Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Нормирование труда

21 декабря 2015 809 просмотров

Сайт журнала «Учет в казенных учреждениях»
Электронный журнал «Учет в казенных учреждениях»

Зачем нужно нормировать труд

Введение эффективного контракта предусмотрено Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.

Одним из пунктов названной Программы является разработка и утверждение Минтрудом России Методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в учреждениях (далее – Рекомендации), которые были впоследствии утверждены приказом от 30 сентября 2013 г. № 504.

Пунктом 3 Рекомендаций определено, что основными целями системы нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях являются:

  • создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда;
  • обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ или оказании государственных (муниципальных) услуг (далее – госуслуги);
  • повышение эффективности обслуживания потребителей госуслуг.

Что включает нормирование труда

Согласно пункту 2 Рекомендаций, при разработке (определении) системы нормирования труда в учреждении формируется комплекс решений, определяющий:

  • нормы труда, применяющиеся в учреждении, по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций);
  • методы и способы установления норм труда;
  • порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту;
  • порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования;
  • меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

Установление системы нормирования труда

Систему нормирования труда рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда в учреждении (п. 20 Рекомендаций). В него можно включить такие разделы. 

Положение о системе нормирования труда утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор (п. 20 Рекомендаций).

1. «Применяемые в учреждении нормы труда».

2. «Порядок внедрения норм труда».

3. «Порядок организации замены и пересмотра норм труда».

4. «Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда».

При этом в приложении к разделу 1 приводятся:

  • ссылки на типовые нормы труда, использованные при определении норм труда;
  • примененные методики определения нормы численности на основе типовой нормы времени, нормы численности на основе типовой нормы обслуживания и нормы обслуживания на основе типовой нормы времени (если проводились расчеты);
  • расчет коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (если проводилась коррекция);
  • методы и способы установления норм труда по отдельным должностям (профессиям рабочих), видам работ (функциям), по которым отсутствуют типовые нормы труда.

Работника необходимо ознакомить с нормами труда при заключении трудового договора ( п. 23 Рекомендаций). В случае установления работнику норм времени на выполнение работ (оказание услуг) или норм обслуживания также рекомендуется в трудовом договоре указать, что их выполнение осуществляется в пределах установленной ему продолжительности рабочего времени.

Работники должны быть извещены о внедрении новых норм труда не позднее чем за два месяца до их введения в действие. В аналогичный срок их извещают о корректировке ошибочных норм труда. При этом с учетом мнения представительного органа работников о снижении ошибочных норм труда они могут быть уведомлены в более короткий срок (п. 24 Рекомендаций). 

Форму извещения о внедрении учреждение определяет самостоятельно. В нем рекомендуется указать ранее действовавшие нормы труда, новые нормы труда, факторы, послужившие основанием введения новых норм труда или их корректировки (п. 25 Рекомендаций). .

Ответственность за разработку и внедрение

Ответственность за состояние нормирования труда в учреждении возложена на работодателя ( п. 5 Рекомендаций). Работу по нормированию труда может организовывать непосредственно руководитель учреждения или же он может это поручить одному из заместителей.

А вот разрабатывать систему нормирования труда в учреждении должны специалисты, обладающими необходимыми знаниями и умениями в сфере организации и нормирования труда.

Желательно, чтобы выполнением работ, связанных с нормированием труда, занималось специализированное подразделение (служба) учреждения по нормированию труда. Его создают с учетом численности работников и специфики деятельности учреждения. Если такого подразделения нет, выполнение работ можно возложить на структурное подразделение либо работника, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения деятельности учреждения, организации труда и заработной платы (п. 6 Рекомендаций).

Подходы к разработке системы нормирования труда

При разработке системы нормирования труда определяются нормы труда применительно к технологическим (трудовым) процессам и организационно-техническим условиям их выполнения в учреждении (п. 7 Рекомендаций).

В ходе анализа организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении рекомендуется учитывать:

  • используемые технологии, методики, стандарты выполнения работ (оказания услуг);
  • параметры работы и обслуживания применяемого оборудования;
  • условия труда на рабочих местах;
  • формы организации труда;
  • режимы труда и отдыха;
  • иные параметры (в том числе регламентированные перерывы, характеристики выполняемых работ, рациональное разделение и кооперацию труда).

Назначение норм труда

Нормы труда могут служить для установления нормированного задания (установленного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени). Нормы труда могут определяться на:

  • отдельный вид работ;
  • взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда);
  • законченный комплекс работ (комплексная норма труда).

Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда (п. 10 Рекомендаций).

Использование типовых норм

При определении норм труда рекомендуется проанализировать имеющиеся типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда и соотнести их с фактическими организационно-техническими условиями выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении (п. 8 Рекомендаций). 

Речь идет о нормах труда, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда».

Согласно пункту 9 Рекомендаций, на основе типовых норм труда могут быть определены для применения в учреждении:

  • нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации);
  • нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т. п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);
  • нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ).

При определении норм труда в учреждении на основе типовых норм труда используются комплексно обоснованные нормы затрат труда, установленные для однородных работ, применительно к типовым технологическим (трудовым) процессам и типовым организационно-техническим условиям их выполнения в соответствующей отрасли экономики. При совпадении с ними организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждении рекомендуется использовать типовые нормы труда. Аналогичное решение рекомендуется принимать, если имеющиеся различия организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов не могут существенно повлиять на норму труда (п. 13 Рекомендаций). 

Решение о значимости различий организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов принимается с учетом мнения представительного органа работников ( п. 13 Рекомендаций).

Комплексно обоснованные нормы затрат труда предусматривают:

  • прогрессивные режимы работы оборудования;
  • рациональные приемы и методы труда, организацию и обслуживание рабочих мест;
  • оптимальную занятость работников;
  • максимальное использование возможностей рабочих мест;
  • высокое качество продукции (работ, услуг);
  • сохранение здоровья и работоспособности работников.

Согласно пункту 15 Рекомендаций, при планировании мер по повышению эффективности оказания госуслуг типовые нормы труда рекомендуется использовать в качестве эталона:

  • для учреждений, в которых организационно-технические условия ниже уровня, на который рассчитаны типовые нормы;
  • при исследовании затрат рабочего времени и анализе потерь рабочего времени.

После принятия мер по изменению организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов нормы труда в учреждении могут быть пересмотрены в установленном законодательством порядке.

Возможно, что по отдельным видам работ и рабочим местам типовые нормы труда отсутствуют. Тогда нормы труда разрабатываются в учреждении с учетом рекомендаций организации, осуществляющей функции и полномочия учредителя, либо с привлечением соответствующих специалистов в установленном порядке. Об этом сказано в пункте 16 Рекомендаций.

Работа по определению норм труда

Работа по определению норм труда включает (п. 17 Рекомендаций):

  • анализ трудового процесса на основе стандарта оказания госуслуги, разделение его на части;
  • выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;
  • проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;
  • определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов.

При проведении указанной работы рекомендуется ориентироваться на методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда, утвержденные приказом Минтруда России от 31 мая 2013 г. № 235, в части организации работы и проведения расчетов норм труда.

Наряду с нормами труда, установленными в учреждении на неопределенный срок, могут применяться временные и разовые нормы труда (п. 19 Рекомендаций).

Временные нормы труда устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда. Их рекомендуется устанавливать на срок не более трех месяцев.

Разовые нормы труда определяются работодателем на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные).

Приложения к Рекомендациям

Отметим, что к Рекомендациям приводятся два приложения, призванные помочь учреждениям в разработке систем нормирования труда.

Приложение № 1 содержит рекомендуемые методики определения нормы численности на основе типовых норм времени и типовых норм обслуживания, определения нормы обслуживания на основе типовых норм времени.

А приложение № 2 включает примеры (алгоритмы) расчета норм труда путем коррекции типовых норм труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в государственном (муниципальном) учреждении.

Д.П. Звоненко,

юрист

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка