Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Местная администрация запрашивает сведения о зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Сверка расчетов в конце года

7 декабря 2015 4105 просмотров

Сайт журнала «Учет в казенных учреждениях»
Электронный журнал «Учет в казенных учреждениях»

Проведение инвентаризации предусмотрено законодательно

Обратимся к положениям Инструкции к Единому плану счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н. Согласно пункту 20 Инструкции № 157н, инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином России в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, при выполнении инвентаризации и корректировке данных при выявлении разниц следует руководствоваться нормами законодательных и нормативных актов, которые применяются всеми организациями.

Общие требования к порядку и срокам проведения инвентаризаций – в статье 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Они детализированы в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее – Методические указания). Основная цель инвентаризации – это проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому наличию имущества и состоянию расчетов.

Отметим, что инвентаризации подлежат все активы и обязательства учреждения (в том числе учитываемые на забалансовых счетах).

Наиболее сложным элементом любой инвентаризации является проверка расчетов экономического субъекта. При инвентаризации расчетов осуществляется документальная проверка обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета, а также полноты и своевременности отражения в бухгалтерском учете результатов отдельных хозяйственных операций.

Сверка расчетов с контрагентами предполагает проверку состояния дебиторской и кредиторской задолженности:

  • с контрагентами (поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками);
  • с персоналом (работниками учреждения);
  • с бюджетом (по налогам и сборам).

Кроме того, отдельно контролируется состояние внутриведомственных расчетов и расчетов с финансовым органом.

При инвентаризации расчетов по отдельным группам необходимо учитывать особенности, характерные для казенных учреждений (обусловленные правовым статусом экономического субъекта и особенностями законодательного и нормативного регулирования расчетов по принятым обязательствам). 

Инвентаризация расчетов с контрагентами

Во всех случаях инвентаризации расчетов с кредиторами и дебиторами – сторонними юридическими лицами целесообразно соответствующий акт инвентаризации сопроводить актом сверки взаиморасчетов.

Форма акта сверки унифицированной не является, поэтому в ней могут быть отражены дополнительные данные (помимо информации об уплаченных суммах и поставленных товарах, работах и услугах), имеющие существенное значение для оценки финансового состояния обеих сторон договора.

При проведении инвентаризации расчетов с кредиторами (в частности, с поставщиками работ и услуг для обеспечения деятельности казенного учреждения) советуем обратить особое внимание на следующие элементы.

1. Обеспеченность переходящих остатков кредиторской задолженности лимитами бюджетных ассигнований. Здесь же может быть проведена дополнительная проверка на предмет выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств (или иных бюджетных нарушений – применительно к структуре главы 30 Бюджетного кодекса РФ).

2. Правомерность перечисления сумм предварительной оплаты (авансов) поставщикам и подрядчикам. В данном случае проверяется соответствие сумм перечисленных авансов предельным размерам, которые могут быть установлены законодательными или нормативными актами, регулирующими исполнение соответствующего бюджета. Так, в отношении средств федерального бюджета определенные ограничения введены пунктом 17 постановления Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. № 1272. Аналогичные ограничения могут быть установлены в отношении средств региональных и местных бюджетов – соответственно законодательными актами субъекта РФ или нормативными актами органа местного самоуправления. 

При выявлении нарушений предельного размера перечисленных авансов нужно предпринять меры по истребованию от контрагентов сумм превышения.

3. Правомерность заключения и своевременность оплаты казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств (в частности, проверка обеспеченности заключенных контрактов лимитами бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств).

При инвентаризации расчетов с контрагентами следует учитывать необходимость проведения мероприятий по завершению финансового года. Иными словами, акты сверок взаиморасчетов имеет смысл оформлять с таким расчетом, чтобы за время, оставшееся до конца финансового года выявленные (возможные) нарушения могли быть устранены или минимизированы.

Инвентаризация расчетов с персоналом

В ходе инвентаризации данной группы расчетов надо руководствоваться рекомендациями пунктов 3.46 и 3.47 Методических указаний, а также особенностями формирования и погашения задолженности по расчетам с работниками в казенных учреждениях.

В частности, нужно обратить внимание на следующее.

Задолженность перед работниками. По задолженности работникам учреждения необходимо выявить не только не выплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, и причины образования таких остатков, но также суммы и причины возникновения переплат и недоплат работникам. Одновременно проверяется обеспеченность казенного учреждения по соответствующим статьям затрат по выплатам до конца отчетного года, а также (в разрешенных случаях) для расчетов с работниками за первую половину января.

Подотчетные суммы. При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение). Кроме того, при инвентаризации дебиторской задолженности по подотчетным суммам требуется установить обоснованность образования сумм задолженности на отчетную дату.

Если средства, выданные под отчет, не обеспечены лимитами бюджетных ассигнований, а также если имеется неопределенность в возможности подотчетного лица представить авансовый отчет об израсходовании полученных сумм до конца отчетного года, должны быть приняты меры по возвращению указанных сумм в кассу или на счет казенного учреждения.

Расчеты по возмещению ущерба. При инвентаризации расчетов по возмещению материального ущерба целесообразно проконтролировать:

  • полноту отражения сумм недостач, порч и хищений финансовых и нефинансовых активов, отнесенных на счет виновных лиц;
  • регулярность поступлений (удержаний) сумм задолженности с работников (если задолженность погашается нерегулярно или средства в погашение задолженности не поступают, необходимо выяснить причины и принять меры по истребованию просроченных сумм);
  • принятые меры по взысканию задолженности с уволившихся работников.

Инвентаризация расчетов по налогам и сборам

Налог на добавленную стоимость. В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ выполнение работ и оказание услуг казенными учреждениями не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Таким образом, при инвентаризации расчетов по НДС проверяется только правильность образования задолженности по суммам налога при осуществлении операций, подпадающих под налогообложение (например, при реализации нефинасовых активов). При этом особое внимание должно быть уделено проверке правильности и своевременности документального оформления операций с НДС (счетов-фактур), в том числе при поступлении сумм предварительной оплаты (если таковая предусмотрена договором купли-продажи или поставки). 

Чиновники разрешают с 1 января 2013 года вместо счета-фактуры и отгрузочного документа использовать универсальный передаточный документ, рекомендованная форма которого приведена в письме ФНС России от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96@.

Налог на прибыль. В казенных учреждениях, являющихся плательщиками налога на прибыль, необходимо тщательно проверить организацию и ведение налогового учета, правильность формирования налоговой базы, а также обоснованность распределения (в установленных случаях) сумм расходов, относящихся к разным видам деятельности (основной и приносящей доход).

Транспортный налог. При инвентаризации расчетов по транспортному налогу целесообразно проверить весь налоговый период на предмет выявления фактов несвоевременной постановки на учет или снятия с учета транспортных средств (что могло стать причиной дополнительных расходов).

Земельный налог. Инвентаризацию расчетов по земельному налогу, по нашему мнению, целесообразно выполнять одновременно с инвентаризацией непроизведенных активов (в том числе учитываемых на забалансовых счетах). При этом особое внимание следует уделить объектам, стоимость которых (включаемая в налоговую базу) в текущем году изменилась.

Налог на имущество. По налогу на имущество необходимо обратить внимание на полноту и своевременность применения налоговых льгот, установленных федеральным и региональным законодательством. Напомним, что налог на имущество рассчитывается на основании данных бухгалтерского, а  не налогового учета. Поэтому имеет смысл проверить и правильность оформления соответствующих операций в бухгалтерском учете (в частности, по формированию первоначальной стоимости объектов основных средств и оформлению их ввода в эксплуатацию). Также в ходе инвентаризации расчетов по налогу на имущество за 2013 год следует выяснить, не включены ли в налоговую базу объекты движимого имущества, введенные в эксплуатацию после 1 января 2013 года (движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, не признается объектом обложения по налогу на имущество на основании подп. 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ).

А также не было ли фактов исключения из налоговой базы объектов движимого имущества, введенных в эксплуатацию до указанной даты.

В.Р. Захарьин,

эксперт по бюджетному учету

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка