Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как узнать КБК по взносам и налогу на упрощенке

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Расходы на автомобильное топливо

7 августа 2009 19 просмотров

Требования закона

Действительно, на практике споры по данному вопросу возникают очень часто. Для того чтобы получить на него максимально полный и корректный ответ, следует начать с того, что сказано в налоговом законодательстве.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ предусмотрены расходы на содержание служебного автотранспорта. Ограничений по размеру таких расходов в этой статье нет. Нет в ней и ссылок на иные документы, требующие применять какие-то нормы для признания затрат.

Общий порядок признания расходов при налогообложении прибыли установлен пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Причем расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Направленность на получение дохода

При признании расходов на автомобильное топливо данное положение соблюдается только, если предприятие использует транспорт для ведения своей деятельности. То есть его эксплуатация непосредственно связана с получением доходов от производственной деятельности предприятия, а не в личных интересах работников.

Подтверждать это нужно первичными документами, например путевыми листами.

Экономическая оправданность расходов

Обоснованность, или экономическая оправданность, чаще всего трактуется как рациональность и опять же направленность на получение дохода. Данное положение также соблюдается, если использование служебного транспорта необходимо для поддержания нормальной деятельности организации. Соответственно, применительно к расходам на топливо это также подтверждается путевыми листами.

Очень часто экономическую оправданность трактуют как соответствие каким-либо нормативам или нормам. Применительно к нашей теме налоговики признают расходы на автомобильное топливо оправданными, если они укладываются в нормативы, утвержденные Минтрансом России. Но такой подход не совсем корректен.

Ведь достаточно сложно объяснить, почему, например, расход топлива автомобиля, превышающий нормативный на пол-литра, становится экономически неоправданным и не направленным на получение дохода.

Естественно, это не относится к случаям, когда в связи с неисправностью автомобиля расход возрастает в несколько раз. Тогда экономически оправданным становится ремонт данного транспортного средства.

Документальное подтверждение

Как следует из пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, все расходы должны быть документально подтверждены. В частности, документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы.

Что такое экономическая оправданность

Конституционный суд РФ в определении от 4 июня 2007 г. № 366-О-П указал, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения деятельности организаций. Поэтому обоснованность расходов, уменьшающих доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности или полученного результата.

Обоснованность и экономическая оправданность затрат не допускают их произвольного применения. Здесь должна быть установлена объективная связь расходов с деятельностью по получению прибыли. А доказать необоснованность расходов должны налоговики.

Кроме того, это могут быть и документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы.

Как видим, перечень документов широк. В этом качестве могут выступать кассовые чеки, платежные поручения, договоры на поставку, ведомости расхода (иногда акты приема-передачи). Поскольку мы говорим о подтверждении расходов на ГСМ, то опять же это будут путевые листы, авансовые отчеты и т. д.

Финансисты за нормирование...

Специалисты Минфина России настаивают, что расходы на автомобильное топливо признаются экономически оправданными, если их размер не превышает Нормы расхода топлив и смазочных материалов, утвержденные Минтрансом России (письма Минфина России от 14 января 2009 г. № 03-03-06/1/15 и № 03-03-06/1/6).

После выхода распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, которым Нормы были введены в действие, ФНС России письмом от 15 апреля 2008 г. № СК-6-5/281 направила их подведомственным налоговым инспекциям.

Следовательно, при проверках налоговики скорее всего будут применять указанные Нормы.

...но их мнение не бесспорно

С точки зрения автора, в целях налогообложения Нормы расхода топлив применяться не должны. Даже если фактические затраты превышают нормативные, они могут быть признаны на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Дело в том, что какое-либо нормирование расходов при исчислении налогов допустимо только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Например, это специально установлено в отношении расходов на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов. В остальных случаях исчисления налогов Нормы, утвержденные Минтрансом России, неприменимы.

Этот вывод также можно подтвердить положениями пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса РФ. В нем указано, что федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением. Но эти полномочия должны быть предоставлены им законодательством о налогах и сборах, а кроме того, нормативные акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

А вот Минтрансу России такие полномочия каким-либо законом не переданы. Кроме того, как сказано в самом распоряжении от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, данные нормы расхода имеют статус методических рекомендаций и разработаны не в целях налогообложения, а для применения в рамках отраслевой Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте. То есть в целях только бухучета.

Следовательно, требовать применения для налогообложения норм расхода ГСМ, разработанных Минтрансом России, нельзя.

Точка зрения арбитражных судей

По данной проблеме сложилась довольно обширная арбитражная практика. Причем она подтверждает правильность и законность полученных нами выводов.

Все рассмотренные судами споры с налоговиками закончились полной победой организаций. И главный вывод судей заключается в том, что Налоговый кодекс РФ не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов на ГСМ, расходов на содержание служебного транспорта какими-либо нормами. Такие выводы содержатся, например, в постановлениях ФАС Уральского округа от 20 февраля 2008 г. № Ф09-514/08-С2 и ФАС Московского округа от 25 сентября 2007 г. № КА-А41/9866-07.

Не только арбитражные суды в округах признают право организаций включать в расходы при налогообложении затраты на автомобильное топливо в фактических размерах, без учета каких-либо норм. Этого подхода придерживаются и судьи ВАС РФ. Например, в определении ВАС РФ от 14 августа 2008 г. № 9586/08 судьи также указали, что нормирование расходов на приобретение ГСМ в целях налогообложения прибыли не предусмотрено.

Споров можно избежать

Как видим, затраты на приобретение топлива для автотранспорта предприятие вправе учитывать в фактически израсходованных количествах.

Ну а для того, чтобы если не исключить, то хотя бы свести к минимуму саму возможность возникновения споров с налоговыми органами по данному вопросу, предприятию стоит потратить время, разработать и утвердить собственные нормы расхода. Для этого лучше всего провести контрольные замеры расхода топлива и смазочных материалов в зависимости от пробега конкретного автомобиля, а также с учетом сезонного колебания потребления ГСМ.

Только в этом случае следует помнить, что порядок расчета таких норм необходимо закрепить в учетной политике организации.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Упрощенка 9 декабря 2016 16:00 Оплата больничного листа в 2017 году
Кдело 9 декабря 2016 13:00 Нормирование труда

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка