Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Экологический контроль строительной деятельности

6 ноября 2008 251 просмотр

Нормативное регулирование

Согласно статье 37 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», строительство и реконструкция должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Следить за этим обязаны органы государственной власти.

Чтобы обеспечить выполнение строительными организациями установленных норм, и проводится экологический контроль.

Виды контроля

Действующим законодательством предусмотрены следующие виды экологического контроля:
– государственный (осуществляется федеральными или региональными органами исполнительной власти). Перечень объектов, подлежащих федеральному контролю, утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 777;
– производственный (проводят сами организации). Статьей 67 Закона № 7-ФЗ установлена обязанность хозяйствующих субъектов представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб, а также результаты контроля в уполномоченный орган;
– общественный (осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами на основании норм законодательства).

На деятельность строительных компаний распространяются все перечисленные виды контроля. При этом государственный экологический контроль строительной деятельности имеет свои особенности.

Специальные правила для строительства

Обратите внимание: в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта экологический контроль строительной деятельности может осуществляться только в рамках государственного строительного надзора и только органами госстройнадзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (ст. 65 Закона № 7-ФЗ). Для тех объектов, надзор за строительством которых не предусмотрен, государственный экологический контроль проводится федеральными или региональными органами исполнительной власти.

Напоминаем, что такой надзор осуществляется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Пунктом 7 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ установлен запрет на осуществление иных видов государственного надзора при строительстве.

Отдельно (не в рамках госстройнадзора) государственный экологический контроль может проводиться только в отношении объектов, строительство которых осуществляется в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий.

Обычно государственный строительной надзор ведут органы региональной исполнительной власти. К компетенции федеральных органов власти относится проверка ограниченного перечня объектов (военных, особо опасных, технически сложных, уникальных и т. п.). одинакова для всех проверок в рамках госстройнадзора. Экологический контроль осуществляется в соответствии с разработанной для объекта строительства программой.

Подробнее о порядке проведения государственного строительного надзора читайте в статье, опубликованной в журнале «Учет в строительстве» .

Необходимо отметить, что Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ вводится саморегулирование строительной деятельности. Новый порядок в полном объеме начнет действовать с 1 января 2010 года (выдача лицензий прекращается с 1 января 2009 года, при этом действие ранее выданных лицензий сохраняется до конца 2009 года).

Среди основных целей деятельности саморегулируемых организаций названо и предупреждение причинения вреда окружающей среде вследствие недостатков работ, выполняемых членами саморегулируемых организаций (подп. 1 п. 1. ст. 55.1 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, в пределах своих полномочий контролировать соблюдение законодательства об охране природы в отношении строительных организаций в будущем будут также и саморегулируемые организации.

Негативное воздействие на окружающую среду

Даже при соблюдении всех предусмотренных действующим природоохранным законодательством требований полностью избежать вредного воздействия на природу при осуществлении строительства не удается. В соответствии со статьей 16 Закона № 7-ФЗ загрязнение природной среды является платным.

Строительные отходы

Негативное воздействие начинается с первых этапов строительства: подготовки строительной площадки, проведения земляных работ и т. д. Ведь при сносе зданий (сооружений), рытье котлована и других подобных работах появляются строительные отходы.

Что считать отходами

Что считать отходами? Отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Такое определение дано в статье 1 Закона № 89-ФЗ.

Отходы производства и потребления – остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Такое определение дано в статье 1 Закона № 89-ФЗ.

Поэтому в состав проектной документации на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) включаются описания проектных решений и мероприятий по охране окружающей среды в период строительства, описания решений по вывозу и утилизации отходов при выполнении работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства. Такие положения содержатся в постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В некоторых субъектах Российской Федерации разработаны специальные правила обращения со строительными отходами, предусматривающие включение в составе проектной документации технологического регламента обращения со строительными отходами.

В соответствии со статьей 23 Закона № 89-ФЗ размещение отходов также является платным. Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении или захоронении.

Кто должен платить за отходы

Согласно статье 4 Закона № 89-ФЗ, отходы принадлежат собственнику сырья, материалов, иных изделий или продуктов, в результате использования которых эти отходы образовались. Но право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки.

Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит , поэтому обычно строительные компании заключают договоры на оказание вышеперечисленных услуг со специализированными организациями.

Лицензирование деятельности, связанной с опасными отходами, предусмотрено Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (подп. 74 п. 1 ст. 17).

Ростехнадзор разъяснил, что, если договор, заключенный со специализированной организацией, предусматривает переход права собственности на отходы, платить за них должен новый собственник, то есть специализированная организация (письма от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001, от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455).

При этом передачу отходов с переходом права собственности необходимо отличать от передачи отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу.

В последнем случае наличие договора на вывоз отходов не освобождает строительную компанию от обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Такой вывод сделан в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28 февраля 2007 г. по делу № А56-34922/2006.

Когда платить не надо

Плата за загрязнение не взимается при использовании отходов в собственном производстве в течение трех лет, поскольку при этом расчет платы производится с применением коэффициента 0. Такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. Как применить его на практике, разъяснено в письме Ростехнадзора от 28 апреля 2007 г. № 04-09/472.

До момента подтверждения факта использования отходов плата за них начисляется в общем порядке. Фактическое использование или передачу отходов нужно подтвердить документально. После подтверждения использования отходов представляется корректирующий расчет.

В нем учитывается применение коэффициента 0, а возникшая сумма переплаты зачисляется в счет погашения имеющейся недоимки. Если недоимки нет, переплата по заявлению плательщика зачитывается в счет предстоящих платежей или может быть возвращена.

Правда, если в структуре компании нет собственного производства, воспользоваться такой возможностью ей не удастся.

Разработка нормативов

Если договор со специализированной организацией на вывоз мусора не предусматривает перехода права собственности на отходы, строительной компании необходимо рассчитать и внести плату за размещение отходов. Рассмотрим порядок действий организации подробнее.

Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461.

Проекты нормативов разрабатываются самими хозяйствующими субъектами и передаются на утверждение в территориальные органы Ростехнадзора. Составлять их следует в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

Следует помнить: при отсутствии у организации утвержденных нормативов все отходы ее деятельности будут считаться сверхлимитными. Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды взимается в пятикратном размере (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Компании, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить конкретный класс их опасности. Такое требование содержится в пункте 2 статьи 14 Закона № 89-ФЗ.

Какие отходы являются опасными

Какие отходы являются опасными? Опасные отходы – это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

Опасные отходы – это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Оформление паспортов регламентировано приказом Ростехнадзора от 15 августа 2007 г. № 570.

Всего классов опасности пять. Они установлены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 2 декабря 2002 г. № 786.

К V классу отнесены:
– бой кирпичной кладки, строительного кирпича (коды 31401403 01 99 5, 31401404 01 99 5);
– строительный щебень, потерявший потребительские свойства (код 31400902 01 99 5);
– грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, не загрязненный опасными веществами (код 31401100 08 99 5);
– бой бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме (код 31402701 01 99 5) и т. д.

Отходы V класса – практически неопасные, паспорт на них оформлять не нужно (п. 2 Инструкции, утвержденной приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. № 785).

Среди отходов IV класса опасности названы:

– мусор строительный от разборки зданий и сооружений (код 91200601 01 00 4);
– отходы древесных строительных лесоматериалов (код 17120500 01 00 4);
– песок, загрязненный мазутом, маслами, бензином, содержание которых менее 15 процентов (коды соответственно 31402302 01 03 4, 31402303 01 03 4, 31402304 01 03 4) и др.

Представление расчета и оплата

Расчет представляется плательщиками в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Форма расчета, порядок ее заполнения и представления утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Подробнее о том, как рассчитать плату за размещение отходов, читайте в статье, опубликованной в журнале «Учет в строительстве» .

По каждому субъекту Российской Федерации представляется отдельный расчет.

Если на территории одного субъекта РФ эксплуатируется несколько вредных объектов, то в этом случае по ним отражается в одном расчете.

Внести платежи нужно в те же сроки, которые установлены для представления расчета (приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557).

Реквизиты можно узнать в территориальном управлении Ростехнадзора.

Ответственность

За непредставление расчета, а также за опоздание с его подачей штрафных санкций не предусмотрено (нормы Налогового кодекса РФ неприменимы, поскольку расчет – это не налоговая декларация и экологические платежи к налогам не относятся).

А вот за несвоевременное перечисление платы в бюджет должностных лиц строительной организации могут оштрафовать на сумму от 3000 до 6000 руб., организацию – на сумму от 50 000 до 100 000 руб. на основании статьи 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Установлена также ответственность за несоблюдение экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1.). За такие нарушения на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере от 2000 до 5000 руб., на юридических лиц – от 20 000 до 100 000 руб.

За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрены еще более суровые меры наказания.

Кроме штрафа (для должностных лиц он составляет от 2000 до 5000 руб., для юридических лиц – от 10 000 до 100 000 руб.) статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено приостановление деятельности организации на срок до 90 суток.

Кроме того, следует учесть, что заключение о возможности ввода построенного объекта в эксплуатацию компания сможет получить только после проведения итоговой проверки по окончании строительства. А при ее осуществлении обязательно проверят все акты об устранении выявленных в ходе строительства нарушений, в том числе экологических.

Не устранив их, разрешение на эксплуатацию объекта компания не получит.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка