Журнал, справочная система и сервисы
№11
Июнь

Вас ждёт свежий номер

Коротко о других изменениях

Подписка
Оформите годовую подписку со скидкой 45%
№11

Ограничения закупки некоторых товаров

22 января 450 просмотров

Сайт журнала «Учет в казенных учреждениях»
Электронный журнал «Учет в казенных учреждениях»

Ограничение закупок иностранных товаров

По общему правилу для обеспечения государственных и муниципальных нужд допускается закупка как российских, так и иностранных товаров.

Однако на сегодняшний день принято три постановления Правительства РФ, вводящие запреты на закупку некоторых товаров:

  • от 11 августа 2014 г. № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд».
  • от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».

Действие первых двух нормативных актов распространяется на широкий круг заказчиков. Поэтому рассмотрим их основные положения подробнее.

Товары легкой промышленности

Постановлением № 791 утвержден перечень иностранных товаров легкой промышленности, которые запрещено закупать для федеральных нужд.

Какие товары запрещено закупать

В рассматриваемый перечень вошли: ткани, канаты, веревки, шпагат, сети, спецодежда, одежда из кожи, одежда верхняя, белье нательное, изделия меховые, кожа, обувь, чемоданы, сумки дамские, прочие товары и услуги по их производству.

Причем действие запрета распространяется как на случаи, когда заказчик закупает именно товар (например, поставка канатов, веревок, шпагата), так и на работы (услуги) по изготовлению (производству) указанных в перечне товаров легкой промышленности.

Скажем, в перечень вошел код 18.22 – одежда верхняя. Но согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), к коду 18.22 относятся не только, например, куртки теплые (включая лыжные) мужские и для мальчиков трикотажные (код 18.22.11.120), но и услуги по пошиву мужской верхней одежды, выполняемые по индивидуальным заказам (код 18.22.99.111). Поэтому независимо от того, как будет назван предмет контракта – поставка верхней одежды или оказание услуг по пошиву верхней одежды, – на то и другое распространяется запрет, предусмотренный постановлением № 791. 

С 1 сентября 2014 года признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 30 марта 2012 г. № 269, определяющее дополнительные требования к участникам госзакупок для нужд федеральных органов исполнительной власти.

Ограничение закупки распространяется не на всех

Следует отметить, что данный запрет должны учитывать только заказчики федерального уровня, например ГКУ «Центральная поликлиника ФТС России» или же ФКУ «Дороги России», при закупке товаров легкой промышленности, перечисленных в приложении к постановлению № 791.

На заказчиков регионального и муниципального уровня, например на государственное казенное учреждение города Москвы «Пожарно-спасательный центр» (ГКУ «ПСЦ»), МКОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества», а также на товары, не вошедшие в постановление № 791, он не распространяется.

В каких случаях запрет не действует

Запрет на госзакупки не будет применяться, если:

  • товар необходим для обеспечения государственного оборонного заказа;
  • товары легкой промышленности происходят из Республики Беларусь или Республики Казахстан;
  • на территориях России, Республики Беларусь и Республики Казахстан отсутствует производство данных товаров.

Кроме того, участники госзакупок таких товаров для федеральных нужд должны будут использовать при изготовлении товаров материалы или полуфабрикаты, произведенные в России, Республике Беларусь или Республике Казахстан (при наличии соответствующего производства в этих государствах).

Отсутствие производства на территории России товаров, материалов и полуфабрикатов должно быть подтверждено заключением, выданным в порядке, который определит Минпромторг России.

Нюансы проведения госзакупок

Если заказчик проводит конкурс, то соответствующие заключения должны входить в конкурсную заявку (подп. «з» п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ; далее – Закон № 44-ФЗ). Если же он проводит электронный аукцион, то соответствующие заключения должны быть в составе второй части заявки (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Но это еще не все. Товары легкой промышленности, включенные в перечень, за исключением детской одежды, попали в Аукционный перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. № 2019-р. Из этого следует:

  • конкурс на закупку таких товаров проводить нельзя (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ);
  • если закупка таких товаров будет осуществляться федеральными заказчиками путем проведения аукциона, заказчик в силу части 2 и части 4 статьи 31 Закона № 44-ФЗ обязан предъявить дополнительное требование к участникам закупок. 

Дополнительным требованием является использование при изготовлении товаров материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан.

Для подтверждения своего соответствия требованию, предусмотренному частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, участник закупки обязан вложить во вторую часть заявки соответствующий документ или его копию (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). О каком именно документе идет речь? Этот вопрос остается открытым, постановление № 791 не дает на него ответа. По нашему мнению, участник закупки может представить:

  • декларацию, в которой подтвердит намерение использовать товары, материалы или полуфабрикаты российского, белорусского или казахстанского происхождения;
  • соответствующие заключения Минпромторга России и уполномоченных органов Республики Беларусь, Республики Казахстан (в случае если участник намерен использовать товары, материалы, полуфабрикаты, произведенные в иных странах ввиду отсутствия их производства на территории Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан).

Товары машиностроения

С 16 июля 2014 года действует запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств (постановление № 656). Перечень таких товаров содержится в приложении к названному постановлению. Условно их можно разделить на три группы.

Закупка товаров из первой группы запрещена, если страна их происхождения не является участником Таможенного союза. Это, например, автомобильные краны, автоцистерны, прицепы к грузовым автомобилям.

Запрет на закупку товаров из второй группы (в частности, легковых автомобилей) действует при выполнении следующих условий:

  • на территории Таможенного союза в отношении этих товаров не выполнено достаточного количества производственных операций, указанных в примечании к перечню постановления № 656;
  • товары не произведены хозяйствующими субъектами, входящими в перечень, который утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. № 169;
  • они не признаны товарами Таможенного союза, созданными с использованием иностранных товаров (в режиме, предусмотренном соответствующим соглашением Таможенного союза).

Товары из третьей группы (например, автобусы, грузовые автомобили) не закупаются, в случае если на территории Таможенного союза в их отношении не осуществлено достаточного количества производственных операций, которые перечисленых в примечании к перечню постановления № 656.

Далее рассмотрим порядок закупок товаров всех трех групп более подробно.

Товары первой группы

Итак, товары, указанные в пунктах 1–14, 28 и 43–66 перечня постановления № 656 (например, краны-трубоукладчики на тракторах, бульдозеры, троллейбусы), можно закупить только в том случае, если страной их происхождения является Российская Федерация, Республика Беларусь или Республика Казахстан. 

В товары первой группы вошли пассажирские трамвайные вагоны, но ограничение на их закупку будет действовать только с 1 января 2015 года.

При закупке товаров данной группы в извещении и документации указывается, что в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ и на основании постановления № 656 введен запрет на допуск товара, страной происхождения которого не является Российская Федерация, Республика Беларусь или Республика Казахстан.

Помимо этого в извещении и документации о закупке необходимо установить особые требования к заявке участника закупки о том, что:

  • участник закупки в заявке может предложить только товар, страной происхождения которого является Российская Федерация, Республика Беларусь или Республика Казахстан;
  • для подтверждения страны происхождения товара заявка участника закупки должна содержать сертификат о происхождении товара, за исключением котировочной заявки.

Если заказчик проводит запрос котировок, то в составе котировочной заявки требовать сертификат о происхождении товара нельзя (ч. 4 ст. 73 Закона № 44-ФЗ).Но имейте в виду, что сертификат можно потребовать при исполнении контракта, указав, что поставщик вместе с товаром в составе сопроводительной документации на товар обязан представить в том числе сертификат о происхождении товара.

Если заказчик проводит конкурс, то соответствующий сертификат о происхождении товара должен входить в конкурсную заявку (подп. «з» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

Если заказчик проводит электронный аукцион, то соответствующий сертификат о происхождении товара должен быть в составе второй части заявки (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Товары второй группы

Товары, указанные в пунктах 15–23 Перечня № 656, в том числе автомобили легковые новые, средства автотранспортные с дизельным или полудизельным двигателем новые, средства автотранспортные с прочими двигателями (газовые, многотопливные и т. д.) для перевозки людей, должны соответствовать определенным техническим характеристикам.

Данные товары можно закупать для обеспечения государственных или муниципальных нужд, если они соответствуют одному из следующих условий:

  • отвечают требованиям, которые предусмотрены примечанием к перечню постановления № 656;
  • товары произведены хозяйствующими субъектами, входящими в перечень, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. № 169, или в режиме, предусмотренном абзацем 6 пункта 2 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года.

То есть в отношении рассматриваемых товаров действует запрет на их допуск, если такой товар одновременно не соответствует ни одному из вышеперечисленных условий.

Помимо этого в извещении и документации о закупке необходимо установить особые требования к заявке:

  • участник закупки в заявке может предложить только товар, соответствующий одному из вышеперечисленных условий;
  • для подтверждения соответствия товара указанным условиям (подп. «б» п. 1 постановления № 656) заявка участника закупки должна содержать акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой РФ, за исключением котировочной заявки.

Товары третьей группы

К данной группе относятся товары, указанные в пунктах 24–27 и 29–42 перечня постановления № 656. Это, в частности, автомобили с определенными характеристиками, например новые средства автотранспортные с прочими двигателями, предназначенные для перевозки не менее 10 человек, новые средства транспортные грузовые с дизельным или полудизельным двигателем полной массой не более 5 т прочие и т. д.

В извещении и документации о закупке данных товаров необходимо установить особые требования.

А именно:

  • участник закупки может предложить только товар, соответствующий требованиям, предусмотренным примечанием к перечню постановления № 656;
  • для подтверждения соответствия товара указанному требованию заявка участника закупки должна содержать акт экспертизы, выдаваемый ТПП России, за исключением котировочной заявки.

Если заказчик проводит электронный аукцион, то акт экспертизы должен входить в состав второй части заявки (п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). 

Ю..А. Шавылина,

заместитель руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме




  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Во время камералки 6-НДФЛ инспекторы поверят, нет ли неточностей в расчете налога и не нарушен ли срок уплаты. За ошибки в расчете оштрафуют на 500 руб. За нарушение сроков уплаты выпишут штраф в 20 процентов от недоимки и начислят пени.

Какие из статей вы больше всего хотите прочитать в новом «Главбухе»?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Зарплата 24 мая 2016 17:00 МРОТ с 1 июля 2016 года в России
РНК 24 мая 2016 14:00 КБК на 2016 год

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка
 

Дружите и общайтесь на профессиональные темы!

Главные бухгалтерские новости у вас на почте. Бесплатная рассылка!