Журнал, справочная система и сервисы

Совместные проверки налоговиков и милиции

6 ноября 2009 13 просмотров

Что изменилось

Совместные проверки налоговиков и милиции проходят в особом порядке.В целом нельзя сказать, что утвержденные инструкции кардинально поменяли правила взаимодействия проверяющих. Напомним, что прежние аналогичные инструкции были утверждены приказом МВД России, ФНС России от 22 января 2004 г. № 76, № АС-3-06/37.

Непосредственно порядок проведения совместных проверок установлен Инструкцией о порядке взаимодействия...

По нашему мнению, о каких-либо послаблениях для проверяемых говорить не приходится. Например, некоторые положения новой Инструкции конкретизируют, что сотрудники милиции в ходе проверки руководствуются в том числе Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Данный Закон предоставляет значительную свободу действий сотрудникам органов внутренних дел в целях выявления и пресечения преступлений. В принципе, право действовать на основании данного Закона при налоговых проверках у сотрудников милиции было и раньше, но в утратившем силу приказе оно было завуалировано в словосочетании «иные нормативные акты». Теперь же все конкретно. Также нет более пункта, регламентирующего действия проверяющих при прибытии на объект проверки (обязанность предъявить удостоверения, решение о проведении проверки). На практике такое нововведение может негативно отразиться на проверяемых лицах.

Привлечение к проверке сотрудников милиции

Сотрудники милиции могут участвовать как в предстоящей, так и в уже проводящейся выездной (повторной выездной) налоговой проверке. Для их привлечения необходим мотивированный запрос налогового органа, подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Образец документа приведен в приложении к Инструкции по взаимодействию.

Предусмотрено четыре основания для направления мотивированного запроса:
– наличие у налоговиков данных, свидетельствующих о возможных нарушениях законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников органов внутренних дел;
– назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса РФ;
– необходимость привлечения сотрудников милиции для участия в проведении конкретных действий, связанных с налоговым контролем (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т. д.);
– необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.
Орган внутренних дел в пятидневный срок со дня поступления запроса предоставляет информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в проверке. Основания для отказа перечислены в пункте 9 Инструкции по взаимодействию.

Сбор доказательств по факту нарушения

Так, если в ходе контрольных мероприятий проверяющие установили факт нарушения законодательства о налогах и сборах, они должны принять все необходимые меры по сбору доказательств. Они вправе истребовать необходимые документы, произвести выемку документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, потребовать документы (информацию) у контрагентов и иных лиц, располагающих сведениями о деятельности проверяемого лица, проводить допросы свидетелей и другие мероприятия налогового контроля, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ. К материалам проверки могут приобщаться документы, информация и иные материалы, представленные органами внутренних дел.

Оформление результатов проверки

На основании пункта 15 статьи 89 Налогового кодекса в последний день выездной налоговой проверки составляется справка о ее проведении. В ней фиксируются предмет проверки и сроки проведения. Справка вручается проверяемому лицу (его представителю). В случае уклонения от получения справки ее направляют налогоплательщику по почте заказным письмом.

Согласно пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ, в течение двух месяцев со дня составления справки налоговики оформляют акт налоговой проверки (форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@). Он составляется в трех экземплярах (по одному соответственно для налогового органа, проверяемого лица, органа внутренних дел). Акт подписывают:
– налоговики, участвовавшие в проверке;
– сотрудники милиции, участвовавшие в проверке (за исключением тех, кого привлекали в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа);
– проверяемое лицо (его представитель). В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись.

Акт вручают проверяемому лицу в пятидневный срок со дня его составления. В случае отказа от получения этот факт отражается в акте, и документ направляется по почте заказным письмом.

Если между проверяющими возникли разногласия по содержанию акта, окончательное решение принимает руководитель проверяющей группы. По спорному вопросу несогласные должностные лица вправе изложить свое мнение в заключении, которое приобщается к материалам проверки.

Когда подавать возражения по акту проверки

В течение 15 дней со дня получения акта в налоговый орган можно представить письменные возражения по акту или его отдельным положениям. К возражениям могут быть приложены документы, подтверждающие их обоснованность (их заверенные копии). Документы (их заверенные копии) можно направить и отдельно от возражений, но срок их представления в этом случае необходимо согласовать с налоговиками.

В трехдневный срок со дня представления возражений и документов их копии направляются налоговым органом в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен рассмотреть акт, материалы, прилагающиеся к нему, и письменные возражения на акт и принять по нему решение в течение десяти дней после того, как истекло время для подачи возражений и прилагаемых к ним документов. Срок для принятия решения может быть продлен, но не более чем на один месяц. При этом проверяемое лицо вправе участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя. О месте и времени рассмотрения материалов проверки его должны известить.

Привлечение к ответственности по результатам проверки

Совместные проверки налоговиков и милиции должны иметь результат. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решение об отказе в привлечении к ответственности.

Решение вручают проверяемому лицу в течение пяти дней после дня его вынесения, вступает же оно в силу по истечении десяти дней со дня вручения. Решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 101.2 Налогового кодекса РФ. При этом в случае подачи апелляционной жалобы оно вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

Вступившее в силу решение в трехдневный срок направляется в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

Если во время проверки налоговики или сотрудники милиции выявили административные правонарушения, то в пределах их компетенции возбуждается дело об административном правонарушении. В течение трех дней копия соответствующего постановления направляется из одного ведомства в другое.

Если впоследствии органом дознания, дознавателем, следователем или руководителем следственного органа будет вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, то производство по делу об административном правонарушении прекращается.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка