Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В чем постоянно путаются бухгалтеры, когда платят НДФЛ и взносы

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Взаимодействие налоговиков с милицией

15 января 2010 20 просмотров

При проведении контрольных мероприятий в случае необходимости налоговики могут обратиться к милиционерам. И, наоборот, при выявлении фактов налоговых правонарушений сотрудники органов внутренних дел должны сообщить об этом налоговым органам. Каков порядок взаимодействия специалистов двух структур? Правила изменились. Знать о них, чтобы не допустить нарушения своих прав, бухгалтеру строительной компании необходимо. Нововведения комментирует Александр Арсенович Матиташвили, руководитель департамента консалтинговых услуг ЗАО «МББ-Аудит».

Инструкции обновлены

Специалисты налоговых органов и органов внутренних дел при совершении совместных действий должны руководствоваться тремя инструкциями, утвержденными совместным приказом МВД России, ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495, № ММ-7-2-347:
– Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок (приложение № 1);
– Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (приложение № 2);
– Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (приложение № 3).

Ранее действовали схожие инструкции, утвержденные совместным приказом МВД России, ФНС России от 22 января 2004 г. № 76, № АС-3-06/37. Содержащиеся в них положения и ссылки на документы устарели.

Так, были отменены:
– Порядок назначения выездных налоговых проверок, утвержденный приказом МНС России от 8 октября 1999 г. № АП-3-16/318 (в настоящее время порядок проведения таких проверок регулируется ст. 89-101 Налогового кодекса РФ);
– право на проведение сотрудниками органов внутренних дел (ОВД) самостоятельных проверок финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении (осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, досмотр транспортных средств, изъятие и изучение документов и т. д.).

То есть раньше при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением налогового законодательства РФ, милиционеры могли производить необходимые, по их мнению, действия по собственной инициативе. В настоящее время (с 10 января 2009 года) их права ограничены: они, как и прежде, могут участвовать в налоговых проверках, но только в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, и только по запросам налоговых органов (п. 33 ст. 11 закона № 1026-1).

Иными словами, «отдельные» проверки органами внутренних дел по налоговым нарушениям не допускаются, они могут быть только совместными.

Есть и другие поправки, устранившие имеющиеся противоречия с нормами действующего законодательства. Но обо всем по порядку.

В чем суть изменений

В самих инструкциях поправок немного. На что обратить внимание, расскажем подробнее. Для удобства инструкции пронумеруем – присвоим им номера приложений № 1, № 2, № 3.

Совместные проверки

Первая из рассматриваемых инструкций – № 1 посвящена вопросам взаимодействия двух ведомств при проведении совместных выездных налоговых проверок.

Функции милиции – вспомогательные

 Органы внутренних дел РФ обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая привлечение к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций (ст. 5 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).

Органы внутренних дел РФ обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая привлечение к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций (ст. 5 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).

В ней предусмотрено, что сотрудники ОВД, как и раньше, принимают участие в таких проверках на основании мотивированного запроса налогового органа (п. 7 инструкции № 1). При этом привлечение милиционеров возможно как перед началом проверки, так и в процессе ее проведения.

В последнем случае решение об изменении состава проверяющей группы выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Если ранее налоговый орган в запросе об участии в проверке работников милиции должен был указать предполагаемый срок проведения проверки, то теперь достаточно установить предполагаемую дату начала проверки.

Проверяющие по-прежнему имеют право на сбор и получение доказательств.

Для этого сотрудники ФНС и ОВД могут потребовать и изъять у проверяемой строительной организации документы и предметы (в том числе электронные носители информации), а у контрагентов и иных лиц, располагающих сведениями о ее деятельности, – только истребовать документы (информацию). Помимо этого могут проводиться допросы свидетелей и другие мероприятия налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

В старой инструкции перечня мероприятий, в которых могли принимать участие милиционеры, не было. Было лишь лаконично сказано, что они привлекаются в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля. В новой инструкции такой примерный перечень есть. Определено, что сотрудники ОВД могут участвовать в выемке документов, проведении исследования, опроса, осмотра помещений и т. д. (подп. «в» п. 8 инструкции № 1).

Права налогоплательщиков

 Из новой инструкции № 1 удалено напоминание об обязанности проверяющих внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство, соблюдать налоговую тайну. Контролирующие органы посчитали его избыточным, поскольку документ предусматривает, что при проведении выездных налоговых проверок сотрудники ОВД и налоговых органов должны руководствоваться действующим законодательством, в том числе Конституцией РФ и Налоговым кодексом РФ. Так, в Конституции РФ (ст. 5253) закреплено обеспечение со стороны государства потерпевшим доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба, защита от преступлений и злоупотреблений властью, а также право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В Налоговом кодексе РФ установлено, что за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. И кроме того, отвечают за убытки, причиненные налогоплательщикам, вследствие своих неправомерных действий или бездействия при исполнении ими служебных обязанностей (ст. 37).

Из новой инструкции № 1 удалено напоминание об обязанности проверяющих внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство, соблюдать налоговую тайну. Контролирующие органы посчитали его избыточным, поскольку документ предусматривает, что при проведении выездных налоговых проверок сотрудники ОВД и налоговых органов должны руководствоваться действующим законодательством, в том числе Конституцией РФ и Налоговым кодексом РФ.

Так, в Конституции РФ (ст. 5253) закреплено обеспечение со стороны государства потерпевшим доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба, защита от преступлений и злоупотреблений властью, а также право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В Налоговом кодексе РФ установлено, что за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

И кроме того, отвечают за убытки, причиненные налогоплательщикам, вследствие своих неправомерных действий или бездействия при исполнении ими служебных обязанностей (ст. 37).

Кроме того, добавлено важное замечание о том, что к материалам налоговой проверки могут быть приобщены документы, информация, а также иные материалы, представленные органами внутренних дел.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности. При наличии разногласий между проверяющими по содержанию акта окончательное решение принимается руководителем проверяющей группы (налоговиком). А мнение по спорному вопросу указанные лица вправе изложить в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки.

Обращаем внимание на то, что в случае несогласия с принятым по результатам проверки решением организация может обжаловать его в , предусмотренном пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ (поскольку речь идет о налоговой проверке). То есть сначала обязательно – в вышестоящем налоговом органе и лишь затем – в суде.

Сократились сроки уведомлений о принятии решений, связанных с привлечением налогоплательщиков к уголовной ответственности.

Так, ранее в случае принятия сотрудниками ОВД решения о возбуждении уголовного дела (либо об отказе в его возбуждении) они должны были уведомить налоговиков в трехдневный срок. В настоящее время орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа должен направить уведомление в налоговый орган незамедлительно. Аналогичный срок установлен и для уведомления о прекращении уголовного дела (п. 23, 24 инструкции № 1).

Распределение полномочий

Другие две инструкции регулируют организационные вопросы – кто к кому и в каком порядке должен обращаться при возникновении такой необходимости.

Инструкция № 2 устанавливает порядок направления материалов органами внутренних дел в налоговые органы.

Необходимые материалы милиция вправе получать, в том числе от граждан и должностных лиц, на основании пункта 4 статьи 11 Закона «О милиции».

Направить документы налоговикам сотрудники ОВД должны в десятидневный срок при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (такой срок на основании п. 2 ст. 36 Налогового кодекса РФ определен в п. 2 инструкции № 2). А налоговики не позднее десяти дней с даты поступления материалов должны уведомить милицию о принятом решении – назначении проверки, отказе в проведении контрольных мероприятий.

При получении отказа орган внутренних дел вправе направить материалы, свидетельствующие о нарушениях законодательства о налогах и сборах, в вышестоящий налоговый орган с предложением рассмотреть вопрос об обоснованности данного отказа (п. 7 инструкции № 2).

В основном правила остались прежними. Инструкция № 2 претерпела лишь технические правки – из нее удалены ссылки на отмененные нормы (например, на п. 25 ст. 11 закона № 1026-1).

Инструкция № 3 устанавливает обратный порядок обмена материалами – от налоговиков к милиционерам.

Ответственность работников овд

 Строительная компания (и ее работники) могут обжаловать неправомерные действия сотрудников милиции. Должностные лица и другие работники органов внутренних дел (в том числе и при участии в проводимых совместно с налоговыми органами мероприятиях) несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Порядок их привлечения к дисциплинарной ответственности определен в Законе № 1026-1 «О милиции» и Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1). Виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, увольнение из органов внутренних дел и др. Правовую основу привлечения сотрудников ОВД к административной ответственности (в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей) составляет Кодекс РФ об административных правонарушениях. Например, за разглашение информации с ограниченным доступом должностное лицо могут оштрафовать на сумму от 4000 руб. до 5000 руб. (ст. 13.14). Уголовная ответственность к сотрудникам органов внутренних дел применяется в общем порядке в соответствии с Уголовным кодексом РФ. В частности, работники милиции могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение таких преступлений, как:
– незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183);
– превышение должностных полномочий (ст. 286);
– получение взятки (ст. 290);
– привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299) и др.
Так, применение угроз или иных незаконных действий при получении показаний наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Строительная компания (и ее работники) могут обжаловать неправомерные действия сотрудников милиции.

Должностные лица и другие работники органов внутренних дел (в том числе и при участии в проводимых совместно с налоговыми органами мероприятиях) несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Порядок их привлечения к дисциплинарной ответственности определен в Законе № 1026-1 «О милиции» и Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждено постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1). Виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, увольнение из органов внутренних дел и др.

Правовую основу привлечения сотрудников ОВД к административной ответственности (в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей) составляет Кодекс РФ об административных правонарушениях. Например, за разглашение информации с ограниченным доступом должностное лицо могут оштрафовать на сумму от 4000 руб. до 5000 руб. (ст. 13.14).

Уголовная ответственность к сотрудникам органов внутренних дел применяется в общем порядке в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

В частности, работники милиции могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение таких преступлений, как:
– незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183);
– превышение должностных полномочий (ст. 286);
– получение взятки (ст. 290);
– привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299) и др.

Так, применение угроз или иных незаконных действий при получении показаний наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Как и в предыдущем документе, общий порядок в целом сохранен (удалено излишнее цитирование статей Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РФ).

Как и ранее, в целях обеспечения оперативности налоговые органы могут организовывать предварительное ознакомление с материалами сотрудников ОВД.

Начальник органа внутренних дел на основании поступившего письменного запроса налоговиков в течение трех дней выделяет им сотрудника.

По результатам предварительного ознакомления с материалами работник милиции в случае необходимости дает рекомендации налоговикам по осуществлению неотложных действий по установлению и закреплению доказательственной базы.

Но есть и одно важное уточнение, устранившее имевшееся ранее противоречие. А именно: в старой инструкции предписывалось сообщать в милицию о фактах предполагаемых налоговых преступлений в десятидневный срок со дня их выявления для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При этом под моментом выявления обстоятельств, позволяющих предполагать совершение указанных преступлений, подразумевалась дата вынесения решения о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к налоговой ответственности.

В то же время в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 3 ст. 32) передавать материалы в милицию для возбуждения уголовного дела при указанных обстоятельствах нужно было лишь по прошествии двух месяцев со дня истечения срока погашения налоговой задолженности (если налогоплательщик за это время ее полностью не погасил).

При таких обстоятельствах проверяющие должны были руководствоваться не инструкцией, а нормами Налогового кодекса РФ. Отметим, что на это было обращено внимание в письме ФНС России от 23 июля 2007 г. № ШТ-6-06/591@.

В настоящее время рассматриваемое противоречие снято – в инструкции использована формулировка пункта 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ.

По срокам есть еще некоторые изменения.

Если ранее решение по полученным от налоговиков материалам (о возбуждении уголовного дела, об отказе в его возбуждении либо о прекращении уголовного дела) сотрудники ОВД (дознаватель, следователь и т. д.) могли направить в налоговый орган в течение трех дней, то теперь сделать это нужно незамедлительно. То есть новая инструкция № 3 предполагает более оперативное взаимодействие.

В то же время в случае отсутствия в представленных материалах признаков преступления срок, в который милиционеры должны уведомить об этом налоговиков, в инструкции № 3 вообще не указан. Поэтому возможно внесение новых уточнений.

Новшества в других законодательных актах

Помимо рассмотренных нами инструкций, в конце года были обновлены и некоторые иные положения, регламентирующие порядок взаимодействия налоговиков с сотрудниками милиции. Изменения внесены Федеральным законом от 29 декабря 2009 г. № 383-ФЗ. Они также важны для организаций.

Налоговый кодекс РФ

В главном налоговом документе уточнены формулировки, касающиеся привлечения налогоплательщиков к ответственности.

Обратите внимание: в пункт 3 статьи 32 Налогового кодекса РФ внесены поправки, которые позволят избежать возможного возникновения неясностей с определением момента передачи дел из налоговых инспекций в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела.

Срок исполнения налогового требования

 Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

Если при проведении налоговой проверки выявленный размер недоимки позволит предположить факт совершения налогового нарушения, содержащего признаки преступления, сотрудники ФНС России обязаны об этом предупредить налогоплательщика. То есть прямо указать в требовании, что в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок они обязаны направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Такие правила установлены в новом (дополнительном) абзаце пункта 4 статьи 69.

Уголовной ответственности можно избежать

В Уголовном кодексе РФ увеличены суммы «крупных» и «особо крупных» размеров неуплаты налогов. Так, с 1 января 2010 года для применения статей 199 и 199.1 (уклонение организаций от уплаты налогов или сборов и неисполнение обязанностей налоговых агентов) крупным размером признается сумма налогов или сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб. (ранее – 500 тыс. руб.), при условии, что доля неуплаченных налогов или сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм, либо превышающая 6 млн руб. (ранее – 1 млн 500 тыс. руб.).

А особо крупным размером – сумма, составляющая за указанный период более 10 млн руб. (ранее – 2 млн 500 тыс. руб.), при условии, что доля неуплаченных налогов или сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм, либо превышающая 30 млн руб. (ранее – 7 млн 500 тыс. руб.).

В то же время сделана оговорка о том, что организация, впервые совершившая преступление, может избежать уголовной ответственности, полностью уплатив суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Отметим, что если уголовное дело уже возбуждено, то преследование может быть прекращено, если организация до окончания предварительного следствия возместит ущерб, причиненный бюджету, в полном объеме (ст. 28.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

В Закон «О милиции» внесены дополнения, обязывающие направлять материалы в налоговые органы в 10-дневный срок со дня выявления обстоятельств, отнесенных к полномочиям налоговой службы, и уведомлять налоговиков о возбуждении уголовного дела не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения (п. 34, 35 ст. 10).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Кдело 6 декабря 2016 15:00 Тарифная оплата труда

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка