Журнал, справочная система и сервисы
№4
Февраль

В свежем «Главбухе»

Как через интернет вернуть деньги за лечение, учебу и квартиру

Подписка
Сегодня «Главбух» за 9682 рубля!
№4

Меры по защите конкуренции в строительстве

1 января 2010 17 просмотров

Изменения, внесенные в закон «О защите конкуренции», Кодекс РФ об административных правонарушениях и некоторые другие нормативные акты, нужно учитывать в работе и строительным организациям. Ведь при их доминировании на строительном рынке какого-либо региона в случае нарушения антимонопольного законодательства к ним могут быть применены соответствующие санкции. Также необходимо знать и об уточнениях, связанных с покупкой земли, заключением госконтрактов на строительство и т. д. Поправки комментирует Ирина Станиславовна Егорова, юрист.

Нормы закона ужесточены

Организационные и правовые основы защиты свободы конкуренции регулируются Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, который направлен:
– с одной стороны, на предупреждение и пресечение самой монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (то есть призван защищать добросовестные организации от недобросовестных);
– с другой стороны, на предупреждение и пресечение неправомерных действий чиновников по ограничению, устранению конкуренции (то есть призван защищать от произвола властей).

Цель указанного закона – обеспечение свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Где под товарами, согласно подпункту 1 статьи 4 закона № 135-ФЗ, понимаются также работы и услуги, предназначенные для продажи, обмена и т. д.

Дополнительные меры по защите от недобросовестной конкуренции, в том числе касающиеся и строителей, внесены Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 164-ФЗ. Так, если ранее доминирующим признавалось только положение, при котором доля организации на рынке определенных товаров, работ, услуг превышала 50 процентов, то теперь за злоупотребление доминирующим положением наказать могут, даже если указанная доля составляет менее 35 процентов. При этом положение строительной компании может быть признано доминирующим, если по отношению к ней в совокупности соблюдаются следующие условия (они приведены в п. 6.1 ст. 5 закона № 135-ФЗ):
– организация имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия его реализации на соответствующем товарном рынке;
– доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен вследствие наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений;
– реализуемый или приобретаемый организацией товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе в производственных целях);
– изменение цены товара не приводит к снижению спроса на этот товар.

В то же время, если доля организации на рынке определенного товара не превышает 35 процентов (за исключением указанных в ст. 5 закона № 135-ФЗ случаев), ее положение не может быть признано доминирующим.

«Антимонопольные» проверки

При проведении анализа товарного рынка антимонопольный орган дает оценку обстоятельствам, влияющим на состояние конкуренции. В их числе условия доступа на этот рынок, доли хозяйствующих субъектов на рынках определенного товара, соотношение долей покупателей и продавцов товара, период существования возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (п. 8 ст. 5 закона № 135-ФЗ).

Закон № 135-ФЗ дополнен статьями 25.1-25.6, подробно регламентирующими порядок проведения проверок антимонопольными органами.

Что считается доминирующим положением?

Таковым признается положение хозяйствующего субъекта (нескольких субъектов) на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность влиять на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять с него конкурентов, затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам (п. 1 ст. 5 закона № 135-ФЗ). Случаи признания положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов, доминирующим могут устанавливаться федеральными законами. Правда, лишь по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции.

Таковым признается положение хозяйствующего субъекта (нескольких субъектов) на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность влиять на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, устранять с него конкурентов, затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам (п. 1 ст. 5 закона № 135-ФЗ). Случаи признания положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов, доминирующим могут устанавливаться федеральными законами. Правда, лишь по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции.

Строительным организациям следует учитывать, что в целях осуществления контроля над соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые выездные проверки их деятельности.

Плановые мероприятия

Проверки проводятся Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) и ее территориальными органами (их перечень приведен в приложении к Положению о территориальном органе... утвержденном приказом ФАС России от 15 декабря 2006 г. № 324).

Периодичность проведения плановых проверок – не чаще одного раза в три года. Поэтому основанием их проведения является истечение трех лет либо со дня создания организации, либо со дня окончания последней плановой «антимонопольной» проверки.

Предметом плановой проверки является соблюдение организацией требований антимонопольного законодательства (отсутствие фактов недобросовестной конкуренции, создания дискриминационных условий для других организаций, необоснованного завышения или занижения цен и др.). О проведении плановой проверки строительную компанию должны уведомить не позднее трех рабочих дней до ее начала, для чего направляют копию приказа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Внеплановый контроль

Внеплановые проверки проводятся:
– либо при получении соответствующего сигнала о нарушении антимонопольного законодательства (из правоохранительных или других органов, а также от граждан, организаций или из сообщений средств массовой информации);
– либо по истечении срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о выявленном ранее нарушении.

Предмет у внеплановой проверки тот же, что и у плановой – соблюдение требований антимонопольного законодательства.

И лишь для проверки, проводимой по последнему из указанных оснований, предмет иной – контроль над исполнением предписания. О проведении внеплановой проверки уведомляют не менее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом.

Механизм проведения проверки

Проверка назначается на основании приказа руководителя антимонопольного органа. Срок ее проведения – не более одного месяца с даты, указанной в приказе, до дня передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. В исключительных случаях допускается продление срока на два месяца (для проведения экспертиз, исследований, испытаний, перевода документов и т. д.)

В рамках контрольных мероприятий может проверяться деятельность структурных подразделений организации, и в том числе филиалов и представительств.

Проверка производится путем осмотра, истребования и изучения документов. В необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фото– и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов.

Результаты осмотра оформляются протоколом (по утвержденной форме), а результаты проверки – актом, копия которого вручается или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу или его представителю.

Чем грозит недобросовестная конкуренция?

Как уже отмечалось, за злоупотребление доминирующим положением строительную компанию могут наказать, даже если ее доля на строительном рынке составляет менее 35 процентов. Это позволяет сделать новая статья 14.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Она внесена законом № 160-ФЗ от 17 июля 2009 г. Согласно данной статье, должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 15 тыс. до 20 тыс. руб. Самой же организации нарушения обойдутся в сумму от 300 тыс. до 1 млн руб.

Для случаев осуществления компаниями согласованных действий, направленных на ограничение конкуренции, также предусмотрены еще более жесткие меры. Например, такими нарушениями являются:
– заключение недопустимого соглашения или участие в каких-либо недопустимых согласованных действиях;
– координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством.

Ответственность за них одинаковая – должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалифицированы на срок до трех лет. Для юридических лиц сумма штрафа привязана к выручке, но в любом случае она не может быть менее 100 тыс. руб. (ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Предусмотрена ответственность за ограничение конкуренции и для чиновников (ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Теперь наказать за нарушение антимонопольного законодательства могут должностных лиц всех органов власти и государственных внебюджетных фондов. Размеры штрафов для них установлены в интервале от 15 тыс. до 30 тыс. руб. При повторном нарушении суммы штрафов составят от 30 тыс. до 50 тыс. руб. либо виновные могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет.

Обеспечение свободы доступа к информации

Сделать информацию более доступной – такова основная идея дополнений, внесенных в требования к размещению информации госорганами, проводящими аукционы по продаже земельных участков для жилищного строительства и по заключению договоров на застройку территорий. В частности, соответствующие изменения были внесены в Земельный кодекс РФ (п. 9 ст. 38.1) и Градостроительный кодекс РФ (ст. 46.3). Их суть в следующем.

Как известно, продажа (сдача в аренду) государственных или муниципальных земельных участков для жилищного строительства, а также заключение договоров о развитии застроенной территории производятся органами власти через аукционы.

Извещение о проведении соответствующего аукциона должно быть опубликовано в периодическом печатном издании и размещено в Интернете не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона. Для этого Правительством РФ должен быть определен официальный сайт. Пока это не сделано, извещение о продаже земельного участка или права на заключение договора аренды может быть размещено на официальном сайте организатора аукциона (ранее такая возможность не предусматривалась).

А извещение о проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории (до определения Правительством РФ официального сайта) размещается на официальном сайте муниципального образования. Если у местного органа власти его нет, то на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого расположено муниципальное образование. При этом информация о проведении аукциона должна быть доступна всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Новшества в получении госконтрактов

Организациям, осуществляющим строительство в рамках государственного или муниципального контракта, необходимо знать об изменениях, внесенных в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. Они касаются обеспечительных мер.

Теперь в конкурсной документации заказчик (уполномоченный орган) вправе определить отдельные обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены, тогда как ранее предусматривалось только обеспечение всего контракта.

Если заказчик установил требование об обеспечении, государственный или муниципальный контракт заключается только после предоставления победителем (участником) соответствующего подтверждения. Это может быть безотзывная банковская гарантия, страхование ответственности по контракту, договор поручительства или передача заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в конкурсной документации.

Кроме договора поручительства победитель (участник) конкурса должен представить также соответствующую копию бухгалтерского баланса поручителя, сданного в налоговый орган в установленном порядке, а также документов, подтверждающих полномочия поручителя. К ним относятся: копии учредительных документов поручителя; копия решения о назначении или об избрании физического лица на должность (либо приказ о назначении на должность), которая позволяет действовать от имени поручителя без доверенности, и т. д.

Следует отметить также, что заказчик (уполномоченный орган) в конкурсной документации вправе установить, что обеспечение контракта в виде страхования ответственности не допускается. В других случаях способ обеспечения исполнения контракта из указанных выше способов выбирается участником конкурса самостоятельно.

Каковы требования к поручителям?

Если обеспечением исполнения контракта является договор поручительства, то поручителем должно выступать юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в установленном порядке на территории России.

Установлен предел размера капитала и резервов поручителя – не менее 300 млн руб. Капитал и резервы определяются по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

А если договор поручительства заключен до истечения срока предоставления отчетности, то на предыдущую отчетную дату.

Зафиксирован также предельный размер объема поручительства – не более 10 процентов размера капитала и резервов поручителя.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Вы уже перешли на онлайн-кассы?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

УНП 17 февраля 2017 17:00 Страховые взносы ИП в 2017 году
Зарплата 17 февраля 2017 17:00 Форма СЗВ-М за февраль 2017 года

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка