Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

ФНС заранее разъяснила, какие коды ставить в годовой отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Дополнительные работы в строительстве

6 апреля 2010 114 просмотров

В смете учтены не все затраты

Напомним, для определения стоимости строительства новых или реконструкции действующих предприятий, зданий и сооружений, а также формирования цен на строительную продукцию предназначена Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Она рекомендуется для использования организациями, осуществляющими строительство вне зависимости от источников финансирования. В ней предусмотрено, что сводный сметный расчет включает в себя резерв средств на непредвиденные работы и затраты. Он создается для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте, в том числе на исправление ошибок в сметах (п. 4.96 Методики). Размер резерва может составлять в зависимости от вида объекта (социального, производственного, особо сложного) от 2 до 10 процентов. Причем его расшифровки при расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой в актах приемки выполненных работ не требуется (он оплачивается заказчиком по норме, согласованной при формировании договорной цены).

И все же только средств резерва может оказаться недостаточно. В процессе исполнения договора строительного подряда стороны при необходимости могут вносить изменения и дополнения в техническую документацию и смету, а также перерабатывать их – законодательством это не запрещено.

Если необходимость в допработах выявлена подрядчиком, он обязательно должен известить заказчика. На это указано в пункте 3 статьи 743 Гражданского кодекса РФ.

Лучше, если уведомление будет письменным, с обоснованием, какие работы нужно произвести и почему. Пример пояснительной записки с анализом причин изменения сметной стоимости строительства приведен в приложении И к Методическим указаниям о составе материалов... МДС 11-18.2005, согласованным письмом Главгосэкспертизы России от 4 сентября 2002 г. № 24-3-11/1042 (далее – Методические указания МДС 11-18.2005). Если в течение 10 дней (в законодательстве или в договоре может быть установлен другой срок) заказчик не ответит на уведомление, подрядчику следует приостановить работы. Убытки от простоя обязан будет оплатить заказчик. Освободит его от этой обязанности лишь доказательство того, что в допработах не было необходимости.

Подрядчик, не известивший заказчика, согласно пункту 4 статьи 743 Гражданского кодекса РФ, лишается права требовать от него допоплаты и возмещения убытков (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2010 г. по делу № А75-1680/2009; определение ВАС РФ от 29 октября 2009 г. № ВАС-13994/09 и др.). Причем даже в том случае, когда выполненные допработы включены в акт приемки, подписанный представителем заказчика. Это отмечено в пункте 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. № 51 и подтверждено в определении ВАС РФ от 1 ноября 2008 г. № 14644/08.

Порядок внесения изменений

Процесс этот достаточно трудоемкий, требующий соблюдения определенных правил.

В каких случаях вносятся изменения

В каких случаях вносятся изменения Подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10 процентов. Заказчик же вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы в строительстве по стоимости не превышают 10 процентов общей стоимости строительства, указанной в смете, и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Внесение изменений в техническую документацию в большем объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы (ст. 744 Гражданского кодекса РФ).

Подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10 процентов.

Заказчик же вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10 процентов общей стоимости строительства, указанной в смете, и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ. Внесение изменений в техническую документацию в большем объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы (ст. 744 Гражданского кодекса РФ).

Потребуется дополнительная документация

В случае если стоимость допработ превышает 10 процентов от первоначальной сметы, понадобится дополнительная смета. Кроме того, здесь необходимо учитывать и нормы Градостроительного кодекса РФ. В нем предусмотрено, что отклонение параметров объекта от проектной документации, выявленное в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после в установленном порядке (п. 7 ст. 52).

Порядок внесения изменений в проектную документацию устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, существенное изменение принципиальных, ранее утвержденных проектных решений служит основанием для пересмотра сметы (сводного сметного расчета стоимости) и переутверждения проектно-сметной документации. В то же время до сегодняшнего дня порядок внесения изменений Правительством РФ не определен. Поэтому до его установления следует руководствоваться общим порядком: то есть измененную документацию нужно направлять на повторную государственную экспертизу, за исключением случаев, когда она такой экспертизе не подлежит.

Рекомендации по оформлению

Строительной компании следует руководствоваться Методическими указаниями МДС 11-18.2005. Они определяют состав и содержание проектных и других материалов, а также содержат рекомендации по их оформлению при представлении на рассмотрение предложений о переутверждении проектно-сметной документации. Данный документ предназначен для применения как государственными заказчиками, так и иными заинтересованными лицами – заказчиками (инвесторами), проектными и строительными организациями и т. д.

Причины для пересмотра

Причины для пересмотра К основным факторам, обосновывающим необходимость переутверждения проектно-сметной документации, относятся:
– новое или дополнительное задание заказчика на проектирование;
– изменение условий строительства (в силу природных, техногенных и других обстоятельств);
– выявленные в процессе строительства работы, не учтенные в техдокументации;
– ошибки и недоработки проектных, изыскательских и других организаций и пр.
Инфляционные процессы не являются основанием для переутверждения проектной документации и учитываются индексами изменения цен (п. 4.2 Методических указаний МДС 11-18.2005).

К основным факторам, обосновывающим необходимость переутверждения проектно-сметной документации, относятся:
– новое или дополнительное задание заказчика на проектирование;
– изменение условий строительства (в силу природных, техногенных и других обстоятельств);
– выявленные в процессе строительства работы, не учтенные в техдокументации;
– ошибки и недоработки проектных, изыскательских и других организаций и пр.

Инфляционные процессы не являются основанием для переутверждения проектной документации и учитываются индексами изменения цен (п. 4.2 Методических указаний МДС 11-18.2005).

Прежде всего, строительной компании (подрядчику), согласно пункту 5.1 Методических указаний МДС 11-18.2005, потребуется пояснительная записка (с отражением в ней общих данных о внесенных изменениях в ранее утвержденную документацию; сведений об общем объеме произведенных затрат в проектирование и строительство объекта; основных причин, вызвавших изменение сметной стоимости строительства). К записке прилагаются дополнительные документы:
– сведения о причинах увеличения сметной стоимости;
– сопоставительная ведомость изменения стоимости;
– копии документов, подтверждающих необходимость изменения проектной документации и стоимости строительства (технических условий, решений органов власти и других), а также документов о дополнительном согласовании проекта или отдельных его частей;
– комплект уточненной документации и т. д.

Формы документов и примеры их заполнения приведены в приложениях В – Р к Методическим указаниям МДС 11-18.2005.

После переутверждения проектно-сметной документации заказчик обязан проинформировать о внесенных изменениях орган, выдавший разрешение на строительство.

Возможность изменений лучше оговорить заранее

Чтобы избежать возможных разногласий в будущем, целесообразно включить в договор (контракт) на выполнение строительных работ такие пункты.

1. «Заказчик вправе вносить любые необходимые по его мнению изменения в объем работ. Он может дать письменное распоряжение, обязательное для подрядчика (об увеличении или сокращении объема любого вида работ, включенных в договор; об исключении любого вида работ; об изменении характера или качества или вида любой части работы; о выполнении дополнительных работ любого характера, необходимых для завершения строительства). Если внесенные изменения повлияют на стоимость или срок завершения строительства, то подрядчик приступает к их выполнению только после подписания заказчиком соответствующего дополнительного соглашения к настоящему договору».

2. «Пересмотр стоимости работ по договору в объеме более 10 процентов общей сметной стоимости производится при взаимном согласии сторон и оформляется дополнительным соглашением. На дополнительные работы в строительстве составляется согласованная сторонами дополнительная смета, являющаяся неотъемлемой частью договора».

Если заказчик с изменениями не согласен

Довольно часто подрядчик пытается увеличить цену договора на стоимость дополнительных работ уже после их выполнения (например, в связи с фактическим увеличением объемов). В этом случае необходимо помнить, что подрядчик не вправе выставлять такие требования, если в договоре цена изначально была твердо установлена (п. 6 ст. 709 Гражданского кодекса РФ).

Исключением является лишь существенное возрастание стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора. При таких обстоятельствах подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса РФ.

Однако в некоторых случаях нужны немедленные действия в интересах заказчика, в частности, если приостановление работ может привести к гибели или повреждению объекта строительства. Тогда подрядчик вправе известить заказчика, но не приостанавливать работы (п. 4 ст. 743 Гражданского кодекса РФ).

Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2008 г. по делу № А56-12421/2006 судьи пришли к выводу, что подрядчик, который выполнил работы, не дождавшись ответа от заказчика, действовал в первую очередь в интересах самого заказчика.

Исходя из анализа арбитражной практики, следует отметить, что вопрос об оплате дополнительных работ, которые не были предусмотрены первоначальным вариантом сметы, может быть решен как в пользу подрядчика, так и в пользу заказчика в зависимости от конкретных обстоятельств и представленных сторонами доказательств.

Необоснованность расходов нужно доказать

Необоснованность расходов нужно доказать Как отмечено в определении Конституционного суда РФ от 16 декабря 2008 г. № 1072-О-О, в налоговом законодательстве не употребляется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. А потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет деятельность самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Бремя доказывания необоснованности расходов возлагается на налоговые органы. А в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23 января 2009 г. по делу № А56-11841/2008 суд признал недействительным решение ИФНС в части уменьшения убытка налогоплательщика. При этом указано, что целью заключения договора подряда являлось получение прибыли и затраты организации, связанные с выполнением этих работ, были произведены для осуществления деятельности, направленной для получения прибыли. Следовательно, включение в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль затрат, которые превышают сметную стоимость работ, является законным и обоснованным.

Как отмечено в определении Конституционного суда РФ от 16 декабря 2008 г. № 1072-О-О, в налоговом законодательстве не употребляется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. А потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет деятельность самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Бремя доказывания необоснованности расходов возлагается на налоговые органы.

А в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23 января 2009 г. по делу № А56-11841/2008 суд признал недействительным решение ИФНС в части уменьшения убытка налогоплательщика. При этом указано, что целью заключения договора подряда являлось получение прибыли и затраты организации, связанные с выполнением этих работ, были произведены для осуществления деятельности, направленной для получения прибыли. Следовательно, включение в налогооблагаемую базу для исчисления налога на прибыль затрат, которые превышают сметную стоимость работ, является законным и обоснованным.

Учет и налогообложение

Итак, когда инициатором пересмотра сметы выступает подрядчик, возможны два варианта развития событий:
– смета будет увеличена, работы будут оплачены;
– смета не будет пересмотрена, и стоимость дополнительных работ не будет оплачена заказчиком.

Вариант I. Если заказчик согласовал изменения, то операции, связанные с дополнительными работами, отражают в бухгалтерском учете в обычном порядке (либо как обычные доходы и расходы в соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99 – для однолетних договоров либо в соответствии с ПБУ 2/2008 – для длительных договоров строительного подряда).

Вариант II. Изменения не согласованы.

На что обратить внимание? Часто высказывается мнение, что расходы по неоплаченным работам не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли. В бухучете их, как правило, рекомендуют отразить по счету 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») либо на отдельном субсчете к счету 20 «Основное производство», например, на субсчете «Расходы, не предусмотренные в смете». По мнению автора, учет допработ на счете 20 является более правильным.

Что касается налогового учета, в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ речь идет о расходах по виду деятельности в целом, а не по отдельным работам. И предпринимательский риск по любому виду деятельности, который направлен на получение дохода, пока еще никто не отменял.

В самом деле, подрядчик, который выполнил дополнительные работы, не имел намерения делать это безвозмездно, а рассчитывал получить за них оплату. Поэтому, по мнению автора, затраты на выполнение работ, которые не были предусмотрены в смете, но были выполнены подрядчиком с расчетом, что за них будет получена плата, следует отражать, как обычно, – на счете 20 (на отдельном субсчете) и учитывать их в целях налогообложения прибыли. Соответственно, если затраты по дополнительным работам участвуют в формировании стоимости работ и услуг, то и «входной» НДС следует принимать к вычету. При этом организация должна быть готова отстаивать свою точку зрения в суде.

ООО «Стройленд» (подрядчик) ведет строительные работы для ЗАО «Вега» (заказчик). Стоимость работ по договору составляет

4 720 000 руб. (в том числе НДС – 720 000 руб.). Срок исполнения договора – в рамках одного года (ПБУ 2/2008 применять не нужно). В ходе строительства была выявлена необходимость в дополнительных работах. ООО «Стройленд» выполнило эти работы, не предупредив заказчика, который впоследствии отказался их оплатить.

Допработы осуществлены силами субподрядчика, стоимость услуг которого составила 365 000 руб. (в том числе НДС – 55 800 руб.). Фактические расходы организации на работы, предусмотренные сметой, составили 3 600 000 руб., «входной» НДС по ним – 400 000 руб.

Бухгалтер ООО «Стройленд» отразил операции по договору так:

Дебет 20    Кредит 10 (02, 26, 60, 69, 70...)
– 3 600 000 руб. – отражены расходы на выполнение работ в соответствии со сметой;

Дебет 19    Кредит 60
– 400 000 руб. – выделен НДС со стоимости материалов и работ, использованных в соответствии со сметой;

Дебет 20 субсчет «Расходы, не предусмотренные в смете»
Кредит 60

– 310 000 руб. – отражены расходы на оплату услуг субподрядчика по выполнению дополнительных работ, не согласованных с заказчиком;

Дебет 19    Кредит 60
– 55 800 руб. – выделен НДС по допработам;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС»
Кредит 19

– 455 800 руб. (400 000 + 55 800) – принят к вычету НДС;

Дебет 62
Кредит 90 субсчет «Выручка»

– 4 720 000 руб. – отражена выручка по работам, принятым заказчиком (исходя из утвержденной сметы);

Дебет 90 субсчет «НДС»
Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 720 000 руб. (4 000 000 руб. х 18%) – начислен НДС со стоимости принятых заказчиком работ;

Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж»
Кредит 20

– 3 600 000 руб. – списаны расходы согласно смете;

Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж»
Кредит 20 субсчет «Расходы, не предусмотренные в смете»

– 310 000 руб. – списаны дополнительные расходы на услуги субподрядчика;

Дебет 60    Кредит 51
– 365 800 руб. – оплачены дополнительные работы, выполненные субподрядчиком;

Дебет 90 субсчет «Прибыль/убыток от продаж»
Кредит 99

– 90 000 руб. (4 720 000 – 720 000 – 3 600 000 – 310 000) – отражена прибыль от выполнения работ по договору.

Дополнительные расходы бухгалтер ООО «Стройленд» учел при налогообложении прибыли.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка