Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

Новые отчеты в ПФР — когда сдавать и как заполнять

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7

Оценка имущества: что изменилось

26 января 2014 36 просмотров

Сайт журнала «Учет в казенных учреждениях»
Электронный журнал «Учет в казенных учреждениях»

Оценка в казенных учреждениях

Назначение и обязательность независимой оценки чаще всего обусловлены необходимостью соблюдения публичного интереса, когда злоупотребление в отношении стоимости объекта может повлечь за собой серьезные последствия для имущественных интересов казенного учреждения.

Случаи обязательного проведения оценки перечислены в статье 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», а также в ряде других законов. Например, объекты, принадлежащие РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, оцениваются:

  • при приватизации, передаче в доверительное управление либо в аренду;
  • при использовании в качестве предмета залога;
  • при продаже или ином отчуждении;
  • при переуступке долговых обязательств, связанных с ними;
  • при передаче в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юрлиц.

Однако правила, установленные статьей 8 Закона № 135-ФЗ, действуют не во всех ситуациях.

Так, например, они не применимы при распоряжении государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Правда, за исключением случаев, когда такое распоряжение в соответствии с законодательством РФ допускается с согласия собственника имущества.

Заметим, что новые правила оценочной деятельности интересны прежде всего казенным учреждениям, которым передан ряд полномочий исполнительных органов власти. Таких, например, как:

  • продажа приватизируемого государственного (муниципального) имущества от имени исполнительного органа;
  • заключение договоров купли-продажи и обеспечение передачи прав собственности на реализованное госимущество;
  • организация и проведение торгов (аукционов, конкурсов) на право заключения договоров, связанных с переходом правомочий владения и (или) пользования госимуществом. К этому пункту относится, в частности, разработка конкурсной документации, документов об аукционе, извещение о проведении конкурса или аукциона и иные подобные полномочия, предоставленные органом госвласти (местного самоуправления). Такие учреждения нередко имеют собственные отделы оценки и аккредитованы при саморегулируемых организациях.

Договор на проведение оценки

Договоры на проведение оценки, заключенные с 22 июля 2014 года (даты вступления в силу Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ), дополнительно должны содержать следующую информацию (ст. 10 Закона № 135-ФЗ):

  • цель оценки;
  • дату определения стоимости объекта оценки;
  • сведения о договоре страхования ответственности юрлица за нарушение требований договоров на проведение оценки и страхования ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований Закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов РФ в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; › |
  • информацию о банковской гарантии, обеспечивающей надлежащее исполнение обязательств по договору на проведение оценки (при ее наличии);
  • сведения о независимости юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор, и оценщика (в соответствии с требованиями ст. 16 Закона № 135-ФЗ).

Касательно особенностей заключения договоров следует учесть и изменения в главе III.1 «Государственная кадастровая оценка» Закона № 135-ФЗ. Так, статья 24.14 данного закона ранее называлась «Заключение договора страхования ответственности за причинение ущерба в результате осуществления деятельности по определению кадастровой стоимости». Теперь она носит название «Отбор исполнителя работ и заключение с ним договора на проведение оценки».

Изменилось и содержание статьи 24.14 Закона № 135-ФЗ. В частности, в ней сказано, что для проведения работ по определению кадастровой стоимости привлекаются на конкурсной основе лица, имеющие право на заключение договора на проведение оценки, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ с учетом особенностей, установленных Законом № 135-ФЗ.

Чтобы заниматься определением кадастровой стоимости, исполнитель работ должен заключить договор страхования ответственности за причинение вреда имуществу в результате проведения оценки. Дополнительные требования к исполнителю работ устанавливаются Правительством РФ.

После заключения договора на проведение работ по определению кадастровой стоимости заказчики обязаны в течение пяти рабочих дней направить в Росреестр сведения:

  • о местонахождении заказчика работ;
  • об организационно-правовой форме исполнителя работ, его полном наименовании и местонахождении;
  • о дате или сроке сдачи результатов работ по договору.

Требования к отчету об оценке

Отчет об оценке – итоговый документ, составленный по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида стоимости. Он может быть составлен на бумаге и (или) в форме электронного документа. В отчете должны быть указаны сведения об оценщике, в том числе (ст. 11 Закона № 135-ФЗ):

  • фамилия, имя и (при наличии) отчество;
  • его местонахождение;
  • сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;
  • цель оценки. 

Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты его составления. Исключение – случаи, предусмотренные законодательством РФ (ч. 2 ст. 12 Закона № 135-ФЗ, введена Законом № 225-ФЗ).

Дополнительные обязанности оценщиков

Обязанности оценщиков изложены в статье 15 Закона № 135-ФЗ. В соответствии с новой редакцией данной статьи оценщики обязаны хранить копии:

  • подписанных отчетов;
  • документов и материалов, на основании которых проводилась оценка.

Их можно хранить как на бумаге, так и на электронных носителях либо в форме электронных документов. Срок хранения – три года с даты составления отчета.

Планируется разработка типовых правил профессиональной этики оценщиков. За их нарушение на оценщика может быть подана жалоба. Ее последствия – привлечение оценщика к дисциплинарной ответственности.

Государственная кадастровая оценка имущества

Рассмотрим изменения, касающиеся проведения такой оценки.

Решение о проведении кадастровой оценки

По общему правилу госоценка может выполняться не чаще чем один раз в течение трех лет в соответствии с решениями:

В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) установлен иной срок – не чаще одного раза в течение двух лет. При этом в обоих случаях госоценка должна проводиться не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена предыдущая госоценка.

Решение органа о проведении госоценки должно быть опубликовано на его официальном сайте не позднее чем через 10 рабочих дней с даты его принятия (ст. 24.12 Закона № 135-ФЗ). Раньше такое требование в законодательстве отсутствовало.

  • исполнительного органа госвласти субъекта РФ;
  • органа местного самоуправления (в случаях, установленных законодательством субъекта РФ). › |

Как оспорить кадастровую стоимость

Согласно новой редакции статьи 3 Закона № 135ФЗ, под кадастровой понимается стоимость, установленная в одном из трех случаев:

  • при проведении государственной кадастровой оценки;
  • в ходе рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости;
  • в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона № 135-ФЗ.

Принципиальным отличием новой редакции Закона № 135-ФЗ стали изменения, внесенные в порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 24.18). Для юридических лиц предусмотрено обязательное досудебное оспаривание итогов определения кадастровой стоимости. Первый шаг такого оспаривания – подача обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра. Состав этой комиссии дополнен представителями:

  • предпринимательского сообщества;
  • саморегулируемых организаций оценщиков.

Причем состав комиссии подлежит обязательной ротации не менее чем на 75 процентов один раз в три года. Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Оспорить результаты определения кадастровой стоимости в комиссии могут:

  • юридические и физические лица к(например, при уплате земельного налога);
  • органы госвласти и местие лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в госсобственности.

В новой редакции статьи 24.18 Закона № 135-ФЗ приведен измененный перечень документов, прилагаемых к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости. Также увеличены сроки подачи заявления в комиссию. Оно может быть подано в период с даты внесения в госкадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в него последующих результатов ее определения. Речь идет о результатах, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 Закона № 135-ФЗ. Однако заявление должно быть подано не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в госкадастр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости.

Дата изменений не может быть ранее даты внесения в госкадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Главное же нововведение в Законе № 135-ФЗ – это установление порядка внесения результатов определения кадастровой стоимости в госкадастр недвижимости (ст. 24.20). При исправлении технической ошибки в сведениях госкадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости информация используется с даты внесения в него соответствующих данных, содержавших техническую ошибку. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, предписанном статьей 24.18 Закона № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. 

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

Какие займы выдает ваша компания?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка