Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Оплата коммуналки

21 декабря 2014 15 просмотров

Сайт журнала «Учет в казенных учреждениях»
Электронный журнал «Учет в казенных учреждениях»

Арендные отношения и оплата коммуналки

Особенности арендных отношений, осуществляемых казенными учреждениями, обуславливаются их правовым положением.

Казенные учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Пунктом 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ установлено, что государственное (муниципальное) казенное учреждение может вести приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.

Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Доходы от оказания казенными учреждениями платных услуг относятся к неналоговым доходам бюджета (п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).

Из норм статьи 298 Гражданского кодекса РФ следует, что государственное казенное учреждение не имеет права распоряжаться любым имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления.

Таким образом, особенностями договора аренды, заключаемого государственными (муниципальными) казенными учреждениями, являются:

  • необходимость принятия соответствующего решения, а не получение разрешения учредителем учреждения;
  • наличие в учредительных документах учреждения указания на осуществление приносящей доход деятельности в форме аренды объектов основных средств;
  • невозможность непосредственного использования полученных сумм арендной платы для возмещения расходов государственно (муниципального) казенного учреждения, осуществленных в рамках основной и приносящей доход деятельности.

Что же касается органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, то для них разъяснено, что согласно принципу общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, установленного статьей 35 Бюджетного кодекса РФ, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено Законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе отдельных видов неналоговых доходов государственных (муниципальных) казенных учреждений, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Финансовое обеспечение

Главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доходы деятельность, имеют право распределять бюджетные ассигнования между указанными учреждениями с учетом объемов доходов от приносящей доходы деятельности, осуществляемой этими учреждениями (п. 22 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83ФЗ, далее – Закон № 83ФЗ).

В случае принятия учредителем решения о возможности оказания услуг казенными учреждениями на платной основе и отражения этого факта в уставе учреждения бюджетные ассигнования такому учреждению следует планировать в том числе с учетом расходов на финансовое обеспечение данной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.  При этом статья 161 Бюджетного кодекса РФ не регулирует вопросы выделения из состава общих расходов затрат, осуществленных в рамках приносящей доход деятельности.

В случае если иное не установлено федеральными законами, полномочия по установлению порядка определения цен на оказание платных услуг государственными казенными учреждениями федерального и регионального уровня, несмотря на отсутствие общей нормы в федеральном законодательстве, целесообразно возложить на органы власти (например, закрепить в положениях об этих органах), являющиеся главными распорядителями бюджетных средств, в ведении которых казенные учреждения находятся. 

Цены на платные услуги казенных учреждений должны устанавливаться органами государственной власти или распорядителями бюджетных средств.

На этапе определения арендной платы должны быть учтены рыночные цены на аналогичные услуги, применяющиеся в данном регионе (местности). Также следует установить, должны ли включаться суммы возмещения сопутствующих услуг (содержание арендованного имущества, потребленные арендатором коммунальные услуги, прочие расходы и т. п.) в состав арендной платы или они учитываются обособленно (по отдельно выставляемым казенным учреждением счетам или иным аналогичным документам).

Отражение в учете

Учет операций, связанных с предоставлением имущества казенных учреждений в аренду, ведется по общим правилам. Затраты, на содержание имущества отражаются в составе общих расходов по счету 0 401 20 225 «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества». Расходы по оплате коммунальных и иных сопутствующих услуг учитываются по соответствующим кодам КОСГУ по счетам бухгалтерского учета 1 401 20 221 «Расходы на услуги связи», 1 401 20 226 «Расходы на прочие работы, услуги» и т. д. При этом распределение расходов может осуществляться только в целях определения сумм, подлежащих возмещению арендатором объектов основных средств (без обособленного отражения распределенных сумм в системном бухгалтерском учете). Суммы начисленной арендной платы отражаются по кредиту счета 1 401 10 120 «Доходы от собственности» и дебету счета 1 205 21 560 «Увеличение по дебиторской задолженности по доходам от собственности».

Особенности налогообложения сумм

В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями. Следовательно, налог на добавленную стоимость не исчисляется по работам (услугам), выполненным (оказанным) казенными учреждениями начиная с 1 января 2012 года. После вступления в силу Закона № 83ФЗ вопрос о том, подпадает ли аренда государственного или муниципального имущества казенных учреждений под действие процитированной нормы, являлся дискуссионным. В частности, неясно было, следует ли в данном случае применять нормы статьи 161 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми при приобретении государственного или муниципального имущества плательщиком налога является покупатель, который в подобных ситуациях выполняет функции налогового агента. В настоящее время проблему можно считать урегулированной. Позиция Минфина России по данному вопросу неоднократно выражалась на уровне писем финансового ведомства. Последним на данный момент является письмо Минфина России от 28 ноября 2013 г. № 03-07-11/51697, которым, в частности, разъяснено, что выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС.

В упомянутом письме Минфина России речь идет только о муниципальном имуществе, однако та же логика применима и к случаям аренды государственного (федерального или субъектов РФ) имущества.

Что касается налога на прибыль, то подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ установлено: при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями госуслуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. Передача временно не используемого имущества в аренду формально к государственным или муниципальным функциям не относится. Поэтому с сумм арендной платы, по мнению автора, налог на прибыль должен уплачиваться на общих основаниях. Соответствующие лимиты бюджетных обязательств должны быть учтены при определении размера расходов по статье 290 «Прочие расходы».

В.Р. Захарьин,

эксперт по бюджетному учету

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка