Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Представление сведений по контролируемым сделкам

17 октября 2012 11 просмотров

Какие сделки относятся к контролируемым

Представление сведений по контролируемым сделкам. Согласно пункту 1 статьи 105.15 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан представлять по требованию ФНС России документацию относительно конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок), указанной в требовании.

Причем однородными признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях. Определение идентичности и однородности товаров (работ, услуг) установлено в пунктах 6 и 7 статьи 38 Налогового кодекса РФ.

Как отмечено в письме ФНС России от 30 августа 2012г. №ОА-4-13/14433@, в пункте 1 статьи 105.15 Налогового кодекса РФ не указано, что сделка, в отношении которой нужно составлять и представлять документацию, должна быть контролируемой в соответствии с положениями статьи 105.14 главного налогового документа. Однако это следует из дальнейших пунктов статьи 105.15 кодекса.

Поэтому положения указанной статьи распространяются только на контролируемые сделки, включая сделки участника консолидированной группы налогоплательщиков.

При этом необходимо учитывать переходные положения, предусмотренные пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ. В частности, положения статей 105.15–105.17 Налогового кодекса РФ до 1 января 2014 года применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами), превышает соответственно: в 2012 году – 100 млн руб., в 2013 году – 80 млн руб.

Документы налогового контроля

Представление сведений по контролируемым сделкам. Прежде всего отметим, что под документацией в целях налогового контроля следует понимать совокупность документов или единый документ.

Рекомендуемое содержание документации в целях налогового контроля, представляемой в соответствии со статьей 105.15 Налогового кодекса РФ, приведено в приложении 1 к письму ФНС России от 30 августа 2012г. №ОА-4-13/14433@.

Они составляются в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством Российской Федерации) и должны содержать определенные сведения.

Во-первых, о деятельности налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), связанной с этой сделкой, а именно:

  • перечень лиц (с указанием государств, а также территорий, налоговыми резидентами которых они являются), с которыми совершена контролируемая сделка;
  • описание контролируемой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования, порядок и сроки осуществления платежей по этой сделке и др.;
  • сведения о функциях лиц, являющихся сторонами сделки (в случае проведения налогоплательщиком функционального анализа), об используемых ими активах, связанных с этой контролируемой сделкой, и о принимаемых ими экономических (коммерческих) рисках, которые налогоплательщик учитывал при ее заключении.

Во-вторых, в случае использования налогоплательщиком методов, предусмотренных требованиями статьи 105.7 Налогового кодекса РФ, должны содержаться следующие сведения об использованных методах:

  • обоснование причин выбора и способа применения метода;
  • указание на используемые источники информации;
  • расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности) по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;
  • сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, полученной рентабельности;
  • сведения об экономической выгоде, получаемой от контролируемой сделки лицом, которым совершена эта сделка, в результате приобретения информации, результатов интеллектуальной деятельности, прав на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки и т. д.), и других исключительных прав;
  • сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность), примененную в контролируемой сделке;
  • произведенные налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налога на прибыль (в случае их осуществления).

Кроме того, налогоплательщик вправе представить иную информацию, подтверждающую, что коммерческие и (или) финансовые условия контролируемых сделок соответствуют тем, которые имели бы место в сопоставимых сделках. Об этом сказано в пункте 2 статьи 105.15 Налогового кодекса РФ.

При этом следует при оценке содержания, объема и уровня детализации представляемой информации руководствоваться принципом, установленным пунктом 6 статьи 105.15 Налогового кодекса РФ.

Согласно данному принципу, детальность и основательность представляемой в ФНС России документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки). На это обращено внимание в письме Минфина России от 28 сентября 2012г. №03-01-18/7-132.

Обоснование цены

Представление сведений по контролируемым сделкам. Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами установлены статьей 105.3 Налогового кодекса РФ. В частности, предусмотрено, что стороны контролируемой сделки должны определять свои налоговые обязательства исходя из условий сделок, признаваемых в соответствии с разделом V.1 Налогового кодекса РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Напомним, взаимозависимыми лицами признаются лица, перечисленные в пункте 2 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ. При этом признание организации и ее работников взаимозависимыми лицами кодексом не предусмотрено. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 105.1 кодекса, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами. Кроме того, как отмечено в письме Минфина России от 29 сентября 2012г. №03-01-18/7-131, суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в пункте 1 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ.

Отметим, что возможные искажения в распределении экономических выгод между сторонами контролируемой сделки не должны влиять на их налоговые обязательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (за исключением ситуаций, когда цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.) регулируются или устанавливаются в соответствии с действующим законодательством).

Налогоплательщик вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от цены в совершенной контролируемой сделке, в случае, если цена в указанной сделке не соответствует рыночной.

В то же время определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, производится ФНС России с применением методов, которые установлены главой 14.3 Налогового кодекса РФ.

При этом налоговики не вправе применять в ходе налогового контроля в связи с совершением сделок иные методы, не предусмотренные разделом V.1 кодекса.

Таким образом, налогоплательщикам также целесообразно использовать указанные методы, но можно использовать и иные методы. Такое возможно в случае, если положениями Налогового кодекса РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, установлены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения.

К данным исключениям, в частности, относятся правила, установленные главой 25 Налогового кодекса РФ, в отношении определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами (ст. 280) и финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 305).

Кроме того, под иным методом также может пониматься комбинация методов, что предусмотрено положениями пункта 2 статьи 105.7 Налогового кодекса РФ.

ФНС России в письме от 30 августа 2012г. №ОА-4-13/14433@ рекомендует осуществлять мониторинг цен в контролируемых сделках и подготовку определенных разделов документации, например расчета интервалов рыночных цен (рентабельности), в периоде совершения контролируемой сделки или в периоде установления цены в контролируемой сделке. При этом при расчете интервала рентабельности используется информация, имеющаяся по состоянию на момент совершения контролируемой сделки, но не позднее 31 декабря календарного года, в котором совершена контролируемая сделка, либо данные бухгалтерской отчетности за три календарных года, непосредственно предшествующие календарному году, в котором была совершена анализируемая сделка (либо календарному году, в котором были установлены цены в анализируемой сделке). Согласно пункту 7 статьи 105.8 Налогового кодекса РФ, к указанной информации относятся сведения, представленные налогоплательщиком о сделках с лицами, не являющимися с ним взаимозависимыми.

Истребование документации

На основании статьи 105.15 Налогового кодекса РФ ФНС России осуществляет истребование документации:

  • с учетом проведения предварительного анализа сведений о контролируемых сделках, содержащихся в уведомлении, направленном организацией в налоговый орган;
  • извещений о контролируемых сделках, выявленных в ходе проведенной налоговой проверки;
  • сведений, которые были выявлены в результате проведения повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего предыдущую проверку.

Подготовленная и представленная документация, обосновывающая рыночный уровень цен в контролируемых сделках в соответствии с установленным порядком, освобождает налогоплательщика от ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.3 Налогового кодекса РФ.

При этом реализация принципа, определяющего, что детальность и основательность представляемой документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены, является, по мнению налоговиков, неотъемлемым требованием к документации, при соблюдении которого организация освобождается от налоговой ответственности.

В рамках проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами ФНС России вправе направить организации-налогоплательщику требование о представлении документации, предусмотренной статьей 105.15 Налогового кодекса РФ, в отношении проверяемой сделки или группы однородных сделок.

Документация должна быть представлена организацией в течение 30 дней со дня получения соответствующего требования. При этом возможность продления срока представления документации не предусмотрена.

Согласно пункту 3 статьи 105.15 Налогового кодекса РФ, документация может быть истребована ФНС России не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Непредставление в установленные сроки налогоплательщиком запрашиваемых документов при проведении налоговой проверки признается налоговым правонарушением. Это правонарушение влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса РФ (штраф – 200 руб. за каждый непредставленный документ) и статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (штраф на должностных лиц – 300– 500 руб.)

В соответствии с пунктом 4 статьи 105.15 Налогового кодекса РФ налогоплательщики не обязаны представлять документацию в следующих случаях:

  • если цены применяются в сделках в соответствии с предписаниями антимонопольных органов либо цена является регулируемой;
  • при осуществлении налогоплательщиком сделок с лицами, с которыми он не является взаимозависимым;
  • при сделках с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
  • при осуществлении сделок, в отношении которых в соответствии с главой 14.6 Налогового кодекса РФ заключено соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.

В то же время по указанным сделкам организации вправе представить документацию в добровольном порядке.

Подготовка документации

Представление сведений по контролируемым сделкам. Следует отметить важность своевременной подготовки документации (рекомендуемые этапы подготовки документации относительно контролируемой сделки (группы однородных сделок) приведены в приложении 2 к письму ФНС России от 30 августа 2012г. №ОА-4-13/14433@). Учитывая, что такой подход позволит налогоплательщикам более точно оценить размер будущих налоговых обязательств, необходимость и размер корректировок, использовать наиболее точные и достоверные сведения при подготовке уведомления о контролируемых сделках.

Уведомление направляется организацией, согласно пункту 1 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ, в инспекцию по месту учета в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Обратите внимание: форма уведомления о контролируемых сделках, порядок ее заполнения, а также формат уведомления и порядок его представления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 27 июля 2012г. №ММВ-7-13/524@.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Подготовка документации в целях налогового контроля может осуществляться как стороной сделки (группы однородных сделок), которой адресовано соответствующее требование ФНС России, так и лицами, являющимися контрагентами по такой сделке. Представление указанной документации осуществляется исключительно лицом, которому адресовано соответствующее требование.

Кроме того, при подготовке документации необходимо учитывать, что по заявлению ФНС России суд может признать сделку контролируемой. Такое возможно при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным статьей 105.14 Налогового кодекса РФ.

В этом случае, как отмечено в письме ФНС России от 30 августа 2012г. №ОА-4-13/14433@, в отношении налогоплательщика (лиц), совершившего контролируемую сделку (группу однородных сделок), будут применяться положения, предусмотренные статьями 105.15–05.17 Налогового кодекса РФ.

Важно запомнить

Налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов (подп. 8 п.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка