Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Законные способы выгодно учесть кредиторку и дебиторку по итогам года

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Транспортный налог в казенном учреждении

30 ноября 2013 133 просмотра

Сайт журнала «Учет в казенных учреждениях»
Электронный журнал «Учет в казенных учреждениях»

Право установления налога

Транспортный налог устанавливается главой 28 Налогового кодекса РФ и законами субъектов РФ, он является обязательным к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставки налога в пределах, регламентируемых Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания для их применения налогоплательщиком.

При установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В частности, на это указано в письмах ФНС России от 22 марта 2013 г. № БС-3-11/1027@, от 18 марта 2013 г. № БС-3-11/921@.

Регистрация транспорта

Плательщики налога – учреждения, на которые зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Отметим, что для налогового учета транспортных объектов обязательна регистрация транспортных средств в соответствующих госорганах.

Регистрация, а также изменение регистрационных данных производятся на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспорт и подтверждающих возможность его допуска к эксплуатации на территории России.

Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938, регистрацию транспорта проводят следующие госорганы:

  • подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России – по автомототранспортным средствам, имеющим максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепам к ним, предназначенным для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • органы госнадзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации – по тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам и прицепам к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
  • военные автоинспекции федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иные организации, имеющие воинские формирования, – по транспортным средствам воинских формирований. 

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ с указанных регистрирующих органов снята обязанность сообщать налоговикам по своему местонахождению сведения о транспортных средствах, зарегистрированных на организации.

Объекты налогообложения

По общему правилу налогом облагаются все транспортные средства, включая водные и воздушные объекты, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ. К ним можно отнести автомобили, самолеты, теплоходы, яхты, снегоходы, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу и т. д. (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ).

Перечень транспортных средств, которые не являются объектами налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся:

транспорт, принадлежащий на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

  • самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске;
  • легковые автомобили, специально оборудованные для инвалидов.

Расчет налоговой базы

Налоговая база зависит от типа транспортного средства.

Она определяется так:

  • по транспортным средствам, имеющим двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  • по воздушным транспортным средствам, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
  • по водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;
  • по водным и воздушным транспортным средствам, не указанным выше, – как единица транспорта.

Налоговый период – календарный год. Отчетные периоды – I, II и III кварталы. При установлении налога органы власти субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 360 Налогового кодекса РФ).

Определяем налоговые ставки

Установление размеров налоговых ставок по транспортному налогу находится в компетенции законодательных (представительных) органов субъекта Российской Федерации (письма Минфина России от 18 июня 2012 г. № 03-05-06-04/106, ФНС России от 29 апреля 2013 г. № БС-2-11/300@, от 22 апреля 2013 г. № БС-2-11/286@).

Ставки назначаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории или единицы в размерах, приведенных в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ. При этом они могут быть как увеличены, так и уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз. Исключение – легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л. с. (110,33 кВт) включительно (п. 2 ст. 361 Налогового кодекса РФ).

Допускается установка дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств с учетом количества лет, прошедших с года выпуска, и (или) их экологического класса.

Число лет с года выпуска транспорта определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска.

Уплата налога

Налог исчисляется по каждому транспортному средству. Учреждения рассчитывают суммы налога и авансового платежа по нему самостоятельно.

В соответствии с пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками-учреждениями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и авансовыми платежами по нему, подлежащими уплате в течение налогового периода.

В случае регистрации или снятия транспортного средства в течение налогового (отчетного) периода сумма налога (авансового платежа) исчисляется с учетом коэффициента.

Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный транспорт был зарегистрирован на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. Если транспортное средство было зарегистрировано и позже снято с учета в течение одного календарного месяца, он принимается за полный месяц на основании пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса РФ.

Отметим, что в соответствии с законами некоторых субъектов РФ можно не вносить авансовые платежи по транспортному налогу. 

Пунктом 1 статьи 3 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 «О транспортном налоге» определено, что плательщики налога – организации уплачивают его не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В течение налогового периода они не исчисляют авансовые платежи по налогу.

Сумма авансового платежа по итогам каждого отчетного периода равна 1/4 произведения налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога к уплате равна исчисленному размеру налога за минусом авансовых платежей по нему, уплаченных в течение налогового периода. Рассмотрим это на примере.

Пример

Казенное учреждение имеет на балансе легковой автомобиль мощностью 170 л. с. На территории субъекта РФ, где зарегистрирован транспорт, ставка налога равна 5 руб. в год с каждой лошадиной силы. Предусмотрены авансовые платежи, при этом льгот по данному транспорту нет.

Следовательно, годовая сумма налога составит 850 руб. (5 руб. × 170 л. с.), а сумма авансового ежеквартального платежа – 212,50 руб. (5 руб. × 170 л. с. : 4).

Если же легковой автомобиль был приобретен и зарегистрирован учреждением, например, в мае 2013 года, то годовая сумма налога будет равна 566,67 руб. (5 руб. × 170 л. с. × 8/12).

По истечении налогового периода учреждения представляют в налоговый орган по местонахождению транспортных средств декларацию по налогу не позднее 1 февраля следующего года. Порядок ее заполнения, а также форма и формат подачи в электронном виде утверждены приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99@ .

Отражение сумм в бухучете

Расходы на уплату транспортного налога необходимо предусмотреть в бюджетной смете казенного учреждения в соответствии с Общими требованиями к ее составлению, утвержденными приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н

Уплата налогов (включаемых в состав расходов), госпошлин и сборов, разного рода платежей в бюджеты всех уровней отражается по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н).

В силу пункта 259 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н , для учета расчетов используют счет 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты».

Пункт 103 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н , позволяет для учета транспортного налога использовать счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». В то же время казенное учреждение вправе ввести дополнительный код счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (п. 1 Инструкции № 157н).

Начисленные суммы налогов в бюджет отражаются по дебету счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (п. 104 Инструкции № 162н). Перечисление сумм налога в бюджет отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами». Следует разделять начисление и уплату налога по видам деятельности.

Пример

Воспользуемся условиями примера 1 и рассмотрим начисление в бухучете казенного учреждения авансового платежа по транспортному налогу за III квартал 2013 года в сумме 212,50 руб. (по основному виду деятельности). Бухгалтер запишет:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены авансовые платежи за транспортный налог

1 401 20 290
«Прочие расходы»

1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

212,50

Если автотранспортное средство приобретено за счет средств от платных услуг казенного учреждения, то начисление будет отражаться в себестоимости таких услуг на счете 1 109 00 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» в составе аналитических счетов, установленных в учетной политике. Например:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены авансовые платежи за транспортный налог

1 109 80 290
«Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов»

1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

212,50

Нужно также обратить внимание на возможность возврата излишне уплаченного транспортного налога. Например, пунктом 4 статьи 3 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33 «О транспортном налоге» определено, что излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются налогоплательщику в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом РФ.

Если излишне уплаченный налог возвращается в этом же финансовом году, то кассовые расходы восстанавливаются.

А если налог возвращен в другом налоговом периоде, то суммы зачисляются в доход соответствующего бюджета.

А.Л. Опальская,

аттестованный преподаватель Института профессиональных бухгалтеров России, к. э. н.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка