Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Изменения в закупках

14 января 2014 63 просмотра

Сайт журнала «Учет в казенных учреждениях»
Электронный журнал «Учет в казенных учреждениях»

Вступление поправок в силу

Изменения в закупках распространяются на ранее совершенную заказчиками закупочную деятельность с 1 января 2014 года. Таким образом, отдельные нормы Закона о контрактной системе, которые в силу практических трудностей выполнялись далеко не всеми заказчиками, были признаны утратившими силу с самого начала их действия. А вот применение правил нормирования в сфере закупок (ст. 19 Закона о контрактной системе) перенесено с 1 июля 2014 года на 1 января 2015 года. Ниже представлен обзор наиболее интересных, по мнению автора, новшеств в Законе о контрактной системе.

Совокупный годовой объем закупок

Одно из главных изменений – введение в Закон о контрактной системе (п. 16 ст. 3) определения «совокупный годовой объем закупок». Под ним понимается утвержденный на соответствующий год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом о контрактной системе. В том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного года, но подлежащих оплате в этом году.

Данное понятие используется в Законе о контактной системе в отношении ограничений на малые закупки у единственного поставщика и на закупки путем проведения запроса котировок. Также понятие применяется для определения необходимости создания контрактной службы, предоставления преференций малому бизнесу и социально ориентированным НКО.

Таким образом, с учетом внесенных изменений закупки по контрактам до 100 тыс. руб. должны составлять по общему правилу не более 5 процентов всех средств заказчика, которые выделены им на оплату закупок товаров, работ, услуг в текущем году. В том числе на оплату долгосрочных контрактов и контрактов, заключенных в конце предыдущего года. При этом цены контрактов, в том числе указанные в плане-графике начальные (максимальные) цены контрактов, не имеют значения для определения годового лимита малых закупок.

В отношении запроса котировок действует аналогичное правило определения 10-процентного лимита.

Данное новшество введено в действие с 1 января 2014 года.

Вместе с тем в Законе о контрактной системе остался нерешенным вопрос, какие именно суммы следует засчитывать в «годовой объем закупок, осуществленных путем проведения запроса котировок». В силу сохраняющейся неопределенности возможны следующие альтернативные формулировки этого понятия:

  • сумма цен контрактов, заключенных в текущем году по результатам запросов котировок (вне зависимости от даты оплаты по контракту);
  • объем финансовых средств, выделенный заказчиком в текущем году на оплату контрактов, заключенных по результатам запросов котировок (вне зависимости от даты заключения контракта).

На практике представляется более правильным применять второй критерий для определения использования 10-процентного предела, выделенного на запрос котировок. Ведь этот вариант повторяет логику выделения общего понятия «совокупный годовой объем закупок».

Правомочность на заключение контракта

Следующее важное изменение Закона о контрактной системе снимает массу возникавших на практике вопросов и споров, как следует понимать и применять «правомочность участника закупки заключать контракт» (п. 2 ч. 1 ст. 31). С 4 июня 2014 года данное требование к участникам закупок полностью исключено из закона. Теперь заказчикам и поставщикам не придется ломать голову, какими документами следует правильно подтвердить соответствие этому требованию.

Электронный аукцион

В новой редакции Закона о контрактной системе урегулирована ситуация, вызывавшая большие споры на практике. Речь о том, каким образом следует заключать контракт с единственным участником электронного аукциона, в случае если такой аукцион признается несостоявшимся в ходе подведения его итогов (в ходе рассмотрения вторых частей заявок). Согласно части 3.1 статьи 71 и пункту 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракт в этом случае заключается с участником такого аукциона, только одна вторая часть заявки которого была признана соответствующей установленным документацией об электронном аукционе требованиям. Контракт заключается по предварительному согласованию с соответствующим контрольным органом.

В Законе о контрактной системе по-прежнему прямо не указан порядок действий заказчика, в случае если в ходе электронного аукциона только один участник такого аукциона подал предложение о снижении цены контракта. Вместе с тем представляется, что это полностью укладывается в вышеуказанные положения Закона о контрактной системе (ч. 3.1 ст. 71 и п. 25 ч. 1 ст. 93). Ведь после такого электронного аукциона сведения о единственном участнике, снизившем цену, и вторая часть его заявки будут переданы заказчику для подведения итогов аукциона. 

Если комиссия приняла решение о соответствии требованиям документации только одной второй части заявки на участие в аукционе, он будет признан несостоявшимся (ч. 13 ст. 69 Закона о контрактной системе). Затем по согласованию с контрольным органом производится заключение контракта с единственным участником, снизившим цену в ходе аукциона.

Закупки у единственного поставщика

Изменениями введены определенные исключения из сферы действия Закона о контрактной системе и расширены случаи совершения закупок у единственного поставщика.

Мелкие закупки. В течение года закупки до 100 тыс. руб. могут проводиться заказчиками не более чем на 5 процентов совокупного годового объема закупок и при этом не более чем на 50 млн руб. Или на сумму не более чем 2 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Последнее ограничение является нововведением и позволяет заказчикам с совокупным годовым объемом закупок менее 40 млн руб. вместо 5-процентного лимита руководствоваться в мелких закупках льготным пределом в 2 млн руб. Поясним почему.

Если годовой совокупный объем закупок заказчика составляет, например, 30 млн руб., то сумма лимита в 5 процентов составит 1,5 млн руб. (30 000 000 руб. х 5%). Следовательно, ему выгоднее применить вместо 5-процентного ограничения лимит в 2 млн руб.

А вот при годовом объеме закупок в 50 млн руб. 5-процентный лимит будет выше 2 млн руб. Он составит 2,5 млн руб. (50 000 000 руб. х 5%), поэтому выгоднее применить именно его.

Однако при объеме, равном 40 млн руб., разницы нет, поскольку 5 процентов от этой суммы как раз составляет 2 млн руб. (40 000 000 руб. х 5%).

Случаи закупок у единственного поставщика. Закупка у единственного поставщика может дополнительно осуществляться в том числе в следующих случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе:

  • закупка услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд. При этом для осуществления закупки не требуется решение Правительства РФ или иного органа власти (п. 32 ч. 1 ст. 93).

Обоснование способа определения поставщика. С 4 июня 2014 года исключена необходимость составления отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика. А также об обосновании цены и иных существенных условий контракта. Речь идет о случаях осуществления закупок у единственного поставщика на основании части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, а именно по пунктам 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19–21, 24–26, 28, 29, 33, 36. Кроме этого, в перечисленных случаях контракт может не содержать расчет и обоснование цены контракта (ч. 3, 4 ст. 93 Закона о контрактной системе).

В остальных случаях закупки у единственного поставщика такие документы и сведения необходимы. 

Например, по закупкам до 100 тыс. руб. заказчики вновь вправе заключать контракты, как в 2013 году, – без составления дополнительных документов, в том числе без изучения рынка и обоснования цены.

Конкурентная процедура закупки, если участник только один. Изменен порядок заключения контракта с единственным участником конкурентной процедуры закупки (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). Обращение в контрольный орган за согласованием заключения контракта с таким участником является для заказчика обязательным. Оно должно быть направлено в срок не позднее чем в течение 10 дней с даты размещения в ЕИС протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (с даты подписания соответствующих протоколов в случае проведения закрытого конкурса, аукциона). Срок согласования закупки контрольным органом не должен превышать 10 рабочих дней с даты поступления обращения. После этого контракт с единственным поставщиком заключается в срок не более чем 20 дней с даты получения заказчиком согласования.

Согласно новой редакции пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракт с единственным поставщиком в случае признания запроса котировок несостоявшимся (подана только одна заявка, соответствующая требованиям закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок) заключается без обращения за согласованием в контрольный орган.

Особенности заключения отдельных видов контрактов

Внесенными изменениями смягчается целый ряд требований к содержанию, порядку заключения и исполнения отдельных видов контрактов.

Заключение контрактов в любой форме. Контракты, заключаемые на основании подпунктов 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 26, 28 и 29 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, с 4 июня 2014 года могут быть заключены в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ. В том числе они могут не включать положения, предусмотренные частями 4–9, 11–13 статьи 34 Закона о контрактной системе (ч. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Эта поправка легализует оформление закупки счетом и накладной, а также закупку по чеку путем выдачи работнику средств под отчет.

Кроме этого, комментируемое изменение упрощает работу заказчиков с организациями-монополистами и другими поставщиками, которые имеют свои стандартные формы договоров и не идут на их изменение.

Отчет об исполнении контракта. С 4 июня 2014 года отменена необходимость составления и размещения заказчиками в ЕИС отчета об исполнении контракта (этапа контракта), заключенного на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе). 

Освобождение заказчиков от предоставления отчетов по мелким закупкам является логичным, поскольку в Законе о контрактной системе отсутствует обязанность по размещению сведений о таких закупках в реестре контрактов. Следовательно, нет и технической возможности размещать такие отчеты на официальном сайте.

Привлечение экспертов. Сокращено количество случаев, когда привлечение внешних экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги является обязательным (ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе). Для проверки представленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, заказчику вместо привлечения независимых экспертов, экспертных организаций достаточно провести экспертизу своими силами, в том числе в следующих случаях:

  • при закупках на основании пунктов 1–9, 14, 15, 17–23, а также пункта 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктов 25, 26, 28–30, 32, 33, 36 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Таким образом, внешняя экспертиза не требуется в самых распространенных случаях закупок у единственного поставщика, в том числе когда контракт заключен с единственным участником закупки по согласованию с контрольным органом;
  • при осуществлении закупок услуг независимых экспертов, экспертных организаций;
  • если результатом предусмотренной контрактом работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие обязательную по законодательству РФ государственную или негосударственную экспертизу. 

Это изменение распространяет свое действие на закупки с 1 января 2014 года. То есть все заказчики, которые раньше в этих случаях в силу различных причин не выполняли требование закона о проведении обязательной независимой экспертизы, были оправданы и освобождены от возможных претензий контрольных органов.

Если извещение о проведении закупки размещено до 1 января 2014 года. В переходных положениях Закона о контрактной системе ( ч. 29 ст. 112) установлено, что к закупкам, извещения об осуществлении которых были размещены на официальном сайте до 1 января 2014 года, не применяются следующие установленные данным законом требования:

  • о проведении экспертизы, предусмотренной частями 3 и 4 статьи 94;
  • о подготовке отчета, предусмотренном частью 9 статьи 94.

Контракты на проведение ремонта. Новой редакцией статьи 22 Закона о контрактной системе, а именно частью 9.1, заказчикам разрешено обосновывать цену контракта на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений проектно-сметным методом. Если заказчик не желает воспользоваться этим правом, то он должен рассчитать и обосновать цену текущего ремонта по общим правилам: методом анализа рынка или другими применимыми методами.

Закупки избирательными комиссиями. Закон о контрактной системе более не применяется к закупке товаров, работ, услуг участковыми избирательными комиссиями, территориальными избирательными комиссиями во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством РФ о выборах и референдумах (п. 6 ч. 2 ст. 1 Закона о контрактной системе).

Закупки у малых предприятий

Скорректирован порядок предоставления преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным НКО (ст. 30 Закона о контрактной системе). Причем данные изменения распространяют свое действие на закупки с 1 января 2014 года.

Заказчики не обязаны исчислять 15 процентов закупок, которые нужно совершить у указанных субъектов и организаций, от закупок:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (то есть не только от закупок у естественных монополий, но и во всех остальных случаях закупок у единственного поставщика); 
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В совокупный годовой объем закупок заказчика, от которого считается 15 процентов закупок, проводимых у малых предприятий и социально ориентированных НКО, не включаются закупки, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте до 1 января 2014 года (ч. 30 ст. 112 Закона о контрактной системе).

Если закупки путем конкурентной процедуры проводились заказчиком только среди малых предприятий и социально ориентированных НКО, в контракт включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком соответствующего документа о приемке.

Ответственность контрактного управляющего

Дополнена сфера ответственности контрактной службы и контрактного управляющего. Соответствующие работники теперь должны заниматься не только претензионной, но и исковой работой в сфере закупок (п. 5 ч. 4 ст. 38 Закона о контрактной системе). В этой связи в очередной раз становится актуальным вопрос комплектования закупочных подразделений заказчиков грамотными специалистами с юридическим образованием.

П.Н. Корнилов,

советник Института госзакупок

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка