Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Санкции за нецелевое использование бюджетных средств

4 декабря 2014 1109 просмотров

Сайт журнала «Учет в казенных учреждениях»
Электронный журнал «Учет в казенных учреждениях»

Что считается нецелевым расходованием

Статья 38 Бюджетного кодекса РФ предусматривает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Он означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

При этом законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета.

В статье 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

То есть нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не отвечающие условиям получения указанных средств.

Полномочия контролирующих органов

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ по-новому обозначил полномочия органов финансового контроля.

Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ (муниципальных образований) выполняют следующие бюджетные полномочия:

  • аудит эффективности, то есть экономности и результативности использования бюджетных средств;
  • экспертизу проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативно-правовых актов бюджетного законодательства, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;
  • экспертизу государственных (муниципальных) программ;
  • анализ и мониторинг бюджетного процесса, в частности подготовку предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства;
  • подготовку предложений по совершенствованию проведения главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Росфиннадзор, органы контроля исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций проводят анализ результатов внутреннего финансового контроля и аудита, выполняемых главными администраторами бюджетных средств.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета наделены полномочиями по проведению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. 

Порядок контроля и аудита устанавливают Правительство РФ, высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ, местная администрация.

Что проверят

Как правило, ведомства имеют программы по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств их получателями.

Вопросы в этих программах формулируются следующим образом.

1. Соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам. Цели и задачи, предусмотренные учредительными документами.

2. Наличие утвержденных смет доходов и расходов. Наличие, причины и обоснованность изменений в сметах. Проверка правильности отнесения затрат на соответствующие статьи и коды КОСГУ. Целевое использование бюджетных средств по статьям расходов в соответствии с финансированием. Соответствие расходов бюджетных средств условиям их выделения (проверка проводится по банковским и кассовым документам, изучаются договоры на поставку, товарные накладные, авансовые отчеты).

3. Организация и ведение бухгалтерского учета:

  • соблюдение установленного законодательством порядка ведения кассовых операций;
  • учет расчетов с подотчетными лицами, соблюдение порядка выдачи авансов под отчет (не допускались ли случаи выдачи авансов лицам, не работающим в учреждении, а также повторных выдач авансов без представления отчета о расходовании ранее полученных средств), своевременность представления подотчетными лицами авансовых отчетов с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность расходования средств, выделенных на служебные командировки;
  • состояние учета товарно-материальных ценностей;
  • правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря, эффективность их использования (имеют ли место факты приобретения излишнего и ненужного оборудования, наличие фактов отчуждения имущества);
  • правильность расходования средств на содержание автотранспорта, порядок поступления и списания ГСМ, соблюдение установленных норм списания;
  • правильность использования средств на ремонтные работы, наличие технических смет и сметной документации на производимые работы, правильность применения действующих расценок в сметах, актах выполненных работ, законность и правильность расходования средств на ремонт.

4. Проверка целевого использования средств по статье «Оплата коммунальных услуг»:

  • наличие договоров на все виды услуг (аренда помещения, отопление, освещение, водоснабжение и т. д.), правильность оформления документов, подтверждающих предоставление услуг;
  • факты сдачи помещений и оборудования в аренду без возмещения расходов;
  • мероприятия по удешевлению получаемых коммунальных услуг (наличие счетчиков, контроль за экономным использованием энергоресурсов).

5. Проверка обоснованности расчетов по доходам от предпринимательской (внебюджетной) деятельности: сдача учреждением в аренду помещений, оборудования и другого имущества, обоснованность размера арендной платы, возмещения расходов на коммунальные услуги, полнота и своевременность внесения оплаты арендатором.

6. Другие вопросы в зависимости от специфики деятельности учреждения.

Использование признали нецелевым

Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Список примеров нецелевого использования обширен, и довольно часто факт причисления к этому виду нарушений является спорным и выносится на судебное разбирательство. 

Факты нецелевого использования имущества (в том числе и его временного отвлечения) и сопутствующие этому расходы в ряде случаев также могут быть классифицированы как неэффективное использование и материальный ущерб (например, преждевременный износ, увеличение эксплуатационных расходов и т. д.).

Если излишне выплачена зарплата

Особенно отметим часто возникающий вопрос: является ли нецелевым использованием бюджетных средств излишне начисленная и выплаченная заработная плата (надбавки, доплаты и т. д.)?

Однозначного ответа законодательство не содержит. Официальные разъяснения ведомств отсутствуют. Ревизоры, как правило, расценивают излишне выплаченную зарплату (прочие выплаты) как нецелевое использование бюджетных средств.

Получается, что средства, выделенные на выплату зарплаты, использованы на цели, определенные бюджетной сметой. Однако в результате ошибочного расчета зарплата сотруднику выплачена излишне. Поэтому, если сумма излишне начисленной и выплаченной зарплаты (других выплат) не превышает расчетных показателей по фонду оплаты труда, установленных бюджетной сметой на текущий финансовый год, факта нецелевого использования бюджетных средств не возникает.

В этом случае решение ревизоров о нецелевом использовании можно оспорить в суде.

Санкции за нецелевое использование

Предусмотрены следующие виды ответственности за нецелевое использование бюджетных средств: административная, бюджетная и даже уголовная.

Административная ответственность

Административная ответственность для казенных учреждений, согласно обновленной статье 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, это штраф в размере от 5 до 25 процентов суммы бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, а для должностных лиц – в размере от 20 000 до 50 000 руб.

Должностное лицо  также может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.

Бюджетная ответственность

Бюджетная ответственность, согласно части 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ, выражается в бесспорном взыскании суммы средств межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и бюджетных кредитов, а также платы за пользование ими.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственности по части 1 статьи 285.1 Уголовного кодекса РФ за нарушения в использовании бюджетных средств в крупном размере (1 500 000–7 500 000 руб.) предусмотрена для должностных лиц учреждения в следующих пределах:

  • штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от одного года до двух лет;
  • принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такого лишения;
  • арест на срок до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такого лишения.

Если же нарушение совершено в особо крупном размере (свыше 7 500 000 руб.) или группой лиц по предварительному сговору, то к должностным лицам применяется одна из следующих мер:

  • штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб.;
  • штраф в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
  • принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такого лишения;
  • лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такого лишения.

Как видим, санкции за нецелевое использование бюджетных средств существенны.

Н.М. Гусева,

государственный советник РФ 2-го класса

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка