Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Новые рекомендации по проведению проверок

8 августа 2011 8 просмотров

Временные рекомендации заменены на постоянные

Напомним, что временная методичка, утвержденная распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 11 мая 2010 г. № 127р, применялась для проведения проверок лишь в ликвидируемых или реорганизуемых в 2010 году компаниях. Минздравсоцразвития России в письме от 26 мая 2010 г. № 1344-19 прямо указало на то, что выездная проверка правильности исчисления и уплаты страховых взносов иных компаний может быть проведена не ранее 2011 года (за 2010 год).

В качестве постоянного документа распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р утверждены Методические рекомендации (далее – Рекомендации № 34р), в которых более четко и подробно изложен механизм проверки и процедурные вопросы. Они применяются к правоотношениям, возникшим с начала 2010 года.

Расскажем о наиболее важных дополнениях, раскрывающих нюансы тактики проверяющих.

Объект проверки расширен

Изменилась цель проверки. Разработчики учли поправки, внесенные в законодательство, об объединении отчетности, сдаваемой в ПФР, – по взносам и персучету. Теперь предметом выездной проверки являются два объекта: взносы (в ПФР и ФОМС) и сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Ревизии может быть подвергнут период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проверке. Срок проведения выездной проверки, несмотря на изменение объекта проверки, остался прежним – не более двух месяцев (приостановка проверки, допускаемая по определенным основаниям и длящаяся не более шести месяцев, в него не включается).

Указаны критерии отбора

Как и прежде, проведение проверок организаций осуществляются по , ежегодно утверждаемому руководителем территориального органа ПФР.

А вот информация, ранее не афишируемая. Отбор кандидатов для проверок ведут по следующим критериям:

  • отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы и среднесписочную численность работников);
  • несвоевременное представление индивидуальных сведений;
  • наличие выплат, не облагаемых страховыми взносами;
  • применение пониженных тарифов взносов, в том числе наряду с общим тарифом;
  • выявление несоответствий в расчетах по итогам камеральных проверок (в том числе при непредставлении пояснений);
  • наличие задолженности по взносам свыше двух отчетных периодов (кварталов) подряд;
  • уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности;
  • неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты;
  • истечение трехлетнего срока. Периодичность проверок – не чаще одного раза в три года (не учитывая количество проверок обособленных подразделений);
  • наличие информации от органов ФНС России об участии в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

Источниками сведений о компании при планировании проверок служат результаты камеральных проверок, анализ динамики поступления и задолженности взносов, а также иной информации. Необходимые данные могут быть также запрошены у налоговых органов. Таким образом, в первую очередь контролеры заинтересуются крупными компаниями и фирмами с подозрительной отчетностью. Ну и конечно, проверят предоставленный налоговиками компромат.

Отметим: организации, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются.

Особенности для подразделений

Проверке подлежат как организации, так и их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Так как обязанности по уплате страховых взносов и представлению в ПФР по своему местонахождению соответствующих расчетов они должны исполнять самостоятельно (п. 11 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Подразделения есть у многих строительных компаний. Поэтому приведем некоторые специальные правила.

Выездные проверки обособленных подразделений могут проводиться как в рамках проверки всей организации в целом (включая все ее филиалы), так и отдельно.

В первом случае они осуществляются на основании решения отделения ПФР, в котором состоит на учете головная организация. Во втором – по решению отделения фонда по местонахождению филиала (здесь и далее слово «филиал» употребляется в значении «подразделение»).

При этом предусмотрено взаимодействие структур Пенсионного фонда РФ, в том числе обмен документами, составленными по результатам проверки: актами, решениями.

Проведение проверок организаций филиалов не может длиться более месяца. При обнаружении нарушений решение о привлечении к ответственности принимается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа, проводившего проверку.

Требования для ликвидируемых организаций

Следует учитывать, что выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может быть назначена независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом контролю также подлежат три предшествующих проверке года. Если компания просуществовала недолго (менее года), от проверки это ее не спасет. Расчетным периодом для нее является период со дня создания до дня завершения ликвидации или реорганизации. Завершить проверку и вручить решение контролеры должны до истечения двухмесячного срока с момента публикации информации о ликвидации, чтобы успеть предъявить требования об уплате взносов, пеней, штрафов.

Если ликвидируемая компания не подавала индивидуальных сведений на персонал, то будут приняты меры по их истребованию.

Что и как будут проверять

Проверяющим даны конкретные указания, на что именно обращать внимание. Но компаниям следует знать, что .

Документы

В новой методичке документы, подлежащие проверке, перечислены в приложении № 1. Их список достаточно обширный, в него входят учредительные, кадровые, банковские документы, договоры (на медстрахование, трудовые и гражданско-правовые), приказы об учетной политике, регистры бухгалтерского учета, авансовые отчеты, расчеты РСВ-1 ПФР, статотчеты, карточки индивидуального учета и т. д. Причем закрытым он не является, так что проверяющие могут потребовать и иные, необходимые на их взгляд, документы.

Кроме того, очень подробно об истребуемых документах говорится в пункте 7.4 Рекомендаций № 34р.

Также в ходе выездной проверки могут быть дополнительно запрошены копии форм документов индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных взносах и страховом стаже.

Основные вопросы

Но главное – это основные направления проводимой проверки, результаты по которым должны быть отражены в акте. А именно:

  • установление категории плательщика взносов. Если он относится одновременно к нескольким категориям, взносы им должны исчисляться и уплачиваться отдельно по каждому основанию;
  • своевременность и полнота представления расчетов и индивидуальных сведений. Последний уточненный расчет, сданный перед проверкой, примут во внимание, но от ответственности за неуплату или за опоздание с перечислением взносов компанию это не освободит;
  • . Показатели отчетности сопоставят с нормами законодательства (ст. 7, 8 закона № 212-ФЗ). Особое внимание уделят пониженным тарифам. Помимо этого с пристрастием проконтролируют операции, введенные в применяемых бухгалтерских программах вручную, нетипичные корреспонденции, соответствие суммированных сальдо по счетам суммам остатков по субсчетам;
  • правильность определения не облагаемых взносами сумм. Их проверят на соответствие нормам статьи 9 закона № 212-ФЗ. А также проконтролируют соблюдение установленных (по годам) пределов базы для начисления взносов;
  • проверка правильности начисления и уплаты взносов. Соответствующие показатели отчетов (РСВ-1 ПФР) сверят с данными бухучета (по субсчетам счета 69), а также с данными индивидуальных карточек по учету сумм начисленных страховых взносов и данными, отраженными в справках формы 2-НДФЛ. При выявлении расхождений будут выяснять причину. Проверят все основания для применения пониженного тарифа. При необходимости запросят сведения (касающиеся пониженных тарифов) у налоговиков или даже привлекут их к участию в проверке.

Ну и дополнительно контролеров инструктируют по наиболее узким местам. К ним относятся:

  • денежные выплаты по кассе и всем имеющимся у организации банковским счетам (обороты по счетам 50, 51 в корреспонденции со счетами 41, 52, 55, 62, 73, 75, 76, 84, 86, 91);
  • расчеты с «подотчетниками» (в том числе будут искать выплаты физическим лицам, выполняющим разовые работы). В частности, указано на то, что при проверке счета 71 следует обратить внимание на авансовые отчеты. К ним могут прилагаться акты приемки выполненных работ и документы, подтверждающие факт выплаты денежных средств физическому лицу (расходный кассовый ордер, платежная ведомость). Также рекомендуется исследовать возможные недостачи (корреспонденции со счетом 94) и расчеты, производимые с персоналом;
  • выплаты в натуральной форме (счета 10, 41, 43, 45);
  • реализация (безвозмездная передача) материальных ценностей работникам. Проанализируют акты о ликвидации и безвозмездной передаче основных средств, накладные на отпуск со склада товарно-материальных ценностей в счет оплаты труда или иного вознаграждения, другие документы.

Примут во внимание даже аккуратность бухгалтера: описки и различные помарки в первичных документах и расчетах позволят оценить тщательность ведения учета.

Результаты проверки: чем все закончится

По каждому факту нарушений проверяющие подберут подтверждающие документы, доначислят взносы и сформируют предложения о привлечении компании к ответственности.

Завершающий этап – оформление соответствующих документов.

В последний день проверки контролеры обязаны составить справку по форме 12-ПФР и выдать один экземпляр проверяемой организации. А затем в течение двух месяцев оформить акт проверки по форме 17-ПФР

В справке фиксируются сроки проверки. В акте указываются выявленные нарушения, выводы и предложения проверяющих: о взыскании взносов и пеней, о внесении исправлений в документы бухгалтерского учета, о привлечении к ответственности. В течение 15 дней со дня получения акта компания может представить письменные возражения.

Если нарушений нет, акт все равно составляется. В нем излагаются все проверенные вопросы и записывается вывод об отсутствии нарушений. Решение по такому акту не принимается. А вот если нарушения есть, то в отношении компании будет принято соответствующее решение (о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности) – в течение 10 дней со дня истечения срока для подачи письменных возражений по акту.

Компания может участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки (в том числе через своего представителя). Ее обязаны известить о времени и месте рассмотрения материалов.

В решении о привлечении к ответственности указываются факты нарушений, суммы выявленных недоимок по взносам, начисленные пени и штрафы, предложения об их уплате и т. д. В решении об отказе – все то же самое, только без штрафов.

Решение вручается под расписку (или иным способом) и вступает в силу в течение 10 дней со дня вручения. По истечении этого срока организации направляется требование об уплате указанных в решении сумм.

Важно запомнить

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка