Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как инспекции ужесточают работу с компаниями

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Ответственность за неуплату экологических платежей

25 июня 2012 45 просмотров

За загрязнение необходимо платить

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на природу является платным. К видам такого воздействия относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Строительная компания в процессе своей деятельности может загрязнять окружающую среду выбросами используемого автотранспорта, строительными отходами и мусором, создавать шум при проведении работ и т. д. 

Виды платы

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды… утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

Существует два вида базовых нормативов. Это плата за различные выбросы, сбросы и т. д.:

  • в пределах допустимых нормативов;
  • в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов вредного воздействия).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени его опасности для окружающей среды и здоровья населения.

Для отдельных регионов устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, которые учитывают экологические факторы – природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов и др.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Конкретизация применения базовых нормативов приведена в Инструктивно-методических указаниях… утвержденных Минприроды России 26 января 1993 г.

Кто является плательщиком

Обязанность по внесению экологических платежей возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственной, непроизводственной или иной) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду, каждая компаниянесет ответственность за неуплату. При заключении договора аренды, наличии иных прав на источник (объект) негативного воздействия плательщиком является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект).

Получение разрешения

Компания при осуществлении выбросов и сбросов химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду, должна получить разрешение, выданное органами исполнительной власти, которые ведут государственное управление в области охраны окружающей среды, с установлением лимитов сбросов, выбросов и т. д. Об этом сказано в пункте 4 статьи 23 закона № 7-ФЗ.

Административные регламенты по выдаче разрешений утверждены приказами Минприроды России от 31 октября 2008 г. № 288, от 25 июля 2011 г. № 650.

За выдачу разрешения уплачивается государственная пошлина. Ее размер, согласно пункту 116 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ, составляет 2000 руб.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух передвижными источниками допускается без получения разрешения.

Расчет

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Расчет) и порядок ее заполнения утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Правда, при их применении следует учитывать, что функции по администрированию платы с июня 2010 года осуществляет Росприроднадзор.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). А за их превышение – уплачиваются из прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Расчет состоит из титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, и четырех разделов: раздела 1 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами», раздела 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами», раздела 3 «Сбросы вредных веществ в водные объекты», раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления».

Плата в пределах установленных организации норм определяется путем умножения соответствующих ставок и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плата за сверхлимитное загрязнение определяется так же – только с применением пятикратного повышающего коэффициента. В случае отсутствия у организации оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Пример

Строительная компания во II квартале 2012 года осуществляла эксплуатацию 5 грузовых автомобилей, зарегистрированных в г. Калуге.

Расход дизельного топлива составил 10 000 литров. Коэффициент экологической значимости для Центрального экономического района РФ равен 1,9. Поскольку машины зарегистрированы в городе, в расчете также участвует дополнительный коэффициент 1,2.

Переведем количество расходуемого топлива в тонны. Плотность дизельного топлива может быть принята равной 0,825 кг/л (разд. 1.2 Рекомендаций по расходу топлива… утвержденных постановлением Госстроя России от 9 марта 2004 г. № 36)):

10 000 л ? 0,825 кг/л = 8250 кг = 8,25 т.

Норматив платы за выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ при сжигании дизельного топлива – 2,5 руб/т.

Также при расчете бухгалтеру следует применить коэффициент, который учитывает инфляцию. В 2012 году он равен 1,67 к нормативу, установленному в 2005 году (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ).

Таким образом, плата за выброс загрязняющих веществ от сжигания дизельного топлива автотранспортом за II квартал 2012 года составит 78,53 руб. (8,25 т ? 2,5 руб/т ? 1,9 ? 1,2 ? 1,67).

Кроме того, компании необходимо посчитать плату за размещение строительного мусора (данные о размещении отходов отражаются в разделе 4 формы Расчета).

Строительный мусор от разборки зданий (код 912 006 010 1004 по Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 2 декабря 2002 г. № 786) – это отход, соответствующий IV классу опасности (последняя цифра в коде).

Установленный компании лимит – 20 тонн. Фактическая масса образованных за отчетный период отходов составила 7 тонн (нарастающим итогом с начала года – 10 тонн).

Норматив платы – 248,4 руб. за 1 т отходов, размещенных в пределах установленного лимита.

Размер платы за размещение отходов во II квартале равен 6772,63 руб. руб. (7 т ? 248,4 руб/т ? 1,9 ? 1 ? 2,05), где 2,05 – коэффициент, учитывающий инфляцию, к значению, установленному в 2003 году (п. 3 ст. 3 закона № 371-ФЗ), так как для отходов IV класса значение не менялось.

Определим общую сумму платы за загрязнение окружающей среды за II квартал:

6772,63 руб. + 78,53 руб. = 6851,16 руб.

Сроки уплаты

Отчетным периодом по экологическим платежам является квартал, так что платежи рассчитываются за соответствующий квартал и уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Отчетные периоды и сроки уплаты установлены приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557.

Порядок надзора и привлечения к ответственности

Отметим, что компании несут ответственность за неуплату. В целях повышения эффективности надзорных мероприятий и предупреждения правонарушений в данной сфере Росприроднадзором были разработаны Методические рекомендации по привлечению к административной ответственности… (далее – Методические рекомендации). Утверждены они приказом от 4 мая 2012 г. № 213.

Строительным компаниям полезно c ними ознакомиться, так как данный документ территориальные органы указанного ведомства будут использовать при проведении контрольных мероприятий и для привлечения к ответственности лиц, не вносящих плату за загрязнение окружающей среды.

Расскажем коротко об основных положениях.

Чем грозит неуплата

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа:

  • для организации в размере от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб.

Как осуществляется контроль

Отметим: в методичке удобно сконцентрирована информация действий инспекторов по выявлению нарушений и привлечению нарушителей к ответственности в виде блоков-схем.

Выявление фактов нарушений. Итак, с чего все начинается? Что служит поводом для проверки?

Событием административного правонарушения, как сказано в Методических рекомендациях, является факт невнесения либо неполного внесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Дело в том, что информация о поступивших платежах на подведомственной территории аккумулируется финансовыми подразделениями территориальных органов Росприроднадзора.

Финподразделение после аккумулирования данных о перечислении платы представляет список природопользователей, своевременно перечисливших плату, уполномоченному должностному лицу территориального органа. Уполномоченный в свою очередь проводит сверку списка с приказом Минприроды России «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности на территории субъекта, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».

Возбуждение дела. По окончании сверки инспектор подготавливает и направляет информацию о лицах, подлежащих контролю, в региональный или федеральный надзорный орган для принятия мер в отношении природопользователей, не перечисливших плату в установленном порядке.

Иными словами, не обнаружив 20го числа после окончания квартала поступления денег, уполномоченные региональные или федеральные службы Росприроднадзора (в зависимости от того, какому виду надзора подлежит конкретный природопользователь) начинают расследование и возбуждают дело об административном правонарушении.

Процедура. Копия определения о возбуждении дела и проведении расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается лицу, в отношении которого оно вынесено (или его представителю), заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочным с получением отметки (подписи) законного представителя юридического лица о вручении ему определения.

Затем проверяемому лицу направляется определение об истребовании необходимых сведений. То есть проверка заключается в истребовании от компании нужных сведений, получении дополнительной информации, ее рассмотрении и т. д.

На представление документов организации дается конкретный срок (он указывается в определении), но не более трех дней. Если организации этого времени недостаточно, она обязана уведомить контролирующий орган об этом также в трехдневный срок (копию о продлении срока в случае принятия такого решения проверяемому должны вручить в течение суток). Срок проведения расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. В исключительных случаях допускается его продление на тот же срок – один месяц (п. 3.1.8 Методических рекомендаций).

Результаты проверки

Оформление. По окончании расследования инспектор составляет протокол об административном правонарушении по статье 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях либо выносит постановление о прекращении дела. Правила составления протокола тоже жестко регламентированы, и Росприроднадзор предупреждает своих инспекторов, что нарушение прав лиц, привлекаемых к ответственности, может явиться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении (п. 3.2.3 Методических рекомендаций).

Компании следует знать: о времени и месте составления протокола ее должны уведомить заблаговременно. Протокол помимо прочих обязательных сведений должен содержать:

  • данные об обстоятельствах обнаружения правонарушения (например, реквизиты справки финансового подразделения Росприроднадзора об отсутствии внесения платы);
  • конкретные нормы закона, которые были нарушены;
  • указание на виновность лица;
  • ссылки на все доказательства, собранные в ходе административного производства (направленные запросы/поручения, полученные ответы, истребованные документы, объяснения и т. п.);
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела1.

1 Процедуры возбуждения дела, проведения административного расследования, истребования сведений, составления протокола регулируются соответствующими статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях – , , , .

Копия протокола вручается проверяемому лицу (его представителю) под расписку.

Учтите: компании должны дать возможность ознакомиться с протоколом. И она вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему.

В случае неявки представителя юридического лица протокол составляется в его отсутствие, а копия протокола высылается организации по почте (тоже заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочным с отметкой уполномоченного лица о получении документа).

Принятие решения. Строительная компания имеет право присутствовать и при рассмотрении ее дела. Это заключительный этап проверки, который заканчивается принятием решения. Так что о месте и времени рассмотрения ее также уведомляют. Более того – вызывают представителя компании на рассмотрение дела.

Соответствующие документы вручаются под расписку (одним из указанных выше способов).

По результатам рассмотрения дела выносится постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства. В первом случае – в постановлении указываются конкретная сумма штрафа и реквизиты для его перечисления.

Обратите внимание: постановление по делу о нарушении законодательства РФ об охране окружающей среды в виде админстративного наказания не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения этого нарушения (п. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Уплатить штраф организация должна в течение 30 дней со дня вступления решения в силу. Оно вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования. Обжаловать принятое решение можно должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Если нарушитель не уплатит штраф по истечении 30 дней (с даты срока, указанного в постановлении), документ направят судебному приставу-исполнителю для взыскания.

В этом случае нарушение законодательства обойдется дороже – организацию оштрафуют еще и за неуплату административного штрафа в двойном размере от суммы неуплаченного штрафа (п. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Важно запомнить

Внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного природе.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка