Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Налог на прибыль в казенных учреждениях

20 ноября 2015 1266 просмотров

Сайт журнала «Учет в казенных учреждениях»
Электронный журнал «Учет в казенных учреждениях»

Общие правила уплаты налога

Казенное учреждение может вести приносящую доходы деятельность, если такое право предусмотрено в его учредительном документе (п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Статьей 251 Налогового кодекса РФ определен перечень доходов, не учитываемых для целей налогообложения прибыли. К ним относятся доходы в виде средств, полученных от оказания (выполнения) казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (работ). А также доходы от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. Это определено подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Аналогично статьей 270 Налогового кодекса РФ определены расходы, которые не учитываются для целей исчисления налога на прибыль. К таковым пунктом 48.11 названной статьи отнесены расходы казенных учреждений, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций. В том числе расходы, связанные с оказанием (выполнением) государственных (муниципальных) услуг (работ). Далее для удобства будем называть их государственными функциями и госуслугами.

Госуслуги налогом не облагаются

Позиция финансового ведомства. Как отмечает Минфин России, перечень госуслуг, выполняемых казенным учреждением в том числе за плату, должен быть предусмотрен в уставе учреждения. Однако не все услуги, предусмотренные учредительным документом, могут быть отнесены к государственным (письмо от 19 августа 2013 г. № 03-03-05/33760).

Платные услуги включаются в перечень госуслуг только в том случае, когда федеральным законом определено, что данные услуги могут оказываться в рамках государственного (муниципального) задания.

При этом формирование госзадания для государственных (муниципальных) казенных учреждений не является обязательным (письмо Минфина России от 29 сентября 2011 г. № 12-08-25/4392). 

Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2011 г. № 729-р утвержден Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме.

Для определения госуслуги обратимся к статье 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Согласно ему, под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, понимается деятельность по реализации функций такого органа. Она осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Так о каких же госуслугах идет речь? Ответ на этот вопрос чиновники Минфина России дали в письме от 28 октября 2013 г. № 03-03-06/4/45534. Речь идет о госуслугах, иных государственных функциях, оказание которых непосредственно связано с предусмотренными законодательством РФ полномочиями органов госвласти (госорганов) или органов местного самоуправления. По мнению чиновников, только к ним применимы положения вышеуказанных норм (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 и п. 48.11 ст. 270 Налогового кодекса РФ). А вот при оказании казенным учреждением на договорной основе платных услуг, не отнесенных к госуслугам, доходы и расходы от оказания данных услуг учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Аналогичный вывод сделан в письме № 03-03-05/33760.

Мнение ФНС России. Налоговики в письме от 1 августа 2013 г. № ЕД-4-3/13995@ пояснили следующее. Платные услуги включаются в перечень госуслуг только в том случае, когда федеральным законом определено, что данные услуги могут оказываться в рамках госзадания. Оказание платных услуг, не включенных в перечень услуг, должно быть напрямую связано с полномочиями (функциями) органов госвласти. Соответственно оно в этом случае может быть отнесено к выполнению иных государственных (муниципальных) функций. А доходы от их исполнения тоже не облагаются налогом на прибыль (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, к необлагаемым доходам казенного учреждения отнесены, например, доходы от оказания услуг по предоставлению на платной основе парковочных мест. Речь идет об услугах, предоставляемых на основании постановления Правительства Москвы от 5 октября 2012 г. № 543-ПП «О проведении пилотного проекта организации платных городских парковок в г. Москве». Согласно постановлению № 543-ПП, административными регламентами предусматривалось предоставление следующих госуслуг:

  • «внесение в реестр парковочных разрешений инвалидов города Москвы записи о парковочном разрешении инвалида, сведений об изменении записи о транспортном средстве в парковочном разрешении инвалида и о продлении действия парковочного разрешения инвалида»;
  • «внесение в реестр резидентных парковочных разрешений города Москвы записи о резидентном парковочном разрешении, сведений об изменении записи о транспортном средстве в резидентном парковочном разрешении и об аннулировании резидентного парковочного разрешения».

При этом плата за размещение транспортных средств подлежала зачислению в бюджет г. Москвы. Поэтому, хотя такие услуги не включены в перечень госуслуг, доходы от них чиновники ФНС отнесли к доходам от выполнения иных государственных функций, которые не облагаются налогом на прибыль.

Доходы, с которых надо платить налог

Не все виды деятельности казенного учреждения могут быть признаны государственными услугами. Поэтому некоторые виды доходов включаются в базу, с которой платят налог на прибыль в казенных учреждениях на общих основаниях.

Так, казенное учреждение может быть заказчиком по гражданско-правовому договору, отличному от государственного контракта. В рамках данного договора учреждение может получить от исполнителя неустойку при нарушении им условий договора. Такая неустойка должна учитываться в составе внереализационных доходов при определении налоговой базы на основании статьи 250 Налогового кодекса РФ. Об этом сказано в письме Минфина России от 28 августа 2013 г. № 03-03-06/4/35325

Расходы, понесенные в рамках приносящей доход деятельности, могут уменьшить базу по налогу на прибыль при их соответствии положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

Это же касается, как отмечено в письме УФНС России по г. Москве от 13 августа 2012 г. № 16-15/073584@, видов деятельности, которые не обозначены в уставе казенного учреждения как основные. Например, это такие виды приносящей доход деятельности казенного учреждения, как:

  • сдача в аренду имущества;
  • реализация высвобождаемого имущества;
  • другие аналогичные виды деятельности, предусмотренные уставом казенного учреждения.

Так, в письме № 03-03-06/4/35325 рассмотрен вопрос налогообложения компенсации сумм коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг, полученной казенным учреждением. Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса РФ, к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ. А также внереализационные доходы, предусмотренные статьей 250 Налогового кодекса РФ. При этом исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251 Налогового кодекса РФ.

Доходы в виде средств, полученных от арендаторов в возмещение коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг, в статье 251 Налогового кодекса РФ не указаны. Поэтому они учитываются в составе внереализационных доходов на основании положений статьи 250 Налогового кодекса РФ.

Налоговая отчетность

Даже если у казенного учреждения отсутствует база по налогу на прибыль, данный факт не освобождает его от необходимости сдачи отчетности. Это объясняется тем, что учреждение как российская организация признается плательщиком данного налога (п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ). А налогоплательщики по истечении каждого отчетного и налогового периода обязаны представлять в инспекцию налоговые декларации. Причем независимо от наличия у них обязанности по уплате налога (авансовых платежей по нему), а также особенностей исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РФ).

Налоговый период по налогу на прибыль – календарный год, отчетные периоды – I квартал, полугодие и 9 месяцев. Если по итогам отчетного (налогового) периода у казенного учреждения не возникло обязательства по исчислению и уплате налога, оно сдает декларацию по упрощенной форме (титульный лист, листы 02 и 07, и приложение к декларации (при необходимости)).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка