Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Новые формы бухгалтерской отчетности

6 октября 2010 80 просмотров

Скажем сразу – изменения только предстоят. За текущий год отчитаться нужно в привычном порядке.

Когда изменения вступят в силу

Формы утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

В соответствии с пунктом 7 приказа действовать они начнут с годовой отчетности за 2011 год. Приказ № 66н не распространяется на бухгалтерскую отчетность за 2010 год. Однако в новые бланки по-прежнему предстоит включать показатели за год, предшествующий отчетному. А это значит, что формировать отчетность за текущий год строительным компаниям целесообразно с учетом предстоящих нововведений.

Тогда в следующем году бухгалтерам не придется возвращаться к анализу балансовых данных за 2010 год на предмет установления их сопоставимости с требованиями заполнения новых форм.

Нормативное регулирование

Сейчас основные требования к составлению бухгалтерской отчетности сосредоточены в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» (утверждено приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н) и в приказе Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Однако оба эти документа признаны Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации.

Юридически это означает, что они не содержат обязательных для всех организаций предписаний

То есть в действительности носят рекомендательный характер (хотя в приказе от 18 сентября 2006 г. № 115н Минфин России считает ПБУ 4/99 нормативным правовым актом).

Такой вывод следует из пунктов 12 (в), 12.1 и 23 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное его применение (п. 2 Разъяснений, утвержденных приказом № 88).

О ненормативном статусе ПБУ 4/99 большинство бухгалтеров даже не подозревают.

Что касается приказа № 67н, то в его пункте 3 содержится информация о том, что организации могут сами разрабатывать новые формы бухгалтерской отчетности на основе образцов типовых форм № 1-6, приведенных в приложении к приказу.

Таким образом, порядок формирования отчетности на сегодняшний день жестко не регламентируется. Но для целей государственной статистики перечень статей в формах бухгалтерской отчетности зафиксирован приказом Госкомстата России от 14 ноября 2003 г. № 475, Минфина России № 102н (зарегистрирован в Минюсте России 18 декабря 2003 г. № 5342).

К переходу нужно подготовиться заранее

Приказ № 66н – об утверждении новых форм – также прошел регистрацию в Минюсте, поэтому соблюдение установленного им порядка станет обязательным. Организация будет вправе самостоятельно определять лишь детализацию показателей по статьям отчетов, то есть вводить подстатьи (подобно открытию субсчетов к синтетическим счетам бухгалтерского учета). Например, сейчас в балансе краткосрочную кредиторскую задолженность показывают развернуто – с выделением задолженности перед персоналом компании, задолженности перед государственными внебюджетными фондами и др.

В новой форме бухгалтерского баланса соответствующих показателей мы не обнаружим. Иными словами, возможность модификации самих форм не предусмотрена, разрешено лишь вводить расшифровки к имеющимся статьям.

Пункт 34 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее – Положение по ведению бухгалтерского учета) устанавливает, что содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому.

Не противоречат ли требования приказа № 66н этой норме? Из пункта 4 ПБУ 1/2008, по мнению автора, следует, что применяемые организацией формы отчетности должны быть утверждены учетной политикой. Это решение необходимо в условиях отсутствия обязательных форм. Предстоящее изменение учетной политики в данной части обусловлено изменением нормативных правовых актов. Его необходимо утвердить до наступления 2011 года (п. 10, 12 ПБУ 1/2008).

А в целях снижения трудоемкости учетного процесса компания вправе скорректировать отчетные формы уже за 2010 год. Характер и причины изменения используемых форм, согласно пункту 9 ПБУ 4/99, раскрываются в пояснительной записке.

Генподрядчик формирует резерв на гарантийные обязательства (п. 3, 9 ПБУ 8/01, ст. 755 Гражданского кодекса РФ), делая следующую запись:

Дебет 20    Кредит 96
– произведены отчисления в резерв на гарантийные обязательства.

Окончание работ по договору – в 2012 году. В бухгалтерском балансе по новой форме для отражения резервов под условные обязательства предусмотрена отдельная статья (код строки – 1430). Поэтому в балансе за текущий год (на 31 декабря 2010 года) по строке 520 «Прочие долгосрочные обязательства» ООО «МегаСтрой» приняло решение применить следующую расшифровку:
– строка 521 «Резервы под условные обязательства»;
– строка 522 «Прочие обязательства».

Состав отчетности

Разберемся, будет ли новый порядок одинаковым для всех компаний.

Общие требования

Заметим: приказ № 66н не содержит привычной нумерации форм (№ 1-6).

По сравнению с предыдущим составом их количество уменьшено – за счет отказа от формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Предусмотренную в ней информацию нужно будет включать в пояснительную записку (подп. «г» п. 30 Положения по ведению бухгалтерского учета; приложение № 3 к приказу № 66н).

Для наглядности изменения приведены в виде соответствия.

Состав форм годовой бухгалтерской отчетности

Обратите внимание: приказ № 66н (подп. «в» п. 1) устанавливает, что форма отчета о целевом использовании полученных средств предназначена исключительно для общественных (некоммерческих) организаций. Значит, застройщикам, привлекающим средства по договорам долевого участия, и заказчикам, получающим финансирование от инвесторов, заполнять ее не придется. Отметим, что законных оснований требовать от них представления формы № 6 не имеется и сейчас. Так, в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (п. 4 ст. 15), а также в письме УФНС по г. Москве от 14 сентября 2005 г. № 18-11/3/65435 говорится о предоставлении данной формы общественными (некоммерческими) организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Отчетность для малых предприятий

Выясним, есть ли какие-то «льготы» для небольших организаций – субъектов малого предпринимательства. Сейчас если они не обязаны проводить аудиторскую проверку, то могут ограничиться составлением форм № 1 и № 2 (п. 3 Указаний, утвержденных приказом № 67н).

На будущее такого варианта не предусмотрено. Приказ № 66н обязывает малые компании представлять все приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, в том числе пояснения. Но при этом позволяет приводить в них только наиболее важную информацию, без которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. По-видимому, это означает, что перечень показателей в формах, входящих в приложения, можно сократить. Тогда в учетной политике следует закрепить критерии их существенности.

Между тем сокращенный объем отчетности установлен пунктом 85 Положения по ведению бухгалтерского учета. Но поскольку данное Положение и приказ № 66н являются нормативными правовыми актами одного иерархического уровня, приоритет у того, который издан позднее и является специальным. То есть нужно руководствоваться последним.

Самое важное – малые предприятия смогут представлять баланс в упрощенном виде.

Дело в том, что по новым правилам они должны включать в баланс показатели только по группам статей, без детализации показателей.

Статьи группируются по разделам I-V баланса. Получается, в «упрощенном» балансе будут представлены данные лишь по разделам (по их итоговым строкам):
– «Итого по разделу I» (Внеоборотные активы, код строки – 1100);
– «Итого по разделу II» (Оборотные активы, код строки – 1200);
– «Итого по разделу III» (Капитал и резервы, код строки – 1300);
– «Итого по разделу IV» (Краткосрочные обязательства, код строки – 1400);
– «Итого по разделу V» (Долгосрочные обязательства, – 1500).

Коды строк приведены в приложении № 4 к приказу № 66н.

При этом не предусматривается сокращения самой формы. В бухгалтерской документации не принято оставлять строки свободными (п. 2.9 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29 июля 1983 г. № 105). С другой стороны, прочеркиваются лишь строки, по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей (п. 11 ПБУ 4/99). Поэтому, по мнению автора, эти строки можно погасить знаком «Х». Таким образом, малые предприятия обязаны представлять все приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, в том числе пояснения.

Пояснительная записка

Пояснительную записку обычно составляют в свободной форме, чередуя текстовую информацию с таблицами. Данный порядок сохранится и в дальнейшем. Но допускается оформление пояснений только в табличной форме. Пример такого подхода представлен в приложении № 3 к приказу № 66н. Тем не менее содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организацией самостоятельно (подп. «б» п. 4 приказа № 66н). Поэтому формы таблиц предстоит утвердить в учетной политике.

Отметим: новый порядок регламентирует составление годовой отчетности, не устанавливая требований к промежуточным (месячным, квартальным) отчетам. Но с начала 2011 года в них удобнее применять тот же состав показателей, который предусмотрен для годовых форм.

Содержание отчетов

В заполнении форм тоже есть отличия. Рассмотрим их подробнее.

Расширен объем сравнительных показателей

В действующей годовой форме баланса указываются данные по итогам двух лет (отчетного и предыдущего). А в новой форме предстоит отражать данные уже за три года – отчетный и два предыдущих (п. 35 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Следовательно, в баланс за 2011 год потребуется включить значения показателей не только на конец отчетного года, но также и на 31 декабря 2010 и 2009 годов. При этом надо учесть, что в балансе за 2010 год содержатся данные только этого года – на начало и конец, то есть на 1 января и на 31 декабря 2010 года. Поэтому данные на 31 декабря 2009 года нужно будет взять из формы № 1 за 2009 год.

Поясним: показатели на 31 декабря закончившегося года и 1 января следующего за ним года могут различаться в случае переоценки основных средств и нематериальных активов (п. 15 ПБУ 6/01, п. 20 ПБУ 14/2007).

В новом балансе суммы переоценки внеоборотных активов отражаются обособленно – по строке 1340, а добавочный капитал показывается без переоценки (стр. 1350). Сведения о переоценке за отчетный период включены в отчет о прибылях и убытках (по стр. 2510 и 2520) в качестве справочной информации.

Есть уточнения и дополнения

Дополнительная графа «Пояснения». Отличительная особенность новых форм баланса и отчета о прибылях и убытках – наличие графы для номера пояснения к статьям. Если пояснительная записка содержит таблицы, то в этой графе для соответствующих строк нужно указать номера таблиц (примечание к балансу).

Например, по строке «Основные средства» баланса, если в пояснительной записке приведены таблицы 2.1 «Наличие и движение основных средств» и 2.2 «Незавершенные капитальные вложения» (из приложения № 3 к приказу № 66н), в графе «Пояснения» укажем: «2.1, 2.2».

Анализ таблиц приложения № 3 позволяет сделать полезный вывод о том, какую информацию Минфин России считает значимой. В частности, рекомендуется раскрывать данные:
– об обороте запасов между группами (между товарами и материалами, между незавершенным производством и готовой продукцией и др.);
– о запасах (материалы, незавершенное производство и др.), не оплаченных на отчетную дату;
– о переводе долгосрочной дебиторской (кредиторской) задолженности в краткосрочную;
– о просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности и др.

Графа «Код» – только для статистики. Как было сказано в начале статьи, для статистических целей строки в формах бухотчетности закодированы. Поэтому в отчетности, представляемой в органы госстатистики и другие органы исполнительной власти, после графы «Наименование показателя» нужно будет приводить графу «Код» (п. 5 приказа № 66н).

Отражение корректировок. В новом отчете об изменениях капитала предусмотрено отражение корректировок в связи с исправлением ошибок. В форме № 3 аналогичных статей не было.

Эта новация связана с утверждением ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», подлежащем применению с годовой отчетности за 2010 год.

Дело в том, что пункт 9 ПБУ 22/2010 изменяет порядок исправления существенных ошибок предшествующего отчетного года, выявленных после утверждения отчетности за этот год.

Суммы таких ошибок корректируют учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации предназначен счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Действующий порядок исправления ошибок (на основании приказа № 67н) непосредственно капитал не затрагивает, корректировка производится с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 7 ПБУ 9/99, п. 11 ПБУ 10/99).

В новой форме отчета о прибылях и убытках указанные исправления нужно показывать в разделе «Справочно» по строке «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода» (код стр. 2520).

Информация о существенных ошибках прошлых периодов, которые в отчетном периоде, обязательно раскрывается в пояснительной записке (п. 15 ПБУ 22/2010).

Подведем итоги. Несмотря на целый ряд отличий, каких-либо радикальных изменений не произошло.

Новые формы бухгалтерской отчетности вполне совместимы со старыми. Но за счет упразднения формы № 5 возрастает объем информации в пояснительной записке.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка