Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Можно ли подтвердить расходы выцветшим чеком

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Спецоценка условий труда: как проводить

12 января 2014 347 просмотров

Сайт журнала «Учет в казенных учреждениях»
Электронный журнал «Учет в казенных учреждениях»

Понятие спецоценки и сроки ее проведения

Спецоценка условий труда введена Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Понятие спецоценки. Спецоценка – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Проводят оценку за свой счет все работодатели, даже те, у которых рабочие места являются офисными (ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Таким образом, спецоценку должны проводить все без исключения казенные учреждения.

В какие сроки проводят спецоценку. По общему правилу спецоценку надо проводить не реже чем один раз в пять лет. Если последняя аттестация рабочих мест проводилась менее пяти лет назад, то ее результаты приравниваются к результатам специальной оценки. Поэтому если рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

При этом предусмотрен ряд случаев, когда спецоценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Она проводится в течение шести месяцев после наступления этих случаев.

Во-первых, при вводе в эксплуатацию новых рабочих мест.

Во-вторых, при изменении технологического процесса, состава применяемых материалов, средств защиты и прочих нововведениях, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов.

В-третьих, при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда.

В-четвертых, основанием для внеплановой спецоценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

В то же время Законом № 426-ФЗ предусмотрены переходные положения. Согласно им, спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года. Однако это не относится к рабочим местам «вредников» (ч. 6 ст. 27, ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). 

Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290 утвержден Перечень рабочих мест, в отношении которых спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей (пока не утверждены). В том числе в него включены рабочие места сотрудников, занятых на работах по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ и др.

Порядок проведения спецоценки

Шаг 1. Создание комиссии и утверждение графика оценки. Чтобы начать спецоценку условий труда, нужно создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на ее проведении.

В комиссию входят представители работодателя, профсоюза (если в учреждении есть первичная профсоюзная организация), а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или руководительучреждения. Кроме того, работодатель также устанавливает график проведения оценки. Комиссия до начала выполнения работ определяет список рабочих мест, которые подлежат оценке.

Шаг 2. Исследование рабочих мест. В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Для этого работодатель представляет комиссии следующие документы:

  • инструкции по эксплуатации оборудования (машин, механизмов, инструментов и приспособлений);
  • технологическая документация;
  • характеристики технологического процесса;
  • должностные инструкции;
  • проекты строительства и реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
  • характеристики применяемых в производстве материалов и сырья;
  • декларации о соответствии или сертификаты соответствия оборудования, технологических процессов, материалов определенным требованиям;
  • результаты исследований, которые проводились ранее на рабочих местах.

Комиссия также может выявить вредные факторы путем осмотра рабочего места и ознакомления с работами, которые фактически выполняют штатные сотрудники, либо путем опроса сотрудников и их руководителей. На рабочих местах проводятся испытания и измерения. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. 

Классов условий труда четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени. Рабочие места, на которых вредные и опасные факторы не выявлены, заносятся в специальную декларацию соответствия. Ее нужно представить в трудовую инспекцию.

Шаг 3. Составление отчета. По окончании спецоценки комиссия составляет отчет по форме, приведенной в приложении № 3 к приказу № 33н, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и иные документы.

Шаг 4. Ознакомление с отчетом. С отчетом работодатель должен письменно ознакомить каждого сотрудника в течение 30 дней с даты утверждения документа. А сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте учреждения.

Зачем нужны результаты спецоценки

Спецоценка влияет на размер дополнительных тарифов. На основании спецоценки будут определяться дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. Из статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа дифференцируется от 0 до 8 процентов. Но если учреждение оценку не проводило и у него до сих пор действительны результаты аттестации на работах с вредными или опасными условиями труда, то тарифы будут отличаться. Кроме того, иначе надо платить взносы, если учреждение закончило аттестацию рабочих мест в 2014 году. Разъяснения по этому вопросу также содержатся в письме Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113.

Для наглядности тарифы, по которым учреждение будет платить взносы в разных ситуациях, мы показали в таблице.

Рассмотрим некоторые вопросы, касающиеся дополнительных тарифов.

Вопрос 1. Учреждение закончило аттестацию рабочих мест из списков 1 и 2 после 31 декабря 2013 года. Вправе ли оно платить взносы по дифференцированным тарифам?

Нет, результаты аттестации, законченной после 31 декабря 2013 года, не влияют на тарифы по взносам. При недействующих результатах аттестации взносы надо платить по тарифам 4 или 6 процентов.

Вопрос 2. Учреждение провело специальную оценку условий труда на работах из списков 1 и 2. Отчет об оценке утвердило в середине месяца. Как посчитать взносы за месяц?

Пониженные или нулевые тарифы работодатель вправе применять со дня, в котором подписал отчет о результатах оценки. То есть надо разделить зарплату на две части – до утверждения отчета и с даты отчета. С первой части начислить взносы по тарифам 4 и 6 процентов, а со второй – по тарифам от 0 до 8 процентов. Например, отчет об оценке утвержден 10 апреля. Условия труда признали допустимыми. Зарплата сотрудника с профессией из списка 2 за апрель – 50 тыс. руб. В апреле 22 рабочих дня, в том числе до 10 апреля – 7 рабочих дней. Дополнительные взносы надо заплатить лишь за эти дни в сумме 636,36 руб. (50 000 руб. x 4% x 7 дн. : 22 дн.).

Спецоценка позволит списать доплаты на вредных работах. Результаты специальной оценки позволяют работодателям списать оплату дополнительного отпуска сотрудникам, занятым на вредных работах, компенсацию и повышенную оплату. Такой вывод следует из письма Минфина России от 7 марта 2014 г. № 03-03-06/1/10060.

Сотрудникам на вредных или опасных работах положен дополнительный оплачиваемый отпуск минимум в семь календарных дней (ст. 117 Трудового кодекса РФ). Продолжительность отдыха надо закрепить в трудовом, коллективном договорах и в отраслевом соглашении. Отпуск предоставляется, если условия труда признаны вредными по итогам спецоценки (либо аттестации). Тогда учреждение вправе списать отпускные в расходы. Без оценки или аттестации списывать затраты нельзя. Так считают чиновники.

С 2014 года работодатели вправе также увеличивать сотрудникам, занятым на вредных или опасных работах, продолжительность рабочего времени с 36 до 40 часов в неделю (ст. 92 Трудового кодекса РФ). За дополнительные часы сотруднику полагается компенсация.

Для замены сокращенного дня компенсацией есть несколько условий. Во-первых, увеличить продолжительность рабочего времени можно с согласия работника. Во-вторых, сумму компенсации надо прописать в коллективном договоре. В-третьих, условия труда должны быть отнесены к вредным по итогам специальной оценки. При таких условиях разрешено списывать компенсацию. Учесть затраты также можно, если вредные условия определены по итогам аттестации, проведенной до 2014 года, так как ее результаты действуют пять лет.

На вредных или опасных работах надо повысить оплату труда минимум на 4 процента от оклада (ст. 147 Трудового кодекса РФ). Размер доплаты надо записать в трудовом или коллективном договоре. 

В Минфине России считают, что для списания повышенной оплаты надо, чтобы на рабочих местах была проведена спецоценка или аттестация. Но организации доказывают, что эти расходы можно списать и без аттестации (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2012 г. № А69-612/2011).

Расходы на спецоценку можно будет возместить за счет ФСС. В скором времени у страхователей появится возможность возмещать расходы на проведение специальной оценки условий труда за счет ФСС. Такие изменения предусмотрены приказом Минтруда России от 20 февраля 2014 г. № 103н, направленным на регистрацию в Минюст России. Документом вносятся поправки в приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н. В частности, по новым правилам теперь взносы на травматизм в пределах 20 процентов можно будет уменьшить на стоимость проведенной спецоценки условий труда. Для этого до 1 августа нужно будет подать в свое отделение фонда заявление вместе с планом финансирования, копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанного по результатам проведения спецоценки, или копию коллективного договора.

Результаты спецоценки повлияют на надбавки и скидки. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам на травматизм нужно установить для того или иного страхователя. Правда, итоги оценки, проведенной в этом году, повлияют на тариф взносов на травматизм только с 2015 года.

Ответственность за непроведение спецоценки

Работодателя могут привлечь к административной ответственности, если он не провел спецоценку. Сейчас санкции за это предусмотрены в статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составляет для руководителя от 1 тыс. до 5 тыс. руб. и для учреждения – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

С 2015 года в случае отказа от спецоценки трудинспекторы станут привлекать к ответственности по статье 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Она вводится в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ. И по этой норме величина штрафа выше. Для руководителя – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. и для учреждения – от 60 тыс. до 80 тыс. руб. или предупреждение.

При повторном нарушении размер санкции увеличится для руководителя от 30 тыс. до 40 тыс. руб. Для учреждения – от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Причем руководителя, который повторно допустил нарушение, вместо штрафа могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность учреждения приостановить на срок до 90 суток.

Если же в учреждении произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. А если вина будет доказана, то руководителя могут привлечь к уголовной ответственности по статье 143 Уголовного кодекса РФ. Она предусматривает наказание за нарушение требований охраны труда. 

Статья 143 Налогового кодекса РФ предусматривает наказание от штрафа (до 400 тыс. руб.) до лишения свободы (на срок до пяти лет в зависимости от тяжести нарушения).

Н.В. Чуткова,

консультант по вопросам начисления заработной платы, социальных пособий и их налогообложения

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка