Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Санкции за бюджетные нарушения выросли

1 декабря 2013 76 просмотров

Сайт журнала «Учет в казенных учреждениях»
Электронный журнал «Учет в казенных учреждениях»

Суть поправок

Изменения внесены Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ (вступил в силу 4 августа 2013 года за исключением отдельных положений). Если кратко формулировать суть внесенных поправок, то их можно охарактеризовать как коррективы, направленные на совершенствование государственного и муниципального финансового контроля, укрепление бюджетной дисциплины, усиление ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Решению данных задач призваны служить новые статьи, включенные в Бюджетный кодекс РФ. Так, в частности, этот кодекс дополнен:

  • статьей 268.1 , которая определяет полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по его осуществлению;
  • статьей 269.1 , регламентирующей полномочия Федерального казначейства (финансовых органов субъектов РФ или муниципальных образований) внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
  • статьей 269.2 , устанавливающей полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по его осуществлению.

Особо нужно отметить новую статью 270.2 Бюджетного кодекса РФ, определяющую статус представления и предписания органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Также интересна статья 267.1 Бюджетного кодекса РФ, посвященная методам государственного (муниципального) финансового контроля.

В целом, санкции за бюджетные нарушение выросли.

Методы финансового контроля

Методами такого контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

Для целей применения норм бюджетного законодательства под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. В свою очередь, под ревизией понимается комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Результаты проведения как проверки, так и ревизии оформляются актом.

Проверки подразделяют на камеральные и выездные, в том числе встречные.

Обследование представляет собой анализ и оценку состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. Результаты обследования оформляются заключением. Что же касается санкционирования, то это совершение разрешительной надписи после проверки  документов, представленных в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них информации требованиям бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Бюджетные нарушения

Бюджетный кодекс РФ дополнен новой главой 29 «Общие положения о бюджетных нарушениях и применении бюджетных мер принуждения».

Понятие бюджетного нарушения

Содержание понятия «бюджетное нарушение» раскрыто в пункте 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса РФ. Таковым признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие), за совершение которого новой редакцией Бюджетного кодекса РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Речь идет о действии (бездействии) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.

Закон № 252-ФЗ дополнил Бюджетный кодекс РФ и новой главой 30 , определяющей виды бюджетных нарушений, а также бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение.

Виды бюджетных нарушений

Бюджетным законодательством выделено пять видов бюджетных нарушений.

Во-первых, это нецелевое использование бюджетных средств. Данному нарушению посвящена статья 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Во-вторых, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст. 306.5 Бюджетного кодекса РФ). Подобное деяние, совершенное финансовыми органами, влечет за собой бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат. 

Размер пеней, предусмотренный статьей 306.5 Бюджетного кодекса РФ, составляет 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Также предусмотрено приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому выдан бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка.

В-третьих, это неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 306.6 Бюджетного кодекса РФ).

В-четвертых, нарушение условий предоставления бюджетного кредита (ст. 306.7 Бюджетного кодекса РФ). Нарушение финансовым органом условий выделения бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы РФ из другого бюджета бюджетной системы РФ, если это действие не связано с нецелевым использование бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

И наконец, в-пятых, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов. Этому вопросу посвящена статья 306.8 Бюджетного кодекса РФ. Согласно ей, нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) выделения межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Административная ответственность

Говоря об изменениях, внесенных Законом № 252-ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях, отметим следующее.

Изменена редакция некоторых статей, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в бюджетной сфере. Введен ряд новых составов административных правонарушений.

Новые виды нарушений и меры ответственности

Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новыми статьями, призванными обеспечить повышение дисциплины в сфере бюджетных правоотношений. Это, в частности:

  • статья 15.15.1 «Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом»;
  • статья 15.15.2 «Нарушение условий предоставления бюджетного кредита»;
  • статья 15.15.3 «Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов»;
  • статья 15.15.4 «Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций»;
  • статья 15.15.5 «Нарушение условий предоставления субсидий»;
  • статья 15.15.6 «Нарушение порядка представления бюджетной отчетности»;
  • статья 15.15.7 «Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет»; 
  • статья 15.15.8 «Нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий». Ею предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб.;
  • статья 15.15.9 «Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи»;
  • статья 15.15.10 «Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств». В соответствии с этой статьей принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств (за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб.;
  • статья 15.15.11 «Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств. Согласно этой статье, несвоевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб.;
  • статья 15.15.15 «Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания». Мера ответственности по данной статье установлена в виде штрафа для должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Необходимо отметить введение в Кодекс РФ об административных правонарушениях санкций за невыполнение в установленный срок предписания органа государственного финансового контроля. Это чревато наложением штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 руб. или их дисквалификацией на срок от одного года до двух лет (ч. 20 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Корректировка прежних мер ответственности

Помимо включения в Кодекс РФ об административных правонарушениях новых составов административных правонарушений и определения административных наказаний за их совершение, законодатель внес коррективы в уже известные составы правонарушений.

В частности, внесены изменения в статью 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, где указана ответственность за нецелевое использование бюджетных средств. Ранее это были только штрафы: для должностных лиц – от 4000 до 5000 руб., для учреждений – от 40 000 до 50 000 руб. Теперь же меры ответственности такие: для должностных лиц – штраф от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет, а для учреждений – штраф от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета и использованных не по целевому назначению.

Также обновлена статья 15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающая ответственность за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита. Согласно новой редакции части 1 статьи 15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за невозврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы РФ, для должностных лиц предусмотрен штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб. А в соответствии с частью 3 данной статьи возврат такого бюджетного кредита с нарушением срока возврата влечет наложение штрафа на должностных лиц от 10 000 до 30 000 руб.

За невозврат бюджетного кредита, выделенного юрлицу, должностные лица уплачивают штраф в размере от 20 000 до 50 000 руб., а юридические лица – в размере от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в срок на счета бюджетов бюджетной системы РФ (ч. 2 ст. 15.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Наконец, на основании части 4 этой же статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях за возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата также предусмотрен штраф. Для должностных лиц он составляет от 10 000 до 30 000 руб., для юридических – от 2 до 12 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Д.П. Звоненко,

юрист

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка