Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Чиновники советуют перепроверить данные работников

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Многоэтапный контракт: как исполнять

26 января 2013 349 просмотров

Сайт журнала «Учет в казенных учреждениях»
Электронный журнал «Учет в казенных учреждениях»

Что такое этап контракта

Одна из главных проблем практики составления отчетности по государственным (муниципальным) контрактам – отсутствие в действующем законодательстве понятия «этап исполнения контракта». При этом данное понятие часто встречается в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, с ним связаны исполнение, отчетность, экспертиза, приемка и другие мероприятия.

По мнению автора, поэтапное выполнение контрактных обязательств могут установить только стороны контракта (зачастую это делает заказчик). Этапы надо перечислить в тексте контракта, им нужно дать названия, чтобы было понятно, какие именно обязательства выполняются сторонами на каждом этапе. У этапов должна быть нумерация. Если стороны разбивают исполнение контракта на этапы, значит, они являются взаимообусловленными (работает принцип «сначала одно, потом другое»). По каждому этапу стороны определяют срок исполнения обязательств и стоимость. Президиум ВАС РФ высказал схожее мнение в постановлении от 22 мая 2012 г. № 676/12.

На практике весьма распространены контракты с исполнением в один этап, но с регулярными (например, ежемесячными или ежеквартальными) платежами. Но этап должен иметь конкретный результат, который и свидетельствует, что его исполнение завершено. Поэтому прямой причинно-следственной связи между платежом и этапом нет.

К сожалению, весьма велики риски, связанные с произвольной трактовкой термина «этап» по усмотрению проверяющих органов. 

Казначейство России выпустило письмо от 2 июля 2012 г. № 42-7.4-05/6.3-354, из которого следовало, что частичное выполнение своих обязательств – это и есть исполнение этапа контракта. Причем этапом предлагалось считать и выплату аванса.

Минэкономразвития России в письме от 29 ноября 2013 г. № Д28и-2263 разъяснило, что при закупке услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить их ежемесячную экспертизу и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно.

На наш взгляд, ключевое слово в этих разъяснениях – «приемка». Для того чтобы заказчик мог избежать ежемесячных мероприятий в виде приемки, экспертизы и составления отчетов, нужно просто отказаться от практики подписания актов под каждый платеж. В таком случае контракт превратится в одноэтапный, но с ежемесячным графиком платежей. Однако еще раз повторим: разъяснение Минэкономразвития России выглядит очень спорным, вряд ли есть основания выделять этапы, в то время как в тексте контракта они отсутствуют.

Но возникает вопрос, когда заказчик должен представлять сведения об исполнении контракта или отдельных его этапов для включения их в реестр: после каждого исполнения (оплаты) очередного этапа контракта или после завершения всех этапов?

На этот счет Казначейство России в письме от 30 мая 2014 г. № 42-5.7-09/5 сообщило, что положения Закона № 44-ФЗ не предусматривают обязанность заказчика направлять сведения сразу после исполнения (оплаты) очередного этапа контракта для включения их в реестр контрактов, поэтому сведения должны подаваться только после завершения всех этапов.

Привлечение третьих лиц

На практике многоэтапный контракт выполняют с привлечением третьих лиц. Контракт является гражданско-правовым договором (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ), поэтому нельзя рассматривать вопросы его исполнения в отрыве от общих положений Гражданского кодекса РФ. Так, согласно пункту 1 статьи 313 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом. Наиболее распространенный вариант – привлечение субподрядчиков.

В Законе № 44-ФЗ нет общих норм, регулирующих данный вопрос, имеются лишь единичные случаи такой регламентации. Например, в статье 30 Закона № 44-ФЗ описывается порядок привлечения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соисполнителей, субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Для них законодательно предусмотрен ряд преференций.

Заказчик может предоставлять прямые преимущества участия в закупках малому бизнесу и некоммерческим организациям, но имеет право сделать это и опосредованно. Так, согласно части 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, заказчик при выборе поставщика вправе указать в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа вышеуказанных организаций. Это условие должно в обязательном порядке включаться и в контракты.

Таким образом, особенность исполнения контракта в описанной ситуации сводится к тому, что должен быть регламентирован порядок привлечения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) субподрядчиков, соисполнителей, соответствующих определенным требованиям. 

На заказчика возлагается обязанность проводить контроль поставщика, который должен привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 2 ст. 101 Закона № 44-ФЗ).

Еще один случай установления требования к фактическим исполнителям контракта закреплен в частях 23–25 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Если начальная (максимальная) цена контракта при закупке товара, работы, услуги для обеспечения федеральных нужд превышает 1 млрд руб., а для нужд субъекта РФ и муниципальных – 100 млн руб., то в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) направлять заказчику сведения о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договоры с ним, общая цена которых составляет более 10 процентов цены контракта (п. 2 постановления Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 775).

Данная информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение 10 дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте нужно прописать ответственность за несообщение указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пеней в размере 1/300 действующей на дату ее уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены договора, заключенного с соисполнителем, субподрядчиком.

Пени подлежат начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства. 

Если информация о соисполнителях и субподрядчиках заказчику не предоставлена, сведения об этом размещаются в ЕИС. Но данный факт еще не основание для признания контракта недействительным. Его исполнение может быть продолжено, но со взысканием пеней.

Проблемы на практике

Итак, мы рассмотрели два случая, когда заказчику должна предоставляться информация о привлеченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соисполнителях и субподрядчиках. Однако эта норма явно недоработана.

В обязательстве в качестве каждой из его сторон могут участвовать одно или одновременно несколько лиц (п. 1 ст. 308 Гражданского кодекса РФ). Так вот соисполнитель – это то лицо, которое имеет прямые контрактные отношения с заказчиком, а не с поставщиком (подрядчиком, исполнителем). А после заключения контракта какой-либо новый соисполнитель появиться не может.

Поэтому норма о том, что после заключения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставляет заказчику информацию о соисполнителе, которому передано более 10 процентов от цены контракта, абсолютно бессодержательна.

Есть проблемы и с реализацией обязанности сообщить заказчику сведения о субподрядчиках.

Понятие «субподрядчик» характерно лишь для договоров подряда (ст. 706 Гражданского кодекса РФ), в соответствии со статьей 783 Гражданского кодекса РФ допускается субсидиарное применение этих правил к договорам возмездного оказания услуг. А в ходе исполнения контракта на поставку товаров ни субподрядчик, ни субпоставщик появиться никак не могут.

О.А. Беляева,,

ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, д. ю. н.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка