Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как посчитать резерв отпусков для равномерного учета расходов

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Закупки у малых фирм

13 января 2014 31 просмотр

Сайт журнала «Учет в казенных учреждениях»
Электронный журнал «Учет в казенных учреждениях»

Понятие субъекта малого предпринимательства

Определение субъекта малого предпринимательства содержится в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно статье 4 Закона № 209-ФЗ, к таким субъектам относятся:

  • внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП);
  • индивидуальные предприниматели, сведения о которых содержатся в ЕГРИП;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.
  • При этом такие субъекты должны отвечать установленным критериям по структуре капитала, по численности работников и по выручке.

Ограничение по структуре капитала. Данное ограничение касается юридических лиц. Суммарная доля участия государства и определенных организаций не должна превышать 25 процентов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юрлица. Исключение – активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. Речь идет о суммарном участии:

  • Российской Федерации;
  • субъектов РФ;
  • муниципальных образований;
  • иностранных юрлиц;
  • общественных и религиозных организаций (объединений);
  • благотворительных и иных фондов.

Есть еще одно ограничение для признания организации субъектом малого предпринимательства. Доля участия в ней, принадлежащая одному или нескольким юрлицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов. Однако это ограничение не распространяется на хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности. Но при условии, что исключительные права на них принадлежат учредителям (участникам) – бюджетным или автономным научным учреждениям. Или же вузам, являющимся бюджетными (автономными) учреждениями. 

Под результатами интеллектуальной деятельности понимаются программы для ЭВМ, баз данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ.

Также вышеупомянутое ограничение не распространяется на организации, учредителями (участниками) которых являются юрлица, включенные в особый перечень. Речь идет о перечне юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Его утверждает Правительство РФ.

Ограничение по численности работников. Для того чтобы организация (предприниматель, КФХ) считалась субъектом малого предпринимательства, численность ее работников не должна превышать 100 человек. Речь идет о средней численности работников за предшествующий календарный год.

Ограничение по выручке. И наконец, чтобы отнести субъект к малому предпринимательству, сумма его выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предыдущий год не должна превышать 400 млн руб. Предельная величина выручки для целей признания предприятия малым установлена постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101.

Льготы по закупкам для малых предприятий

Особенности участия субъектов малого предпринимательства (далее – малые предприятия) в государственных и муниципальных закупках регулируются статьей 30 Закона о контрактной системе. Аналогичная норма была предусмотрена ранее Законом о госзакупках (ст. 15). Однако в Законе о контрактной системе к малым предприятиям добавились социально ориентированные некоммерческие организации. Но в обоих случаях речь идет о мерах государственной поддержки малому бизнесу.

Сразу следует сделать важное уточнение. Механизм поддержки малых предприятий и социально ориентированных НКО принципиально отличен от механизма поддержки иных «льготных» категорий участников. Учреждения федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и организации инвалидов имеют обязательную преференцию по цене. А малые предприятия и социально ориентированные некоммерческие организации имеют право на специально выделенный для них объем закупок. Причем разделять закупки «только для малых предприятий» или «только для социально ориентированных НКО» недопустимо.

Механизм поддержки малых компаний и НКО

Частью 1 статьи 30 Закона о контактной системе установлено следующее. Заказчики (или лица, которым переданы полномочия заказчика) обязаны осуществлять закупки у малых предприятий и социально-ориентированных НКО в размере не менее 15 процентов совокупного объема закупок, предусмотренного планом-графиком. При этом подразумевается план-график, предусмотренный статьей 21 Закона о контрактной системе. А не план-график переходного периода. 

Из положений статьи 21 Закона о контрактной системе следует, что план-график формируется исходя из доведенных бюджетных средств. Соответственно, совокупный объем закупок определяется исходя из планируемого объема денежных средств, которые заказчик намерен израсходовать на закупки на момент формирования плана-графика.

Отметим, что Закон о госзакупках предусматривал ограниченный перечень товаров, работ, услуг, которые можно было закупать у малых предприятий. При этом и Законом о контрактной системе (ч. 1 ст. 30) определен перечень случаев, когда заказчик не обязан проводить выделенные закупки для малых предприятий и социально ориентированных НКО. А именно при закупках для:

  • обеспечения нужд обороны и безопасности страны;
  • предоставления кредитов для заказчиков;
  • закупки у субъектов естественных монополий и закупки работ в области использования атомной энергии.

Предельное ограничение начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с малыми предприятиями, социально ориентированными некоммерческими организациями, – 20 млн руб. (как и в Законе о госзакупках). В зачет объема закупок у них засчитывается сумма договоров субподряда (контрактом предусмотрено привлечение соисполнителей, основной исполнитель представляет сведения о заключенных договорах субподряда). 

Закупки у малых фирм, социально ориентированных НКО в размере менее предусмотренного Законом о контрактной системе могут повлечь штраф на 50 тыс. руб. (ч. 11 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Лица, не являющиеся малыми предприятиями или социально ориентированными некоммерческими организациями, не могут претендовать на заключение контракта при проведении конкурентных закупок с соответствующим статусом. Принадлежность к указанным категориям подтверждается декларированием данных сведений в заявке участника.

Возможные проблемы

Практика применения мер по поддержке малых предприятий в рамках Закона о госзакупках привела к тому, что законодательно был оговорен случай, когда заказчик объявляет закупку для таких участников, но заявок от них на нее не поступает. Эта попытка засчитывалась заказчику как исчерпывающее выполнение нормы закона (важна не сумма контракта, а желание его заключить).

Из содержания части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе аналогичного вывода однозначно сделать нельзя. Поэтому в связи с наличием административной ответственности за неисполнение нормы статьи 30 Закона о контрактной системе необходимы скорейшие разъяснения по данной ситуации.

А.В. Бурков,

ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева ГУ ВШЭ

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка