Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Номер за пять минут

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Исполнитель для спецоценки: как выбрать

31 декабря 2015 103 просмотра

Сайт журнала «Учет в казенных учреждениях»
Электронный журнал «Учет в казенных учреждениях»

Провести спецоценку учреждению необходимо

Обязанность работодателя обеспечить проведение оценки условий труда работника введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Она может быть как плановой, так и внеплановой.

Плановая проверка проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Случаи проведения внеплановых проверок установлены частью 17 Закона № 426-ФЗ. При этом обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Применительно к оценке условий труда государственных и муниципальных служащих сделано уточнение, что правила проведения такой оценки регулируются законами и нормативно-правовыми актами о государственной и муниципальной службе РФ и субъектов РФ.

Проводится данное мероприятие совместно работодателем и организацией (организациями), которые соответствуют определенным требованиям. Они привлекаются на основании гражданско-правового договора. Иными словами, если под словом «работодатель» понимать закупочное понятие «заказчик», такому заказчику необходимо провести закупку услуг по проведению спецоценки.

Определяем предмет закупки

Как известно, успех любой закупки начинается с правильного понимания ее предмета. То есть необходимо произвести корректную идентификацию предмета закупки в соответствующих инструментальных средствах. Важнейшим из них является классификатор ОКПД (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007).

В настоящее время большинство специалистов трактуют специальную оценку условий труда как код 74.3 «Услуги в области технических испытаний и исследований». Дальнейшая детализация кода непринципиальна.

Формализовав предмет закупки, можно начинать работу по подготовке планов и планов-графиков закупок. Кроме того, правильный код – залог эффективного информационного обеспечения закупочной деятельности. В качестве основы технического задания на закупку можно рекомендовать ссылку на приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, которым утверждена, в частности, Методика проведения специальной оценки условий труда, а также требования к документам отчетности. 

Учитываем требования к исполнителю

Требования к исполнителям специальной оценки раскрываются в статье 19 Закона 426-ФЗ. Так, организация (физические лица даже не рассматриваются), претендующая на право заключения контракта, в случае закупки услуг специальной оценки должна иметь указание в уставных документах, что проведение специальной оценки условий труда является одним из основных видов деятельности такого юридического лица (ч. 1 ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 19 Закона № 426-ФЗ, организация, проводящая спецоценку, должна иметь аккредитованную лабораторию.

А пунктом 2 части 1 статьи 19 Закона № 426-ФЗ установлено требование о наличии в организации не менее пяти аттестованных экспертов, работающих по трудовому договору. Причем они должны иметь сертификат эксперта на право выполнения работ по спецоценке условий труда. И среди них должен быть как минумум один эксперт, имеющий высшее образование по одной из специальностей, – врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.

Все организации, которые имеют право проводить специальную оценку, должны состоять в соответствующем реестре Минтруда России.

Однако это общие правила. Но статьей 27 Закона № 426-ФЗ предусмотрены переходные положения. Они заключаются в следующем.

Организации, аккредитованные как оказывающие услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить спецоценку условий труда. Но только до истечения срока действия имеющихся на 1 января 2014 года аттестатов аккредитации своих испытательных лабораторий (центров). Предельный срок – до 31 декабря 2018 года.

При этом, если у вышеуказанных организаций срок действия аттестатов аккредитации истекает в 2014 году, они вправе проводить специальную оценку условий труда без учета требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 19 Закона № 426-ФЗ, до 31 декабря 2014 года включительно.

Как видим, контракт заключается только с организацией, которая может подтвердить свое соответствие требованиям федерального законодательства предоставлением заказчику соответствующих сведений.

Следовательно, проведение закупки способом запроса котировок возможно, но заказчику придется решать вечно проблемную задачу: как легитимно предусмотреть возможность подачи необходимых сведений в котировочной заявке участника. Вечная проблема – крайне противоречивая административно-судебная практика в отношении подобных случаев. Это нужно тзнать, чтобы исполнитель для спеоценки не оказался неквалифицированным.

Определяем процедуру закупки услуги по спецоценке

Теперь необходимо определиться с процедурой. Здесь, безусловно, важнейшее значение имеет ценовой объем закупки. Если по результатам анализа действующего рынка и сведений об исполненных аналогичных контрактах заказчик делает вывод о том, что закупка может быть проведена неконкурентным способом (до 100 тыс. руб. или до 400 тыс. руб.), то проблема решена.

Если стоимость превышает пороговое значение, то рассуждать необходимо примерно в такой последовательности. Во-первых, необходимо определить, чем может характеризоваться участник закупки в части допустимых требований к нему. Во-вторых, надо решить, какой способ лучше выбрать (если вообще можно выбирать), чтобы эти требования лучшим образом учесть.

Если стоимость услуг по специальной оценке превышает 500 тыс. руб., то заказчик обязан провести конкурс или аукцион. Так как код 74.3 «Услуги в области технических испытаний и исследований» по ОКПД не попадает под случай обязательного проведения электронного аукциона, заказчик принимает решение по выбору способа закупки самостоятельно. 

Перечень товаров, работ, услуг в случае осуществления закупок, при которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р.

Если проводится электронный аукцион, то участник подтверждает свое соответствие представлением соответствующих документов во второй части заявки.

Если проводится конкурс, то применяются Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085.

В случае закупки услуг специальной оценки следует сделать акцент на применении квалификационных критериев в допустимых пределах.

Проект контракта должен быть составлен с учетом требований вышеуказанных нормативных документов (порядок выполнения услуг, приемка результатов, отчетность).

Вносим изменения в смету

Закон № 426-ФЗ был принят в самом конце 2013 года, поэтому маловероятно, что средства на проведение спецоценки были предусмотрены бюджетной сметой. А если бюджетной сметой закупка таких услуг не предусмотрена, необходима ее корректировка. В противном случае заказчик рискует получить предписание о неисполнении норм федерального законодательства.

А.В. Бурков,

ведущий аналитик института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ ВШЭ

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка