Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Лицом к налогоплательщикам

11 января 2005 5881 просмотр

Статьи по теме

2004 год прошел для налоговых органов под знаком реформ. О том, что конкретно изменилось в работе налогового ведомства Ленинградской области и как это отразилось на налогоплательщиках, мы попросили рассказать руководителя Управления Федеральной налоговой службы России по Ленобласти Арнольда ГУРКОВИЧА

- Арнольд Олегович, уходящий год был не самым спокойным для налоговых органов. Даже если рассматривать только их внутреннее переустройство. Что было самым сложным?

- Что и говорить, 2004 год выдался для налоговых органов России не из легких. И Ленинградская область здесь не исключение. Осуществлена масштабная реорганизация многих звеньев нашей системы. Причем перестраивались, что называется, на ходу, поскольку у нас не было времени на неспешное внедрение новых идей, технологий, их отладку. В минувшем году мы не только сменили "вывеску" - МНС России на Федеральную налоговую службу России, но и провели ряд структурных преобразований. Существенно меняются структура как инспекций на местах, так и самого Управления. К слову, сейчас в Ленинградской области не 20, как было раньше, а 16 инспекций. Основные цели уже проведенных мероприятий - лучшая управляемость, повышение качества и эффективности работы. При этом параллельно осуществлялись изменения в организации работы с налогоплательщиками.

- Вы сказали, что количество налоговых инспекций уменьшилось. Получается, что изменился и территориальный охват каких-то ИФНС? Отразится ли это на работе инспекций?

- Да, в соответствии с приказом ФНС России от 16 ноября 2004 г. № САЭ-3-15/67 объединены некоторые районные налоговые инспекции Ленобласти, а именно:

ИФНС России по Подпорожскому району и ИФНС России по Лодейнопольскому району - в МИФНС России № 4;

ИФНС России по Волховскому району и ИФНС России по г. Волхову - в МИФНС России № 5;

ИФНС России по Тихвинскому району и МИФНС России № 1 - в МИФНС России № 6;

ИФНС России по Гатчинскому району и ИФНС России по г. Гатчине - в МИФНС России № 7.

Вот и получается, что районных налоговых инспекций стало на четыре меньше. При этом появилась одна, сотрудникам которой предстоит контролировать огромную территорию почти в 12,6 тыс. кв. км. Я имею в виду МИФНС России № 4. Для примера: территория Бельгии занимает 30,5 тыс. кв. км, а Нидерланды - 32,5 тыс. кв. км. Разумеется, упомянутые решения не могут не отразиться на нашей работе, по крайней мере, на начальном этапе. Неизбежны дополнительные трудности с представлением в налоговые органы отчетности, особенно для тех, кто еще не использует электронную почту. Скорее всего, не все налогоплательщики смогут регулярно посещать проводимые инспекциями семинары. Понятно, что и налоговым инспекторам укрупненных инспекций придется работать в более напряженном режиме.

Вместе с тем, проводимая акция обещает и немалые преимущества. К примеру, появляется возможность в полной мере реализовать преимущества интеграции информационных ресурсов, обеспечить снижение издержек за счет более рационального использования трудовых и финансовых ресурсов. От внедрения современной техники мы вправе ожидать повышения производительности труда и ускорения обработки поступающей от налогоплательщиков информации. Наконец, путем концентрации ресурсов за рубежом идут многие налоговые службы, в частности, Швеции, так что ничего революционного у нас не происходит. Теперь многое будет зависеть от того, какие дополнительные мероприятия мы осуществим с тем, чтобы свести к минимуму определенные издержки.

- Наша редакция старается достаточно подробно информировать многотысячную аудиторию читателей о внедрении новых принципов работы налоговых органов, но все же давайте напомним основные...

- Из важнейших наработок отмечу активное использование налогоплательщиками, прежде всего крупными предприятиями, электронной почты для представления в налоговые инспекции отчетности; создание операционных залов в ИФНС России для оперативного обслуживания посетителей; работа по принципу "одного окна"...

Как и любое новое дело, решение даже такой сугубо технической, на первый взгляд, задачи, как внедрение электронной почты, требует больших усилий и творчества. За короткий период времени наши специалисты выполнили огромный объем работ: они провели десятки семинаров, сотни встреч с руководителями предприятий и организаций, распространили десятки тысяч специальных обращений. Это была масштабная и трудоемкая акция, но я уверен, что затраты с лихвой окупятся.

- Что бы Вы назвали самым значимым достижением прошлого года?

- Думаю, что уходящий год запомнится, прежде всего, успехами в укреплении связки "инспектор - налогоплательщик". Мы стремились максимально полно и оперативно информировать население об изменениях в законодательстве и повышали уровень, качество обслуживания. И, по-моему, лучшего подтверждения тому, что нам это удалось, нежели возросшее доверие к налоговым органам и крепнущая дисциплина налогоплательщиков, придумать трудно.

Безусловно, авторитету налоговых органов способствует и рост профессионализма наших работников. Да, в силу объективных обстоятельств у нас есть проблема с закреплением кадров, но в целом все инспекции выполняют возложенные на них обязанности добросовестно, умело и ответственно. Об этом говорят и результаты завершившейся в декабре комплексной проверки налоговых органов Ленобласти вышестоящим ведомством, и многочисленные примеры из нашей работы. Так, при сокращении общего числа выездных налоговых проверок нарушителям налогового законодательства за 9 месяцев 2004 года было предложено внести в бюджетную систему 170 млн. руб. - на 49 процентов больше, чем за тот же период 2003 года.

- Положительные подвижки во взаимоотношениях между налоговыми органами и налогоплательщиками - отрадное явление. В области проводилась какая-то специальная работа для того, чтобы налогоплательщики адекватно относились к своей обязанности платить налоги?

- Одними административными ресурсами, даже при самых идеальных законах, побудить широкие массы жить и работать, сверяясь с действующим законодательством, непросто. На воспитание позитивного отношения к уплате налогов уйдут годы, причем эта работа требует повседневных усилий не только налоговых органов. Со своей стороны, мы стараемся пробудить, развить сознательность налогоплательщиков всеми доступными нам способами - от разъяснительной работы до привлечения к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Так, практике "двойной бухгалтерии" работодателей наши налоговые инспекторы давно дают решительный отпор. Причем очень часто делают это совместно с местными органами власти и отделением Пенсионного фонда России. Например, стало нормой приглашать на заседания комиссий по неплатежам руководителей предприятий, где официально регистрируется весьма скромный уровень заработной платы. На эти слушания они должны представить отчеты об уровне зарплаты и объяснить ее низкие показатели. Эффект от комплекса осуществляемых на этом участке мероприятий есть, а с учетом того, что Губернатор Ленобласти Валерий Сердюков настойчиво требует активизации данной работы, можно ожидать и еще больших перемен к лучшему.

- Как выявляют недобросовестных налогоплательщиков?

- Мы тесно сотрудничаем с местными органами власти, правоохранительными, таможенными органами, службой судебных приставов, другими структурами. С конкретными нарушителями мы научились справляться самостоятельно. Куда труднее наводить порядок там, где налицо огрехи в законодательстве. Сейчас очаги вялотекущей "холодной войны" с нарушителями законодательства сохраняются прежде всего по этой причине.

Технология выявления недобросовестных налогоплательщиков определена законодательством. К сожалению, таких еще немало. Достаточно сказать, что по состоянию на 1 октября 2004 г. на налоговом учете в нашем регионе с недоимкой свыше 500 тыс. руб. числилось 434 налогоплательщика. Основную массу неплательщиков составляют, как правило, прекратившие деловую активность лица. Поверьте, все нарушители, все "уклонисты" в полной мере испытывают пресс действующего законодательства, со всеми ведется конкретная работа. Недоимка по налоговым платежам в консолидированный бюджет за 9 месяцев снизилась на 46,1 млн. руб.

- Давайте поговорим о разъяснительной работе Управления. Надо ли ждать изменений в связи с вхождением налоговой службы в состав Минфина России? Какому ведомству налогоплательщики должны задавать вопросы - налоговому или финансовому?

В соответствии со статьями 16, 21 и 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков. Налогоплательщики могут обратиться к нам за информацией о:

- действующих налогах и сборах;
- законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах; порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

- своих правах и обязанностях;
- полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
- порядке заполнения налоговой отчетности.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в письме от 21 сентября 2004 г. № 03-02-07/39 "О компетенции налоговых органов в работе по разъяснению налогового законодательства" подтвердил право налоговых органов предоставлять вышеперечисленную информацию. В частности, там сказано, что при возникновении конкретных хозяйственных ситуаций по вопросам исчисления и уплаты налогов налогоплательщику следует обращаться в налоговый орган по месту своего учета. А Минфин России в рамках своих полномочий дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и утверждает формы - расчетов по налогам и налоговых деклараций, - обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

Как видим, Министерство финансов России выступает в роли методолога по трактовке того или иного закона. Принципиальных же изменений в функциональных обязанностях налоговых органов не произошло.

- То есть налогоплательщики смогут и в дальнейшем обращаться за разъяснениями в свои налоговые инспекции и в Управление ФНС России по Ленобласти?

- Конечно, сотрудники Управления, территориальных налоговых органов всегда занимались информированием и консультированием налогоплательщиков и продолжат эту работу в наступившем году. Кроме того, мы планируем и впредь принимать активное участие в проведении "горячих линий" со СМИ и предоставлять им материалы для публикаций, так как именно эти средства являются, пожалуй, самыми эффективными в деле оперативного информирования налогоплательщиков.

- Итак, каковы реальные достижения реформы налоговых органов?

- Во-первых, диалог "инспектор-налогоплательщик" стал носить открытый, прямой характер. Помимо помощи СМИ, этому способствовали работавшие в течение всего 2004 года телефоны "горячей линии" во всех инспекциях и в Управлении, ежедневно обновляемый сайт Управления, операционные залы, выездные семинары, Дни налогоплательщика. В районах проводились и другие мероприятия такого рода. Наполняется новым содержанием совместная работа со структурами Правительства Ленобласти. В частности, принимаются меры по наведению порядка с владельцами "теремков-недостроек" на престижных территориях области, идет жесткий диалог с уклоняющимися от уплаты налога на землю, природные ресурсы.

Во-вторых, Управление ФНС России по Ленобласти настойчиво внедряет современные информационные технологии и реализует комплекс мероприятий, направленных на оперативную обработку информации, прием налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи.

Если вкратце, то мы сделали все возможное, чтобы нашему налогоплательщику жилось и работалось спокойнее, чтобы он был компетентнее. Эту цель мы ставим перед собой и на 2005-й год, поскольку сознаем, что именно от деятельности налогоплательщиков зависит формирование доходной части бюджетной системы, а в конечном итоге, и благосостояние каждого гражданина. Отмечу, что наши совместные усилия дают хорошие результаты. Так, в январе-ноябре 2004 г. в бюджеты всех уровней на территории Ленобласти мобилизовано 31 458,3 млн. руб. (темп роста к соответствующему периоду 2003 г. составил 114,9 %). Кроме того, в государственные внебюджетные фонды перечислено 10 668,9 млн. руб. ЕСН - в 1,2 раза больше, чем за 11 месяцев прошлого года.

От души поздравляю читателей журнала - налогоплательщиков нашего региона с Новым годом. К пожеланиям счастья, здоровья, добра добавлю слова надежды на то, что мы будем продолжать продуктивный, взаимовыгодный диалог.

Беседовала
Екатерина Семенова

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка