Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Лицом к налогоплательщикам

29 декабря 2004 4 просмотра

2004 год прошел для налоговых органов под знаком реформ. О том, что конкретно изменилось в работе налогового ве-домства Ленинградской области и как это отразилось на налогоплательщиках, мы попросили рассказать руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Ленобласти Арнольда ГУРКОВИЧ.

- Арнольд Олегович, уходящий год был не самым спокойным для налоговых органов. Даже если рассматривать только их внутреннее переустройство. Что было самым сложным?

- Что и говорить, 2004 год выдался для налоговых органов России не из легких. И Ленинградская область здесь не исключение. Осу-ществлена масштабная реорганизация многих звеньев нашей системы. Причем перестраивались, что называется, на ходу, поскольку у нас не было времени на неспешное внедрение новых идей, технологий, их отладку. В минувшем году мы не только сменили "вывеску" - МНС России на Федеральную налоговую службу России, но и провели ряд структурных преобразований. Существенно меняются структура как инспекций на местах, так и самого Управления. К слову, сейчас в Ленинградской области не 20, как было раньше, а 16 инспекций. Основные цели уже проведенных мероприятий - лучшая управляемость, повышение качества и эффективности работы. При этом параллельно осуществлялись изменения в организации работы с налогоплательщиками.

- Вы сказали, что количество налоговых инспекций уменьшилось. Получается, что изменился и территориальный охват ка-ких-то ИФНС? Отразится ли это на работе инспекций?

- Да, в соответствии с приказом ФНС России от 16 ноября 2004 г. № САЭ-3-15/67 объединены некоторые районные налоговые ин-спекции Ленобласти, а именно:

ИФНС России по Подпорожскому району и ИФНС России по Лодейнопольскому району - в МИФНС России № 4;
ИФНС России по Волховскому району и ИФНС России по г. Волхову - в МИФНС России № 5;
ИФНС России по Тихвинскому району и МИФНС России № 1 - в МИФНС России № 6;
ИФНС России по Гатчинскому району и ИФНС России по г. Гатчине - в МИФНС России № 7.

Вот и получается, что районных налоговых инспекций стало на четыре меньше. При этом появилась одна, сотрудникам которой пред-стоит контролировать огромную территорию почти в 12,6 тыс. кв. км. Я имею в виду МИФНС России № 4. Для примера: территория Бельгии занимает 30,5 тыс. кв. км, а Нидерланды - 32,5 тыс. кв. км. Разумеется, упомянутые решения не могут не отразиться на нашей работе, по крайней мере, на начальном этапе. Неизбежны дополнительные трудности с представлением в налоговые органы отчетно-сти, особенно для тех, кто еще не использует электронную почту. Скорее всего, не все налогоплательщики смогут регулярно посещать проводимые инспекциями семинары. Понятно, что и налоговым инспекторам укрупненных инспекций придется работать в более на-пряженном режиме.

Вместе с тем, проводимая акция обещает и немалые преимущества. К примеру, появляется возможность в полной мере реализовать преимущества интеграции информационных ресурсов, обеспечить снижение издержек за счет более рационального использования трудовых и финансовых ресурсов. От внедрения современной техники мы вправе ожидать повышения производительности труда и ускорения обработки поступающей от налогоплательщиков информации. Наконец, путем концентрации ресурсов за рубежом идут многие налоговые службы, в частности, Швеции, так что ничего революционного у нас не происходит. Теперь многое будет зависеть от того, какие дополнительные мероприятия мы осуществим с тем, чтобы свести к минимуму определенные издержки.

- Наша редакция старается достаточно подробно информировать многотысячную аудиторию читателей о внедрении новых принципов работы налоговых органов, но все же давайте напомним основные...

- Из важнейших наработок отмечу активное использование налогоплательщиками, прежде всего крупными предприятиями, элек-тронной почты для представления в налоговые инспекции отчетности; создание операционных залов в ИФНС России для оперативно-го обслуживания посетителей; работа по принципу "одного окна"...

Как и любое новое дело, решение даже такой сугубо технической, на первый взгляд, задачи, как внедрение электронной почты, требу-ет больших усилий и творчества. За короткий период времени наши специалисты выполнили огромный объем работ: они провели де-сятки семинаров, сотни встреч с руководителями предприятий и организаций, распространили десятки тысяч специальных обращений. Это была масштабная и трудоемкая акция, но я уверен, что затраты с лихвой окупятся.

- Что бы Вы назвали самым значимым достижением прошлого года?

- Думаю, что уходящий год запомнится, прежде всего, успехами в укреплении связки "инспектор - налогоплательщик". Мы стре-мились максимально полно и оперативно информировать население об изменениях в законодательстве и повышали уровень, качество обслуживания. И, по-моему, лучшего подтверждения тому, что нам это удалось, нежели возросшее доверие к налоговым органам и крепнущая дисциплина налогоплательщиков, придумать трудно.

Безусловно, авторитету налоговых органов способствует и рост профессионализма наших работников. Да, в силу объективных обстоя-тельств у нас есть проблема с закреплением кадров, но в целом все инспекции выполняют возложенные на них обязанности добросо-вестно, умело и ответственно. Об этом говорят и результаты завершившейся в декабре комплексной проверки налоговых органов Лен-области вышестоящим ведомством, и многочисленные примеры из нашей работы. Так, при сокращении общего числа выездных нало-говых проверок нарушителям налогового законодательства за 9 месяцев 2004 года было предложено внести в бюджетную систему 170 млн. руб. - на 49 процентов больше, чем за тот же период 2003 года.

- Положительные подвижки во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками - отрадное явле-ние. В области проводилась какая-то специальная работа для того, чтобы налогоплательщики адекватно относились к своей обязанности платить налоги?

- Одними административными ресурсами, даже при самых идеальных законах, побудить широкие массы жить и работать, сверяясь с действующим законодательством, непросто. На воспитание позитивного отношения к уплате налогов уйдут годы, причем эта работа требует повседневных усилий не только налоговых органов. Со своей стороны, мы стараемся пробудить, развить сознательность нало-гоплательщиков всеми доступными нам способами - от разъяснительной работы до привлечения к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Так, практике "двойной бухгалтерии" работодателей наши налоговые инспекторы давно дают ре-шительный отпор. Причем очень часто делают это совместно с местными органами власти и отделением Пенсионного фонда России. Например, стало нормой приглашать на заседания комиссий по неплатежам руководителей предприятий, где официально регистриру-ется весьма скромный уровень заработной платы. На эти слушания они должны представить отчеты об уровне зарплаты и объяснить ее низкие показатели. Эффект от комплекса осуществляемых на этом участке мероприятий есть, а с учетом того, что Губернатор Лен-области Валерий Сердюков настойчиво требует активизации данной работы, можно ожидать и еще больших перемен к лучшему.

- Как выявляют недобросовестных налогоплательщиков?

- Мы тесно сотрудничаем с местными органами власти, правоохранительными, таможенными органами, службой судебных приста-вов, другими структурами. С конкретными нарушителями мы научились справляться самостоятельно. Куда труднее наводить порядок там, где налицо огрехи в законодательстве. Сейчас очаги вялотекущей "холодной войны" с нарушителями законодательства сохраня-ются прежде всего по этой причине.

Технология выявления недобросовестных налогоплательщиков определена законодательством. К сожалению, таких еще немало. Дос-таточно сказать, что по состоянию на 1 октября 2004 г. на налоговом учете в нашем регионе с недоимкой свыше 500 тыс. руб. числи-лось 434 налогоплательщика. Основную массу неплательщиков составляют, как правило, прекратившие деловую активность лица. По-верьте, все нарушители, все "уклонисты" в полной мере испытывают пресс действующего законодательства, со всеми ведется кон-кретная работа. Недоимка по налоговым платежам в консолидированный бюджет за 9 месяцев снизилась на 46,1 млн. руб.

- Давайте поговорим о разъяснительной работе Управления. Надо ли ждать изменений в связи с вхождением налоговой службы в состав Минфина России? Какому ведомству налогоплательщики должны задавать вопросы - налоговому или фи-нансовому?

В соответствии со статьями 16, 21 и 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной фор-ме) налогоплательщиков. Налогоплательщики могут обратиться к нам за информацией о:

- действующих налогах и сборах;
- законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах; порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
- своих правах и обязанностях;
- полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
- порядке заполнения налоговой отчетности.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в письме от 21 сентября 2004 г. № 03-02-07/39 "О компе-тенции налоговых органов в работе по разъяснению налогового законодательства" подтвердил право налоговых органов предостав-лять вышеперечисленную информацию. В частности, там сказано, что при возникновении конкретных хозяйственных ситуаций по во-просам исчисления и уплаты налогов налогоплательщику следует обращаться в налоговый орган по месту своего учета. А Минфин России в рамках своих полномочий дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и утверждает формы - расчетов по налогам и налоговых деклараций, - обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их за-полнения.

Как видим, Министерство финансов России выступает в роли методолога по трактовке того или иного закона. Принципиальных же изменений в функциональных обязанностях налоговых органов не произошло.

- То есть налогоплательщики смогут и в дальнейшем обращаться за разъяснениями в свои налоговые инспекции и в Управ-ление ФНС России по Ленобласти?

- Конечно, сотрудники Управления, территориальных налоговых органов всегда занимались информированием и консультированием налогоплательщиков и продолжат эту работу в наступившем году. Кроме того, мы планируем и впредь принимать активное участие в проведении "горячих линий" со СМИ и предоставлять им материалы для публикаций, так как именно эти средства являются, пожалуй, самыми эффективными в деле оперативного информирования налогоплательщиков.

- Итак, каковы реальные достижения реформы налоговых органов?

- Во-первых, диалог "инспектор-налогоплательщик" стал носить открытый, прямой характер. Помимо помощи СМИ, этому способствовали работавшие в течение всего 2004 года телефоны "горячей линии" во всех инспекциях и в Управлении, ежедневно обновляе-мый сайт Управления, операционные залы, выездные семинары, Дни налогоплательщика. В районах проводились и другие мероприя-тия такого рода. Наполняется новым содержанием совместная работа со структурами Правительства Ленобласти. В частности, прини-маются меры по наведению порядка с владельцами "теремков-недостроек" на престижных территориях области, идет жесткий диалог с уклоняющимися от уплаты налога на землю, природные ресурсы.

Во-вторых, Управление ФНС России по Ленобласти настойчиво внедряет современные информационные технологии и реализует комплекс мероприятий, направленных на оперативную обработку информации, прием налоговых деклараций и бухгалтерской отчет-ности по телекоммуникационным каналам связи.

Если вкратце, то мы сделали все возможное, чтобы нашему налогоплательщику жилось и работалось спокойнее, чтобы он был компе-тентнее. Эту цель мы ставим перед собой и на 2005-й год, поскольку сознаем, что именно от деятельности налогоплательщиков зави-сит формирование доходной части бюджетной системы, а в конечном итоге, и благосостояние каждого гражданина. Отмечу, что наши совместные усилия дают хорошие результаты. Так, в январе-ноябре 2004 г. в бюджеты всех уровней на территории Ленобласти моби-лизовано 31 458,3 млн. руб. (темп роста к соответствующему периоду 2003 г. составил 114,9 %). Кроме того, в государственные вне-бюджетные фонды перечислено 10 668,9 млн. руб. ЕСН - в 1,2 раза больше, чем за 11 месяцев прошлого года.

От души поздравляю читателей журнала - налогоплательщиков нашего региона с Новым годом. К пожеланиям счастья, здоровья, доб-ра добавлю слова надежды на то, что мы будем продолжать продуктивный, взаимовыгодный диалог.

Беседовала
Екатерина Семенова

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка