Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Налоговики разрешают не платить ЕНВД, если магазин закрылся

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Приход наличной выручки проверят налоговики

17 мая 2012 9 просмотров

Банки кассу не контролируют

Проверка наличной выручки - это теперь не обязанность банков. Банки добились наконец права не осуществлять проверку кассовой дисциплины в организациях, расчетно-кассовым обслуживанием которых они занимаются (открывших в них расчетные счета). Данная работа, учитывая количество клиентов – юридических лиц в крупных банках (их число может доходить до нескольких тысяч) и необходимость проверять их всех каждые два года, требовала слишком больших трудозатрат (отвлечения персонала), не связанных с деятельностью банков.

Указанием Банка России от 13 декабря 2011 г. №2750-У с 1 января 2012 года признаны утратившими силу:

В этих документах устанавливалась обязанность банков проводить проверки: в пункте 41 указанного Порядка, а также в пункте 2.14 Положения.

Правда, взамен отмененного ПорядкаЦентробанк РФ 12 октября 2011 г. №373-П утвердил Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации. Однако функции контроля этим документом не предусмотрены. Отменена и ответственность (в виде штрафа от 2000 до 3000 руб.) за невыполнение должностным лицом банка обязанностей по контролю за соблюдением организациями правил ведения кассовых операций. Статья 15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях перестала применяться с 3 апреля 2012 года (см. Федеральный закон от 2 апреля 2012 г. №30-ФЗ).

Таким образом, теперь вправе осуществлять проверку полноты приходования наличной выручки и применение ККТ только налоговые органы. Заметим: налоговики могли делать это и раньше.

Налоговым органам предоставлялось такое право на основании норм Закона РФ от 21 марта 1991 г. №943-1 (п. 1 ст. 7) и Федерального закона от 22 мая 2003 г. №54-ФЗ (п. 1 ст. 7).

Однако нормативные документы, регламентирующие процедуру этих проверок, отсутствовали (они проводятся вне рамок проверок соблюдения норм налогового законодательства).

Нормативное регулирование

Минфин России принял необходимые документы:

  • Административный регламент … по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденный приказом от 17 октября 2011 г. №133н (далее – Регламент №133н);
  • Административный регламент … по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденный приказом от 17 октября 2011 г. №132н (далее – Регламент №132н).

Они действуют с февраля 2012 года и регулируют разные виды проверок.

Ревизия отражения выручки

Предмет контроля – полнота учета выручки денежных средств. Процедура состоит из следующих этапов:

  • предъявления поручения на проведение проверки;
  • рассмотрения документов;
  • проверки полноты учета выручки;
  • оформления результатов.

Конкретный срок проведения проверки устанавливается руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции, он не может превышать 20 рабочих дней (п. 19, 20 Регламента № 133н). Периодичность не установлена.

Полномочия

Проверка начинается с подтверждения полномочий контролеров, то есть с предъявления поручения на ее проведение, что фиксируется подписью проверяемого с указанием даты (или записью об уклонении от получения). Проверяющие обязаны предъявить также свои служебные удостоверения. Они имеют право беспрепятственного доступа к ККТ (в том числе получать пароли), запрашивать необходимые документы, проверять наличные денежные средства в кассе и наличие бланков строгой отчетности (БСО), получать необходимые объяснения, взаимодействовать с органами внутренних дел. Кроме того, им дано право привлекать проверяемые организации к административной ответственности.

Проверяемые документы

Специалисты налоговой инспекции при проведении проверки вправе проверить документацию, связанную с контрольно-кассовой техникой (ее приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением). Если ККТ не используется, проверяют документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности. Либо иные бумаги – товарные чеки, квитанции и т. д., подтверждающие прием денежных средств. Состав проверяемых документов довольно обширен:

  • журнал кассира-операциониста;
  • распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники;
  • контрольные ленты;
  • приходные и расходные кассовые ордера и журнал их регистрации;
  • авансовые отчеты;
  • кассовая книга;
  • бланки строгой отчетности, книга их учета, акты о списании БСО;
  • книга учета доходов и расходов (при применении упрощенной системы);
  • установленный лимит остатка наличных денег;
  • иные первичные документы и регистры бухгалтерского учета.

Все документы представляются в виде оригиналов или заверенных копий.

Специалисты налоговой инспекции не вправе требовать документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариального удостоверения копий представляемых документов (п. 30 Регламента №133н).

Контрольные действия

Проводится анализ информации и фактическое изучение финансовых и хозяйственных операций, совершенных в проверяемый период (сплошным или выборочным способом). Фактическое изучение осуществляется путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы.

В обязательном порядке проверят наличные денежные средства, находящиеся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, путем снятия остатка (пересчета) с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом смены в качестве разменной монеты. О чем составят акт в двух экземплярах.

Проверка полноты учета выручки осуществляется методом сравнения установленной суммы наличных денежных средств с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте ККТ и записями в журнале кассира-операциониста. Записи в журнале кассира-операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов.

По каждому факту расхождений будут затребованы письменные объяснения.

Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов контрольно-кассовой техники сверяются заводские номера этих машин, а также их регистрационные номера и идентификационный номер налогоплательщика с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ.

На контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков.

По фискальному отчету ККТ и журналу кассира-операциониста, актам о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) проверяется количество фактов возврата, а также сумма денежных средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.

Проверка фактического наличия бланков строгой отчетности производится по видам бланков с учетом начальных и конечных номеров.

На основании проведенных действий делаются выводы о полноте учета наличной денежной выручки.

Оформление результатов

Результатом проведенных мероприятий является выявление фактов неполного (полного) учета выручки, которые отражаются в акте проверки. В нем кроме общих данных (даты составления, наименования и других обязательных реквизитов проверяемой организации, периода проверки, перечня проверенных документов и т. д.) указываются документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или вносится запись об отсутствии таковых. В описании нарушений делается ссылка на положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

Акт должен быть составлен на бумажном носителе на русском языке в двух экземплярах и иметь сквозную нумерацию страниц. В нем не допускаются помарки, подчистки и исправления, не заверенные подписями сотрудника инспекции и проверяемого лица.

По фактам нарушений, отраженным в акте проверки, строительная компания вправе подать письменные объяснения (замечания, возражения), а контролеры обязаны их принять, сделав при этом запись в акте проверки.

При уклонении проверяемого лица от подписания акта этот факт также отражается в акте проверки и данный документ направляется по почте заказным письмом по местонахождению организации.

В случае выявления фактов нарушений законодательства инспекторы возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях (п. 54 Регламента №133н).

Учтите: проверяемые организации имеют право: присутствовать при проведении проверки, давать объяснения; получать информацию по проверке; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте о своем согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) специалистов инспекции; обжаловать действия (бездействие) проверяющих в досудебном или судебном порядке (п. 9 Регламента №132н).

Обжалование

Компания может обжаловать действия (бездействие) проверяющих, а также принимаемых ими решений в досудебном (внесудебном) порядке. Жалоба подается руководителю соответствующего управления ФНС России. Организация вправе обратиться с жалобой в устной форме или направить ее по почте в письменном виде. Сделать это можно и в электронной форме, отправив обращение на официальный сайт ФНС России (или на сайт конкретного управления налоговой службы). Или сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) специалистов инспекции, некорректном поведении или нарушении служебной этики по телефону (телефоны приведены в приложении №1 к Регламенту №133н).

В подаваемой жалобе указываются наименование органа, в который она направляется, наименование и почтовый адрес отправителя (по которому должен быть направлен ответ), а также излагается суть обращения, ставятся личная подпись и дата. В подтверждение своих доводов можно приложить документы и материалы либо их копии.

Жалобу обязаны рассмотреть в течение 30 дней с момента ее регистрации и направить письменный ответ по указанному адресу. Срок продления рассмотрения жалобы в отдельных случаях не может превышать 30 дней (п. 73 Регламента №133н).

Проверка ККТ

Проверка наличной выручки и ККТ теперь проводится налоговыми органами. Порядок проведения проверок по применению ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов (регулируемый Регламентом №132н) очень схож с порядком проверки учета выручки, поэтому отметим лишь отличия.

Предмет проверки другой – это соблюдение требований к контрольно-кассовой технике, контроль за порядком и условиями ее регистрации и применения.

Контрольные действия соответственно иные. Механизм их состоит в том, что сначала инспекторы делают так называемую контрольную закупку товаров или оплату услуг (инкогнито) с применением видео-, аудиофиксации или аналитических процедур. А уже затем предъявляют поручение на осуществление проверки и служебные удостоверения.

Проверяемых документов меньше – только связанные с ККТ. Приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты, книга учета доходов и расходов, первичные документы и бухгалтерские регистры не запрашиваются. Обращают внимание на исправность техники, соответствие реквизитов на кассовом чеке реквизитам, занесенным в госреестр ККТ, соответствие времени в кассовом чеке реальному времени и т. д.

Срок проведения проверки не может превышать пяти рабочих дней (п. 19 Регламента №132н). Оформление результатов и порядок досудебного обжалования такие же, как и при проверке выручки.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка