Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Выездные проверки ФСС России

17 июля 2008 12 просмотров

Как будут проверять

Выездные проверки ФСС России. Сразу отметим, что Методические указания начали применяться с 9 июля 2008 года. С этого же времени утратило силу постановление ФСС России от 17 марта 2004 г. № 24, которым были утверждены предыдущие аналогичные указания.

Назначение проверки

План проведения проверок утверждает отделение фонда или его филиал. При включении организации в этот план чиновники будут учитывать величину расходов на социальное страхование, систематическое получение значительных сумм на возмещение расходов, рекомендации по результатам камеральной проверки (п. 2 Методических указаний). Кроме того, могут назначить и внеплановые проверки.

Придя с проверкой, контролеры обязаны предъявить решение о ее проведении и служебное удостоверение (п. 5 Методических указаний).

Срок проведения проверки

Выездные проверки ФСС России. Проводить проверку контролеры могут не более одного месяца. Однако срок могут и продлить до двух месяцев по мотивированному ходатайству проверяющих, а в исключительных случаях и до трех месяцев. В последнем случае решение принимает только управляющий (или его заместитель) отделения фонда.

При проверке филиалов и представительств организации срок проверки может увеличиваться на один месяц в отношении каждого филиала. А вот если проверяют обособленное подразделение, которое филиалом не является, то срок выездной проверки не увеличивается.

Срок исчисляют со дня предъявления решения о проверке и до дня составления справки о ее проведении.

Проверкой может быть охвачен период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проверке (п. 6 Методических указаний).

Однако если выездная проверка организации рекомендована по результатам камеральной, то проверят документы за три года, предшествующие году проведения проверки, и законченный отчетный период этого года.

Истребование документов

В ходе проверки представители фонда имеют право запрашивать необходимые им документы (п. 10 Методических указаний). Их представляют в копиях. Но они имеют право ознакомиться с подлинниками.

Если организация получила письменное требование о представлении документов, то выполнить его необходимо не более чем за 10 дней. При невозможности уложиться в этот срок в течение следующего дня необходимо письменно известить проверяющих об этом.

Проверка заканчивается составлением и вручением руководителю проверяемой организации специальной справки, в которой фиксируются предмет проверки и фактические сроки ее проведения.

Оформление результатов

По результатам проверки должен быть составлен акт в двух экземплярах и не позднее двух месяцев после составления справки (п. 13 Методических указаний).

Акт подписывают представители фонда и руководитель организации. При наличии возражений или замечаний должностное лицо организации перед своей подписью делает оговорку об этом и представляет письменные возражения или замечания.

В случае если выявлены нарушения, фонд принимает решение о непринятии к зачету расходов (п. 26 Методических указаний).

Что проверяют

Методические рекомендации ориентируют проверяющих на наиболее распространенные ошибки организаций в расходовании средств.

Как известно, самостоятельно можно их расходовать на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении и по уходу за ребенком, на погребение, а также на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и их детей. Рассмотрим основные моменты, на которые обратят внимание контролеры.

Пособие по временной нетрудоспособности

Здесь будут проверять правильность назначения, расчета и выплаты пособий. Как известно, с 1 января 2007 года такие пособия назначают по правилам, установленным Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.

По общему правилу размер пособия зависит от страхового стажа работника. Однако некоторым категориям пособие полагается в размере 100 процентов среднего заработка вне зависимости от стажа (с учетом максимального размера пособия). В частности, такие категории работников указаны в пункте 47 Методических указаний.

При этом фонд обращает внимание, что пособие таким работникам выплачивается в размере 100 процентов среднего заработка вне зависимости от стажа, только если право на него в таком размере они получили до 1 января 2007 года. Такой вывод сделан на основании пункта 1 статьи 17 Закона № 255-ФЗ. В нем говорится, что если работник приступил к работе до 1 января 2007 года и до этой даты имел право на пособия в большем размере, чем установлено Законом № 255-ФЗ, то пособие выплачивается ему в прежнем более высоком размере.

Но, на наш взгляд, фонд в данном случае не учел одного важного момента. Данная норма закона применяется только тогда, когда соответствующая льгота с 1 января 2007 года отменена. Например, пособие в размере 100 процентов среднего заработка вне зависимости от страхового стажа до 1 января 2007 года выплачивалось работникам, которые имеют на иждивении трех и более детей, не достигших 16 лет (учащиеся – 18 лет). Это было предусмотрено пунктом 30 Положения о порядке обеспечения пособиями, которое утверждено постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6 (далее – Положение № 13-6).

Такой льготы в Законе № 255-ФЗ нет. И хотя Положение № 13-6 не отменено, оно не применяется в части, противоречащей Закону № 255-ФЗ. Однако работники, устроившиеся на работу до 1 января 2007 года и имеющие на иждивении несовершеннолетних детей, продолжают пользоваться этой льготой и далее. Конечно, если основания для такой льготы сохраняются.

Если же соответствующая льгота после 1 января 2007 года не отменена, она предоставляется и в тех случаях, когда работник до этого льготой не пользовался.

ПРИМЕР 

Работник устроился на работу в декабре 2006 года. На момент трудоустройства на его иждивении было трое детей пяти, восьми и девяти лет. После 1 января 2007 года работник будет пользоваться льготой и получать пособие в размере 100 процентов среднего заработка независимо от стажа работы.

Рассмотрим еще один пример.

ПРИМЕР 

Специалист устроился на предприятие в марте 2006 года. На этот момент он имел на иждивении двоих детей в возрасте трех и пяти лет. В январе 2007 года у него родился третий ребенок.

Так как до 1 января 2007 года работник не получил права на льготу, то далее пособие будет выплачиваться ему на общих основаниях – без льготы.

Многие льготы были предусмотрены не Положением № 13-6, а законами, которые продолжают применяться и после вступления в силу Закона № 255-ФЗ. Так, согласно статье 24 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1, пособие по временной нетрудоспособности северянам выплачивается в размере полного заработка с учетом районного коэффициента, но не выше максимального размера.

Еще один пример – положения статьи 10 Закона РФ от 9 июня 1993 г. № 5142-1. Донору, сдавшему в течение года кровь или ее компоненты в количестве двух максимальных доз, пособие при всех заболеваниях в течение года выплачивается в размере полного заработка. К этим случаям пункт 1 статьи 17 Закона № 255-ФЗ отношения не имеет. Северяне и доноры, поступившие на работу после 1 января 2007 года, имеют право на пособие в размере среднего заработка наравне с людьми, поступившими на работу до этой даты.

ПРИМЕР 

Донор в 2006 году два раза сдал максимально допустимую дозу крови. В 2007 году он должен получать пособие в размере 100 процентов среднего заработка независимо от его страхового стажа.

Методические указания фактически отменяют льготы, предоставленные некоторым категориям работников действующими законами только на том основании, что Закон № 255-ФЗ таких льгот не предусматривает.

При этом пункт 47 Методических указаний умалчивает о других льготах, которые продолжают применяться, если право на них работник получил до 1 января 2007 года.

Так, согласно статье 7 Закона № 255-ФЗ, работники имеют право на пособие в размере 80 процентов среднего заработка, если их страховой стаж от пяти до восьми лет. А в соответствии с пунктом 30 Положения № 13-6 круглые сироты, не достигшие 21 года и имеющие стаж менее пяти лет, имели право на пособие в этом размере. Данная льгота продолжает применяться в отношении работников, которые получили право на нее до 1 января 2007 года.

ПРИМЕР 

Допустим, 20-летний работник, являющийся круглым сиротой, устроился на предприятие в декабре 2006 года. До 1 января 2007 года он имел право на получение пособия в размере 80 процентов среднего заработка несмотря на то, что его стаж составлял менее пяти лет.

После 1 января 2007 года он продолжает пользоваться данной льготой на основании пункта 1 статьи 17 Закона № 255-ФЗ.

Если бы работник устроился на работу после 1 января 2007 года, то пособие выплачивалось бы ему на общих основаниях. Нормы действующего законодательства не предусматривают льгот для круглых сирот.

Единовременное пособие при рождении ребенка

Специалисты фонда обращают внимание на то, что в организации, выплатившей единовременное пособие при рождении ребенка, должен храниться определенный набор документов. Вот что потребуют предъявить контролеры:
– заявление о назначении пособия;
– справку о рождении ребенка, выданную органами ЗАГС;
– справку с места работы (службы, учебы) другого родителя о том, что пособие не назначалось;
– выписку из решения об установлении над ребенком опеки (копию вступившего в законную силу решения суда об усыновлении ребенка).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

В подтверждение правильности выплаты данного пособия также запросят документы. Кроме того, обязательно проверят правильность суммирования пособия при уходе за двумя и более детьми в возрасте до полутора лет (п. 75 Методических указаний).

Согласно статье 15 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка, но не менее 1500 руб. и не более 6000 руб.

В случае ухода за двумя и более детьми размер пособия суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка, не может превышать 100 процентов его размера, но не может быть менее суммированного минимального размера пособия.

По мнению фонда, максимальный размер пособия по уходу за двумя и более детьми не может превышать максимального размера пособия на каждого ребенка в размере 6000 руб.

ПРИМЕР 

Женщина находится в отпуске по уходу за двумя детьми (в возрасте до полутора лет). Пособие в данном случае составляет 80 процентов среднего заработка (40% + 40%), но не может превышать 12 000 руб. (6000 + 6000).

Предположим, что средний заработок работницы, исчисленный в установленном порядке, составляет 19 800 руб.

Тогда, согласно Методическим указаниям, пособие ей должно выплачиваться в сумме 12 000 руб. (12 000 руб. < 19 800 руб. х 80%).

На наш взгляд, это прямо противоречит нормам статьи 15 Закона № 81-ФЗ. Ведь она ограничивает максимальный размер пособия по уходу за двумя и более детьми только одной величиной – 100 процентов среднего заработка. Никаких указаний на ограничение пособия суммированием его максимального размера в размере 6000 руб. нет.

Оплата четырех дополнительных выходных дней

Здесь тоже не обошлось без казусов. Оплата дополнительных выходных при уходе за ребенком-инвалидом производится исходя из среднего заработка работника. Методические указания отсылают к утратившему силу Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213.

Скорее всего чиновники имели в виду, что проверять будут прошлые периоды. Ведь с 6 января 2008 года действует новое Положение, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка