Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Контроль над раскрытием информации

19 сентября 2012 16 просмотров

Обязанность управляющей организации

Напомним: в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ (п. 10 ст. 161) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности, о выполняемых работах и предоставляемых услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, их стоимости и т. д. А также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее – Стандарт), утвержден постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. №731.

Порядок осуществления… контроля за соблюдением стандарта… (далее – Порядок) утвержден приказом Минрегиона России от 9 апреля 2012 г. №162. Документ начал действовать относительно недавно – с 5 июня 2012 года. Расскажем о нем подробнее.

Проверка соблюдения установленных требований

Контрольные процедуры осуществляют органы исполнительной власти соответствующих субъектов РФ: а именно органы государственного жилищного надзора. Проверке подлежат управляющие организации, товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищные кооперативы (ЖК) и иные специализированные потребительские кооперативы.

Что контролируют

Предмет контроля – соблюдение Стандарт. Согласно пункту 3 Порядка, проверке подлежат:

  • факт раскрытия информации;
  • источник ее опубликования;
  • сроки и периодичность раскрытия информации;
  • полнота и достоверность доводимой информации;
  • порядок раскрытия информации по письменным запросам и запросам в электронном виде.

Заметим: постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 г. №845 в Стандарт внесены изменения. Уточнено, что публикация предусмотренных сведений обязательна, если на территории муниципального образования отсутствует доступ к интернету (подп. «б» п. 5 Стандарта). Но такое уточнение было и в прежней редакции – в пункте 6 Стандарта.

Кроме того, дополнительно установлено, что раскрытие информации на сайтах осуществляется по формам, утвержденным Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстроем). Пока бланки не утверждены.

Формы контроля

Осуществляет контроль госжилнадзор:

  • путем систематического наблюдения и анализа информации (по первым четырем параметрам);
  • путем проведения плановых и внеплановых проверок (с соблюдением норм Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Проверки могут быть документарными и (или) выездными.

Плановые проверки

Периодичность проведения плановых проверок – не чаще одного раза в три года. Основанием для включения компании в ежегодный план проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации либо со дня окончания последней плановой проверки.

Внеплановые проверки

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

  • истечение срока исполнения выданного предписания об устранении выявленного нарушения;
  • поступление обращений граждан, сведений от органов государственной власти, органов местного самоуправления о несоблюдении требований к раскрытию информации;
  • приказ (распоряжение) руководителя органа госконтроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Сроки

В соответствии с пунктом 10 Порядка срок проведения плановой и внеплановой проверок не может превышать 20 рабочих дней.

Однако в исключительных случаях срок выездной плановой проверки может быть продлен руководителем контролирующего органа или его заместителем, но не более чем на 20 рабочих дней. Это допускается при значительном объеме контрольных мероприятий (истребовании дополнительной информации, проведении экспертизы и т. д.).

Принятие мер

Если проверяющие выявили нарушения Стандарта, орган госжилнадзора обязан:

  • выдать управляющей организации, ТСЖ, ЖК или иному специализированному потребительскому кооперативу предписание об их устранении с указанием сроков;
  • проконтролировать исполнение выданного предписания.

Привлечение к ответственности

Для организаций, управляющих многоквартирными домами, установлена административная ответственность за непредставление необходимой информации.

В статье 7.23.1Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено наказание за неисполнение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Так, за нарушение способов или сроков раскрытия информации; за порядок раскрытия информации не в полном объеме; за предоставление недостоверной информации строительной компании, занимающейся в том числе и управлением многоквартирными домами, может грозить штраф в сумме от 250 000 до 300 000 руб.

А ее должностным лицам – штраф в сумме от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном совершении правонарушения должностное лицо организации дисквалифицируется на срок от одного года до трех лет.

Статья 7.23.1 введена в Кодекс РФ об административных правонарушениях Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. №403-ФЗ, действует с 18 декабря 2011 года.

Арбитражная практика

Есть решения как в пользу проверяющих, так и в пользу организаций.

В поддержку надзорных органов

В постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 июня 2012 г. по делу №А12-5318/2012 судьи поддержали ревизоров. Госжилинспекция провела внеплановую выездную проверку деятельности управляющей компании по коллективной жалобе жильцов, выявив многочисленные нарушения требований о раскрытии информации. Жители домов, обслуживаемых компанией, не смогли своевременно и доступно получить информацию о ее деятельности и вынуждены были обратиться с заявлениями в инспекцию о проверке управляющей их домами компании. По результатам проверки компания была оштрафована на 250 000 руб. Просьба об отмене постановления оставлена без удовлетворения.

Судами (первой и апелляционной инстанций) было установлено, что в нарушение действующего порядка заявитель не обеспечил доступ неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения), хотя имел такую возможность и время для выполнения законодательных требований. Информация в интернете на сайте инспекции, на стенде организации своевременно и в полном объеме не размещена. Нарушений в процедуре привлечения к ответственности инспекцией не допущено.

Арбитры решили, что в рассматриваемом случае освобождение лица от ответственности неоправданно.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В поддержку управляющих компаний

В постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 августа 2012 г. по делу №А12-9107/2012 судьи поддержали организацию, в которой также была произведена внеплановая проверка, закончившаяся наложением штрафа в сумме 250 000 руб. Нарушения имели место. Однако организация попросила отменить постановление ввиду малозначительности правонарушения. И судьи сочли возможным данную просьбу удовлетворить. Исходили они из того, что в действиях общества пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него обязанностей не установлено, общество своими действиями не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, при этом последствия правонарушения были устранены немедленно.

Согласно статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, уполномоченное должностное лицо могут освободить нарушителя от ответственности и ограничиться устным замечанием. Что и было сделано.

Арбитры признали, что составлением протокола об административном правонарушении и рассмотрением материала по этому делу достигнута предупредительная цель административного производства. И что применение штрафа в размере 250 000 руб. будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности. Судьи отметили, что статья 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным этим кодексом.

Таким образом, исходя из характера и степени общественной опасности вменяемого обществу правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что компания своими действиями не создала существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Апелляционный суд его поддержал, освободив управляющую организацию от ответственности.

Выводы

Как видим, решение зависит от конкретных обстоятельств. Ну и подчеркнем еще раз, избежать уплаты штрафа компании (во втором приведенном деле) помогли два обстоятельства: то, что она сразу попросила признать нарушения малозначительными, и то, что немедленно их устранила. Это произвело на судей благоприятное впечатление.

Однако следует отметить, что большинство решений против компаний.

И положительных для организаций решений пока только два (приведенное постановление и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2012 г. №09АП-15861/2012-АК). Нарушения действительно должны быть несущественными. В противном случае судьи признают, что, если есть состав правонарушения, применение санкций правомерно. Так что самый верный способ оградить себя от проблем при проверке – не допускать нарушений.

Важно запомнить

Обязанность по раскрытию управляющими компаниями информации о своей деятельности установлена законодательно – в Жилищном кодексе РФ (п. 10 ст. 161).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка