 1738-1 относит к плательщикам земельного налога собственников земли, землевладельцев и землепользователей.

Объектом налогообложения по-прежнему являются земельные участки, расположенные на территории соответствующего муниципального образования, которое ввело земельный налог. А вот порядок расчета налога изменился принципиально. В настоящее время земельный налог рассчитывают, умножая площадь участка на налоговую ставку, выраженную в твердой сумме на единицу площади.

По главе 31 НК РФ налоговой базой по земельному налогу будет не площадь участка, а его кадастровая стоимость. Для расчета налога надо брать кадастровую стоимость участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

При этом налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом принадлежащем им земельном участке (ст. 391 НК РФ). Получается, если налогоплательщик ошибется с определением кадастровой стоимости и это приведет к занижению налога, его оштрафуют по статье 122 НК РФ. Тут надо учесть, что кадастровую стоимость земельных участков налогоплательщикам должны будут сообщать не позднее 1 марта года, являющегося налоговым периодом. Порядок доведения этой информации до налогоплательщиков должны разработать сами муниципальные образования (п. 14 ст. 396 НК РФ).

А индивидуальные предприниматели должны самостоятельно определить целевое назначение своих земельных участков. По участкам, которые они используют в предпринимательской деятельности, они должны самостоятельно определить налоговую базу на основании сведений государственного земельного кадастра. И самостоятельно рассчитать саму сумму налога. А по остальным участкам, которые не используются в предпринимательской деятельности, налоговую базу и сумму налога должны рассчитать и сообщить налогоплательщикам - физическим лицам сами налоговики.

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

В настоящее время налоговые ставки выражены в твердой сумме за единицу площади участка. При этом существуют сложности с установлением той налоговой ставки, на основании которой надо рассчитывать налог. Дело в том, что Закон № 1738-1 установил только так называемые средние ставки. На их основе муниципальные образования должны определить ту налоговую ставку, которую надо применять на практике. Однако Закон № 1738-1 не содержит четких правил того, как именно надо рассчитывать итоговую ставку на основе средней. Конституционный суд РФ решил, что такая ситуация позволяет муниципальным образованиям устанавливать налоговые ставки произвольно (постановление Конституционного суда РФ от 8 октября 1997 г. № 13-П).

И только теперь законодатель наконец-то исправил эту ситуацию. Теперь на федеральном уровне больше нет никаких средних ставок. Глава 31 НК РФ установила только максимальные налоговые ставки. Причем налоговые ставки теперь будут выражены не в твердой сумме за единицу площади, а в процентах от кадастровой стоимости участка.

Для трех категорий земель максимальная ставка составляет 0,3 процента. Первая категория - земли сельскохозяйственного назначения, а также земли в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях, используемые для сельскохозяйственного производства. Вторая - земли, занятые жилищным фондом или предоставленные для жилищного строительства. Третья - земли, предоставленные для личного подсобного хозяйства, огородничества и т. п.

Максимальная ставка, которую муниципальные образования могут установить в отношении всех прочих земельных участков, составляет 1,5 процента.

При этом муниципальные образования могут не только установить меньшую налоговую ставку, но и установить разные ставки в зависимости от категорий земель или разрешенного использования участка (ст. 394 НК РФ).

Например, на территории г. Москвы налоговая ставка может составлять 0,3 процента для земель сельскохозяйственного производства, а также для участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и т. п. То есть максимально возможная ставка для этих двух категорий. А для земельных участков, занятых жилым фондом и предоставленных для жилищного строительства, ставка может быть в три раза меньше максимальной - 0,1 процента. Для всех остальных земель в г. Москве ставка может быть равна максимальной - 1,5 процента.

КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

С земельного участка, приобретенного для жилищного строительства, в течение первых трех лет проектирования и строительства придется рассчитывать налог с коэффициентом 2. То есть все это время платить налог в двойном размере.

Если налогоплательщик завершит строительство и зарегистрирует права на построенный объект недвижимости до истечения этого трехлетнего срока, он сможет зачесть в счет будущих платежей ту сумму, которую заплатил сверх обычной суммы налога. Но если в течение трех лет строительство не завершится, дальше надо будет платить налог в четырехкратном размере до момента государственной регистрации прав. И эту сумму уже нельзя будет зачесть (п. 15 ст. 396 НК РФ).

В отношении физических лиц, которые приобрели участок для индивидуального жилищного строительства, установлены немного другие правила. Сначала они платят земельный налог в обычном размере. Но если с момента начала проектирования и строительства прошло более 10 лет, а права на построенный объект недвижимости не зарегистрированы, дальше налог придется платить в двойном размере (п. 16 ст. 396 НК РФ).

Эти правила распространяются на те участки, которые налогоплательщики приобретут для строительства после 1 января 2005 года. Об этом говорит пункт 3 статьи 8 Закона № 141-ФЗ.

А как быть, если договор купли-продажи земельного участка заключен до 1 января 2005 года, а право собственности покупателя на этот участок будет зарегистрировано после этой даты?

Фразу о приобретении участка после 1 января 2005 года можно истолковать двояко. Речь идет либо о дате заключения договора, либо о моменте перехода права собственности. Но право собственности на земельный участок у покупателя возникнет только с момента государственной регистрации этого права (п. 2 ст. 223 ГК РФ).

По нашему мнению, здесь есть неясность акта законодательства о налогах, которую следует толковать в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). На наш взгляд, правила о применении повышающих коэффициентов надо применять, только если договор купли-продажи земельного участка будет заключен после 1 января 2005 года.

КОГДА И КАК ПЛАТИТЬ

Чтобы рассчитать налог, надо умножить налоговую базу на налоговую ставку. Если участок был приобретен для строительства, надо применить еще и специальный коэффициент, как было описано выше.

Наконец, если участок находился в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщика не целый год, а только несколько месяцев, это тоже повлияет на расчет налога за этот год. Сумму налога надо умножить на коэффициент, учитывающий число месяцев (п. 7 ст. 396 НК РФ).

ПРИМЕР

ЗАО «Остров» приобрело земельный участок на территории муниципального образования, в котором в 2005 году введен земельный налог в соответствии с главой 31 НК РФ. Право собственности ЗАО «Остров» на земельный участок зарегистрировано 7 июня 2005 года.
Земельный налог надо заплатить за семь месяцев (июнь-декабрь). Сумму земельного налога, которую ЗАО «Остров» должно будет заплатить по этому участку за 2005 год, надо умножить на 7/12.

Получившуюся в итоге сумму земельного налога надо перечислить в бюджет по местонахождению земельного участка.

Муниципальные образования могут установить авансовые платежи по земельному налогу. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели (в отношении участков, используемых для предпринимательской деятельности) должны будут по итогам отчетных периодов перечислять авансовые платежи в размере 1/4 общей суммы налога. Расчеты сумм по авансовым платежам надо будет подавать соответственно до 30 апреля, 31 июля и 31 октября. Срок уплаты авансовых платежей муниципальные образования могут установить сами. Но он не должен быть ранее перечисленных выше сроков подачи расчетов по авансовым платежам.

Налоговую декларацию по итогам года надо будет подать до 1 февраля следующего года. Разницу между уплаченными авансовыми платежами и общей суммой налога надо будет доплатить в срок, который установит само муниципальное образование. Но этот срок не может быть ранее 1 февраля.

Муниципальное образование может вообще отказаться от авансовых платежей или освободить от их уплаты отдельные категории налогоплательщиков. В этом случае налогоплательщики будут перечислять всю сумму налога разовым платежом по итогам года в срок, установленный муниципальным образованием. Но не ранее 1 февраля следующего года.

Для физических лиц, которые платят земельный налог на основании уведомлений налоговиков, тоже могут быть установлены авансовые платежи. Но их надо платить в иные сроки. Мы не будем на них останавливаться.

ЛЬГОТЫ

Глава 31 НК РФ резко сократила перечень льгот по земельному налогу. Она предусматривает два типа льгот. Во-первых, отдельные категории физических лиц (ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и т. п.) могут вычесть из налоговой базы 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (п. 5 ст. 391 НК РФ).

Во-вторых, статья 395 НК РФ установила восемь категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога в отношении отдельных земельных участков. В этот перечень не вошли некоторые льготы, которые действуют сейчас. Например, там не предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога в отношении спортивных сооружений (п. 10 ст. 12 Закона № 1738-1).

Но муниципальные образования могут дополнить перечень льгот в отношении земельных участков, которые находятся на их территории.

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕУПЛАТЫ

В зависимости от того, на каком основании налогоплательщик владеет землей, для него будут различаться последствия неуплаты земельного налога. Если земельный участок находится в собственности плательщика, с него взыщут недоимку, пени и штраф. А если участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении, за систематическую неуплату земельного налога такое право могут отобрать (подп. 3 п. 2 ст. 45 Земельного кодекса РФ).

Эксперт «ДК»
Н.М. Чудаков
При участии специалистов
ООО «ФинЭкспертиза»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка