Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Камеральная и выездная налоговая проверка

8 июля 2008 21 просмотр

Камеральная проверка

Камеральная и выездная налоговая проверка необходимы чтобы проконтролировать соблюдение налогового законодательства в организации. Поговорим об этом подробнее.

Камеральная налоговая проверка проводится непосредственно в налоговой инспекции по имеющимся у нее документам: налоговым декларациям (расчетам) и другим документам о деятельности организации.

Основания для проведения проверки

Проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления организацией налоговой декларации (расчета) и документов, которые должны к ней прилагаться (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

Налоговики вправе запросить у организации документы, подтверждающие ее право на налоговые льготы и правомерность налоговых вычетов по НДС (письма ФНС России от 17 января 2008 г. № ШС-6-03/24@, УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2007 г. № 19-11/16566).

К сожалению, Налоговый кодекс РФ не устанавливает конкретного и закрытого перечня запрашиваемых документов. Поэтому на практике налоговики могут потребовать с организации довольно широкий перечень документов (постановление ВАС РФ от 23 мая 2006 г. № 14766/05).

Если срок проверки затянулся

В пункте 9 Информационного письма от 17 марта 2003 г. № 71 Президиума ВАС РФ указано, что истечение срока проведения камеральной проверки не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию.

Однако в силу положений статьи 88 Налогового кодекса РФ налоговым органам по их запросу должны представляться не любые документы и сведения, а только те, которые имеют целевое значение и предназначены для проведения налогового контроля.

Такой вывод содержится в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 13 марта 2008 г. № Ф03-А24/08-2/433 по делу № А24-4000/07-13.

Если в ходе камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете), противоречия в представленных документах, несоответствие сведений организации сведениям, имеющимся у налогового органа, – обо всем этом сообщается организации. И она в течение пяти дней должна представить пояснения или внести исправления.

Обратите внимание: если в налоговой декларации не были обнаружены ошибки, противоречия или несоответствие сведений, налогоплательщик не обязан представлять первичные учетные документы по требованию налоговиков (см. постановление ФАС Уральского округа от 5 мая 2008 г. № Ф09-3221/08-С2).

Акт проверки

Если и после внесения исправлений налоговики установят факт нарушения налогового законодательства, будет составлен . На это чиновникам отводится 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Формы актов камеральной и выездной налоговых проверок утверждены приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

Если по результатам камеральной проверки налоговики не составят акт налоговой проверки, налогоплательщик будет лишен возможности осуществить свою защиту путем направления возражений по выявленным в ходе проверки нарушениям.

В этом случае судьи могут признать решение о привлечении к налоговой ответственности, вынесенное по итогам проверки, недействительным. Именно такой вывод содержится в постановлении ФАС Поволжского округа от 19 февраля 2008 г. по делу № А55-7812/07.

Выездная проверка

В данном случае проверяют те строительные организации, которые были включены в план проведения налоговых проверок.

Решение о назначении проверки

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств либо результаты проведенного анализа финансовохозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

В результате такого отбора составляется список кандидатов для проверки. Какие организации могут попасть в эту «группу риска», разъяснила сама ФНС России в «Общедоступных критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков...». Они подготовлены на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333.

Итак, в план выездных проверок строительная организация попадает в следующих случаях.

1. Если ее налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в строительной отрасли.

При этом налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.

2. В бухгалтерской или налоговой отчетности отражены убытки на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. В налоговой отчетности отражены значительные суммы налоговых вычетов за определенный период.

В «группу риска» попадают компании, у которых доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89 процентов за 12 месяцев.

4. Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров, работ и услуг.

5. Выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по строительству в субъекте Российской Федерации.

6. Не представлены пояснения на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

7. Организация неоднократно снималась с учета и ставилась на учет в налоговых органах в связи с изменением местонахождения («миграция» между налоговыми органами).

При этом налоговые органы будут считать подозрительным именно то, что попытки изменить адрес (сменить налоговую инспекцию) осуществляются организацией в процессе налоговой проверки.

8. Уровень рентабельности по данным бухгалтерского учета значительно отклоняется от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Итак, после «выявления кандидатов» на выездную налоговую проверку руководителем налогового органа выносится соответствующее решение.

Выездная налоговая проверка проводится на территории организации. В рамках этого контрольного мероприятия может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одному и тому же налогу за один и тот же период. Несоблюдение данного запрета является нарушением требований законодательства о налогах и сборах (постановление ФАС Центрального округа от 15 апреля 2008 г. по делу № А36-2862/2007).

При этом проведенная камеральная проверка не препятствует проведению выездной налоговой проверки (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276 по делу № А04-5647/07-18/359).

Сроки проверки

Выездная налоговая проверка не должна продолжаться более двух месяцев. Этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Руководитель налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для истребования документов (информации), проведения экспертиз, перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке, что оформляется соответствующим решением. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. На этот период на территории организации приостанавливаются все действия, связанные с проверкой.

В каких случаях проводится повторная проверка?

Согласно пункту 10 статьи 89 Налогового кодекса РФ, повторной признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

Она может проводиться:
– вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих тому году, в котором вынесено решение о ее проведении;
– налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Правда, при этом проверяется только период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Какие документы могут потребовать налоговики?

В ходе выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы документы, связанные с исчислением и уплатой налогов. Организация обязана обеспечить возможность ознакомиться с ними.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

Причем организация должна выполнить требование налоговиков о представлении документов и в случае, когда такое требование предъявляется в последние дни выездной налоговой проверки и срок его исполнения истекает уже после составления справки об окончании выездной налоговой проверки (см. письмо Минфина России от 17 января 2008 г. № 03-02-07/1-19).

При наличии у проверяющих достаточных оснований полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены, заменены, производится выемка этих документов. А вот с 1 января 2010 года налоговые органы будут не вправе требовать те документы, которые ранее уже представлялись налогоплательщиками при проведении камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 Налогового кодекса РФ, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).

Документы по результатам проверки

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и в течение двух месяцев должен быть составлен акт налоговой проверки. Он вручается головному офису фирмы, а филиалам направляются выписки из акта (письмо Минфина России от 10 сентября 2007 г. № 03-02-07/1-406). В случае если налогоплательщик уклоняется от получения данной справки, она направляется заказным письмом по почте.

Если организация не согласна с выводами проверяющих, то в течение 15 дней со дня получения акта она вправе представить письменные возражения. К ним можно приложить документы, подтверждающие обоснованность возражений.

По результатам рассмотрения руководитель налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности, которое вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения представителю организации.

Копии этих решений вручаются представителю организации под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налоговой инспекции оно вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или частично.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: в случае отправки документов по почте следует учитывать следующие моменты. Решение по результатам проверки или требования об уплате налога считаются полученными организацией по истечении шести дней со дня отправки, то есть на седьмой день. При отправке акта проверки предполагается, что компания должна получить его на шестой день. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 2 июня 2008 г. № 03-02-08-12.

После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять обеспечительные меры. Такие действия предпринимаются, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение данного решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка