Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Семь бухгалтерских желаний, которые сбылись в 2016 году

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Убытки по содержанию объектов соцкультбыта у градообразующих предприятий

16 декабря 2004 2410 просмотров

Предприятие несет расходы по содержанию объектов социально-культурной сферы, а также обслуживающих производств и хозяйств. Полученный в результате деятельности этих подразделений убыток предприятие принимает в расходы при расчете налога на прибыль. Свои действия оно объясняет тем, что имеет статус градообразующего. Налоговая инспекция, не считая предприятие градообразующим, доначислила налог на прибыль на сумму принятого в целях налогообложения убытка. Налогоплательщик не согласился с действиями инспекции и обратился в суд.

Аргументы налоговой инспекции

Статья 275.1 Налогового кодекса РФ предусматривает, что градообразующие организации, в состав которых входят объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, вправе принять при расчете налога на прибыль расходы на содержание этих объектов. По мнению Инспекции, предприятие не является градообразующим, поскольку не соответствует критериям, установленным Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Численность работников предприятия и членов их семей составляет 45,7 процентов населения соответствующего населенного пункта. Кроме того, муниципальное образование, на территории которого расположено предприятие, не утверждало норм расходов на содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы.

Следовательно, налогоплательщик не имеет право принимать в целях налогообложения убытки по рассматриваемым объектам.

Аргументы налогоплательщика

Предприятие является градообразующим, поскольку соответствует критериям, установленным Положением "О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий - должников, являющихся градообразующими". Это Положение утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1994 г. № 1001.

По второму аргументу налоговиков предприятие представило следующие возражения. Статья 275.1 Налогового кодекса предусматривает, что если органами местного самоуправления нормативы на содержание объектов соцкультбыта не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам.

Таким образом, предприятие правомерно принимало расходы на содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы в полном объеме.

Решение суда

Суд посчитал претензии налоговой инспекции неправомерными. Такой вывод был сделан по следующим причинам. В проверяемом налоговиками периоде - 2002 году - в законодательных документах существовало 2 определения градообразующего предприятия. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ содержит единственный критерий - численность работников предприятия с учетом членов их семей должна составлять не менее 50% населения муниципального образования. Постановлением от 29 августа 2001 г. № 1001 установлены 2 условия отнесения предприятия к градообразующим: доля работников предприятия в общем числе работающих на предприятиях муниципального образования (не менее 30%) и наличие на своем балансе объектов социально-культурной и инженерной инфраструктуры (не менее 30%).

Налоговым кодексом не предусмотрено, каким именно порядком должен руководствоваться налогоплательщик. Предприятие по своим критериям соответствует определению градообразующего, установленному одним из этих документов. Пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса устанавливает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности налогового законодательства трактуются в пользу налогоплательщика. Доводы налогового органа по поводу того, что муниципальным образованием не установлены нормы на содержание объектов соцкультбыта, суд также счет необоснованными.

Таким образом, суд согласился с предприятием, включившим в налоговую базу расходы на содержание социальных объектов (постановление ФАС Уральского округа от 12 апреля 2004 г. № Ф09-1386/04-АК).

Комментарий

Хотим заметить, что в настоящее время критерии отнесения предприятий к градообразующим, которые были предусмотрены Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ, изменены. Тем не менее, новый порядок, установленный Федеральным законом от 29 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" также не соответствует порядку, изложенному в Постановлении Правительства от 29 августа 1994 г. № 1001. Поэтому, не исключено, что споры, аналогичные тому, который мы рассмотрели, будут иметь место и в будущем.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка