Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Можно ли самим вписать в больничный название компании

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7

Унифицированная форма путевого листа

19 ноября 2012 117 просмотров

Какую форму путевого листа следует применять

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», все хозяйственные операции оформляются первичными учетными документами.

Чтобы документ был принят к учету в качестве подтверждающего хозяйственную операцию, он должен быть составлен по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (п. 2 ст. 9 Закона №129-ФЗ). Если такие формы, конечно, утверждены.

Унифицированная форма путевого листа утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. №78.

Существуют различные точки зрения по поводу того, можно ли самостоятельно разработать форму путевого листа.

Минфин России в своих письмах неоднократно указывал, что можно.

Также есть решения арбитражных судов, в которых сказано о возможности применения самостоятельно разработанных форм путевого листа (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 апреля 2012 г. №А42-3168/2011).

Однако с данным выводом нередко не согласны налоговые инспекторы. По их мнению, унифицированные формы обязательны для организаций всех форм собственности.

Если организация примет решение использовать самостоятельно разработанную форму путевого листа, следует помнить о перечне обязательных реквизитов, утвержденном приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. №152. Этим же приказом утвержден порядок заполнения путевых листов. Форму самостоятельно разработанного путевого листа необходимо утвердить локальным нормативным актом (например, приказом директора или в качестве приложения к положению об учетной политике).

По мнению автора, целесообразнее использовать унифицированную форму, и вот почему.

Путевой лист, который является первичным учетным документом, признается основанием для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли. На основании путевых листов, в частности, списываются расходы на ГСМ, поэтому показатели путевого листа должны содержать необходимую информацию о расходе топлива.

Напомним, что среди обязательных реквизитов, утвержденных приказом Минтранса России №152, указаны такие как:

  • показания одометра при выезде автотранспорта из гаража и при возвращении в него;
  • дата и время выезда с постоянной стоянки и возвращения на нее;
  • дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя.

Все перечисленные показатели имеются в унифицированных формах путевых листов.

Кроме того, в путевом листе налоговые органы обязательно проверяют заполнение данных о маршруте движения и при отсутствии таковых не принимают в расходы стоимость списанного горючего.

О необходимости правильного заполнения путевых листов свидетельствует многочисленная арбитражная практика.

Судьи в большинстве случаев признают, что основанием для учета в расходах стоимости ГСМ является надлежаще оформленный путевой лист.

Например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 4 мая 2012 г. №А27-10606/2011 указано, что отсутствие в путевом листе информации о маршруте следования не позволяет сделать вывод об использовании транспортного средства в служебных целях и об обоснованности расходов на ГСМ.

Но есть и противоположные решения. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 13 сентября 2010 г. №КА-А40/10333-10 говорится о том, что отсутствие в путевых листах сведений о пунктах следования автомобиля не является основанием для признания расходов неподтвержденными.

Унифицированная форма путевого листа в новом году не обязательна

С 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в котором не предусмотрена обязанность организаций применять унифицированные формы первичных учетных документов.

В связи с этим представляется, что с 1 января 2013 года организации вправе разрабатывать собственную форму путевого листа или иного документа, на основании которого будет фиксироваться работа служебного автотранспорта.

Безусловно, налоговые споры, связанные с необходимостью применения унифицированной формы путевого листа, со следующего года пойдут на убыль. Однако претензии налоговых органов относительно документального подтверждения экономической обоснованности понесенных расходов на ГСМ останутся. Поэтому при разработке собственной формы путевого листа рекомендуем проанализировать практику прошлых лет.

Так, скажем, если в путевом листе будут отсутствовать показатели одометра, претензии со стороны инспекции неизбежны. Ведь эти сведения требуются для расчета списания израсходованного горючего.

Нормы списания топлива

Списание ГСМ, по мнению налоговиков, должно осуществляться по нормам, утвержденным распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. №АМ-23-р «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

В данном документе для списания топлива применяются нормы, которые зависят от пробега автомобиля и других показателей. А пробег мы можем увидеть только при условии отражения его в путевом листе.

Что касается нормирования списания ГСМ, то в Налоговом кодексе РФ отсутствует такое требование.

Несмотря на это, налоговые органы при исчислении налога на прибыль все равно принимают в расходы горюче-смазочные материалы только в соответствии с нормами Минтранса России, ссылаясь на общие требования статьи 252 Налогового кодекса РФ об экономической оправданности затрат.

Следует отметить, что нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом России, разработаны на основе научных данных и предусматривают массу ситуаций, когда должны применяться повышающие коэффициенты для расхода топлива.

Поэтому, если вы хотите избежать судебных разбирательств с налоговыми органами, разумнее всего использовать рекомендованные нормы списания топлива и смазочных материалов.

Вместе с тем можно применять и самостоятельно разработанные нормы расхода ГСМ, но при этом они должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими расчетами.

В любом случае нормы списания горюче-смазочных материалов следует утвердить приказом по организации. И если будет принято решение о применении самостоятельно разработанных норм, не забудьте установить критерии, по которым определяется начало и окончание действия зимних и летних норм. Это важно, поскольку нормы расхода топлива очень сильно различаются по сезонам (выбранный способ учета следует закрепить в учетной политике. Составить этот документ поможет e-consulter «Учетная политика». Он доступен всем подписчикам журнала.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Новости по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка