Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как бухгалтеру ужиться с любым начальником

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Госзакупки по тарифам

3 декабря 2013 27 просмотров

Сайт журнала «Учет в казенных учреждениях»
Электронный журнал «Учет в казенных учреждениях»

Новый закон о госзакупках

С 1 января 2014 года вступает в силу (за исключением отдельных положений) Закон № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе). С этого времени действующий в настоящее время Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о госзакупках) признается утратившим силу.

Закон о контрактной системе существенно расширил область своего действия и будет регулировать то, чего в Законе о госзакупках не было. С 2014 года законодательно регламентируется не только приобретение товаров, работ и услуг, но и планирование закупок, мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок. Планирование закупок регламентируется главой 2 Закона о контрактной системе, их осуществление – главой 3, а мониторинг, аудит, а также контроль – главами 4 и 5 .

Закон о контрактной системе содержит много ссылок на иные нормативные акты, которые в настоящее время разрабатываются, поэтому подробно на них останавливаться сейчас нет смысла. Отметим, что, например, нормы о планировании, мониторинге и контроле в полном объеме заработают лишь с 2016 года (часть – с 2015 года).

В статье речь пойдет о том, что такое тарифный метод, о закупках товаров, работ, услуг по регулируемым государством ценам.

Определение цены госзакупки по тарифам

Начальная (максимальная) цена контракта, а также цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по правилам, которые установлены статьей 22 Закона о контрактной системе. То есть такие цены определяются и обосновываются заказчиком с применением одного или нескольких следующих методов:

  • метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативного метода;
  • тарифного метода;
  • проектно-сметного метода;
  • затратного метода.

Тарифный метод применяется, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию (или предусмотрены муниципальными правовыми актами). В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги.

Отметим, что критерии оценки заявок и окончательных предложений участников закупки указаны в статье 32 Закона о контрактной системе. 

Критериями для оценки являются: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки (п. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе).

Если государством введены фиксированные цены, заказчик вправе не использовать два первых критерия (цена и расходы на эксплуатацию) и применяет тогда два оставшихся (характеристики товара, работы или услуги, квалификация участников закупки).

Закупка у единственного поставщика

Многие товары, работы, услуги, цены на которые регулируются государством, заказчик имеет право приобретать у единственного поставщика. Эти случаи поименованы в статье 93 Закона о контрактной системе.

В частности, без проведения конкурса или аукциона, запроса котировок или предложений можно приобрести:

  • услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым на основании законодательства РФ ценам (тарифам);
  • работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

В этом случае заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. И для заключения контракта ему необходимо обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения подрядчика или исполнителя. Контракт обязательно должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

Приобретая работы или услуги у естественных монополий или услуги по водо-, тепло-, газоснабжению и водоотведению по установленным тарифам, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты (ст. 108 Закона о контрактной системе), их цель – обеспечение энергоэффективности при закупках. Они заключаются отдельно от контрактов на поставки таких работ и услуг.

Если предложенная цена ниже тарифа

Поставщик товаров, работ или услуг может предложить цену, которая ниже законодательно установленного тарифа. Законно ли это?

Согласно статье 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с другой информацией должна содержать в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

То есть заявка с заниженными тарифами подлежит отклонению конкурсной комиссией.

Неправомерно приобретать товары и услуги по свободным ценам, если они законодательно установлены, или у единственного поставщика.

Сейчас в соответствии с действующим Законом о госзакупках это подтверждается судебной практикой и разъяснениями финансовых органов. Действия таких поставщиков противоречат требованиям законодательства и подпадают под понятие недобросовестной конкуренции, которая запрещена Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Изменение условий госконтракта

В общем случае изменять существенные условия госконтракта в ходе его исполнения нельзя.

Однако если обновились регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги, то это допускается (п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе . 

Если, например, поставщик услуг ОСАГО изменил цену на эту услугу, контракт с ним не заключается (письмо Федерального казначейства от 2 июля 2012 г. № 42-7.4-05/6.3-354). Суды с этим согласны (постановления ФАС Поволжского округа от 24 мая 2012 г. № А06-4877/2011, ФАС Центрального округа от 9 марта 2010 г. № А64-7939/09).

Ответственность

О том, что лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность, сказано в статье 107 Закона о контрактной системе.

Кроме того, особо подчеркивается, что закупка должна быть обоснованной (ст. 18 Закона о контрактной системе). Конкретная закупка может быть признана необоснованной по результатам мониторинга, аудита и контроля. В этой ситуации органы контроля выдают предписание об устранении выявленных нарушений и привлекают к административной ответственности виновных лиц в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Многие ссылочные положения Закона о контрактной системе сейчас разрабатываются. В частности, порядок обоснования закупок и порядок проверок. Поэтому более подробно говорить об ответственности участников закупок можно будет только после выхода соответствующих положений и порядков.

На сегодняшний день планируется, что Министерство экономического развития РФ будет осуществлять мониторинг, Федеральная антимонопольная служба – контролировать процедуры Закона о контрактной системе, органы казначейства – проверять информацию о лимитах, соответствие идентификационных кодов и т. п. А Росфиннадзор должен контролировать обоснованность закупок и учитывать их результаты. Участниками контроля будут также Счетная палата РФ, финансовые органы (КРУ) субъектов РФ и муниципальных органов, а также иные структуры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Н.С. Насиров,

ведущий эксперт-методолог компании Intercomp

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Бюджетник 8 декабря 2016 15:00 КБК для учреждений на 2017 год
Кдело 8 декабря 2016 15:00 Приказ об увольнении

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка