Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Камеральная проверка отчетности предприятия

19 октября 2010 16 просмотров

Порядок сдачи деклараций надо соблюдать

По общему правилу камеральная проверка отчетности предприятия проводится в течение трех месяцев со дня сдачи предприятием налоговой декларации (расчета).

Со 2 сентября 2010 года санкции за непредставление декларации, предусмотренные статьей 119 Налогового кодекса РФ, изменились (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). Они теперь не зависят от количества дней просрочки. В любом случае штраф составит 5 процентов неуплаченной суммы налога за каждый пропущенный месяц (полный или неполный), но не более 30 процентов данной суммы и не менее 1000 руб.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ дополнен новой статьей 119.1. Она предусматривает ответственность за нарушение установленного способа представления декларации. Так, если компания, которая обязана сдавать отчетность в электронном виде, подаст ее на бумаге, штраф составит 200 руб.

Когда потребуют дополнительные документы

При камеральной проверке декларации (расчета) налоговые инспекторы не вправе требовать какие-либо дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Однако из этого правила есть исключения. Рассмотрим их подробнее.

Налог на добавленную стоимость заявлен к возмещению

По итогам квартала сумма вычетов по налогу на добавленную стоимость может превысить сумму начисленного налога. Такая ситуация чаще всего складывается у экспортеров, поскольку они начисляют налог по нулевой ставке, а зачет «входного» налога делают уже в общем порядке.

Если в декларации по НДС заявлено право на возмещение налога, то предприятию вместе с декларацией придется подать бумаги, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

Документом, обосновывающим вычет по НДС, в первую очередь служит «входной» счет-фактура от контрагентов (оформленный в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ).

Инспекторы проверяют правильность заполнения всех обязательных реквизитов этого документа, в частности достоверность подписей уполномоченных лиц.

По этому поводу в письме ФНС России от 9 августа 2010 г. № ШС-37-3/8664 разъяснено следующее. Налоговым законодательством не предусмотрена обязанность поставщика предоставлять покупателю документы (приказ или доверенность), подтверждающие полномочия лиц, подписывающих счета-фактуры. Следовательно, требовать копии таких бумаг у предприятия-покупателя проверяющие не вправе. Эти документы налоговые ревизоры могут истребовать у контрагентов проверяемой компании (то есть у поставщиков, которые и выставляли данные счета-фактуры). Такое право предоставлено им статьей 93.1 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, контролеры имеют право вызывать для дачи показаний любого свидетеля (физическое лицо), которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (например, сведения о достоверности подписей).

Предприятие использует налоговые льготы

В этом случае придется представить документы, подтверждающие право на льготы (п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

Если, например, речь идет о камераль-ной проверке декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной производителем продуктов питания, то здесь есть нюансы. Дело в том, что продукция такого предприятия, как правило, состоит из изделий, облагаемых:
– по пониженной ставке НДС (10%) в соответствии с пунктом 2 статьи 164 Налогового кодекса РФ;
– по общеустановленной ставке (18%).

Кроме того, предприятие может выпускать продукцию, реализация которой освобождена от налога на добавленную стоимость по пункту 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ (например, важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника, лом и отходы черных и цветных металлов и т. п.).

В связи с этим возникает вопрос: считаются ли пониженная ставка и освобождение от налога льготами с точки зрения Налогового кодекса РФ?

Обратимся к определению налоговой льготы, данному в статье 56 Налогового кодекса РФ. Здесь сказано, что льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Из анализа данного определения можно сделать такие выводы.

С одной стороны, в рассматриваемом случае освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и возможность применения пониженной ставки льготами не признаются. Ведь данными привилегиями может воспользоваться любая организация, которая выпускает соответствующую продукцию (конечно, при наличии необходимых документов). То есть нельзя сказать, что в данном случае преимущества предоставлены отдельным категориям налогоплательщиков.

Но с другой стороны, названные преимущества дают возможность не уплачивать налог (или уплачивать его в меньшем размере). Следовательно, считаются льготами. Именно такой позиции придерживаются инспекторы и финансисты в своих частных разъяснениях. Подтверждает такой подход и пункт 2 определения Конституционного суда РФ от 19 января 2005 г. № 41-О, где пониженная ставка налога (0%) названа льготой.

Таким образом, при камеральной проверке декларации по налогу на добавленную стоимость контролеры могут потребовать у предприятия документы, подтверждающие право на применение пониженной ставки и (или) освобождение от налога. В частности, проверяющие могут запросить бумаги, подтверждающие ведение раздельного учета операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость и освобожденных от уплаты налога (если таковые имеют место).

Если организация осуществляет операции как облагаемые, так и не облагаемые налогом, она обязана вести раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 Налогового кодекса РФ).

Касаясь применения нулевой ставки НДС, дополнительно отметим следующее. Экспортер обязан представлять в инспекцию документы, подтверждающие факт реализации продукции иностранному покупателю.

Главные среди них – это контракт, банковская выписка, таможенная декларация и копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками пограничных таможенных органов. Собрать «экспортный пакет» предприятие обязано не позднее 180 дней с момента помещения продукции под таможенный режим экспорта. Но если организация экспортировала товары с 1 июля 2008 года по 31 марта 2010 года, указанный срок увеличивается на 90 календарных дней (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 368-ФЗ).

Иные случаи

Если компания подала декларации по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, то следует представить документы, которые являются основанием для исчисления и уплаты таких налогов (п. 9 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

В принципе, во всех иных случаях требовать дополнительные бумаги в рамках камеральной проверки контролеры не могут. Однако на практике они часто пренебрегают этим правилом. Так, например, при проверке декларации по НДС инспекторы на местах просят представить входящие счета-фактуры и книгу покупок даже в том случае, если в декларации налог заявлен к уплате, а не к возмещению из бюджета.

Минфин России в письме от 27 декабря 2007 г. № 03-02-07/2-209 (доведено до инспекций письмом ФНС России от 17 января 2008 г. № ШС-6-03/24@) указал, что это неверный подход. Финансисты подчеркнули, что инспекторы вправе требовать дополнительные документы только в случаях, установленных статьей 88 Налогового кодекса РФ. О недопустимости запрашивать дополнительные бумаги в ситуациях, прямо не предусмотренных этой статьей, говорится и в постановлении Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 7307/08.

Форма истребования документов определена

Требование инспекторов о представлении документов обязательно должно быть письменным (а не устным). Здесь должен быть приведен четкий перечень конкретных бумаг, которые нужны инспекции для проверки. Пункт 1 статьи 93 теперь устанавливает, каким образом инспекторы могут передать требование предприятию. Так, документ может быть вручен руководителю лично под расписку или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма.

Получив требование, предприятие обязано представить необходимые документы в течение десяти рабочих дней.

Заметьте: пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) теперь четко определены способы, которыми должностное лицо фирмы может представить необходимые бумаги. А именно принести их в инспекцию лично или передать через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае если документы составлены на бумажном носителе, их представляют в виде копий, которые заверены самой организацией. Требовать нотариального удостоверения копий инспекторы не вправе (п. 2 ст. 93 Налогового кодекса РФ). При необходимости контролеры могут ознакомиться и с подлинниками (п. 2 ст. 93 Налогового кодекса РФ).

Если необходимы пояснения по выявленным ошибкам

Помимо перечисленных выше случаев есть еще ситуация, когда дополнительные бумаги могут понадобиться. А именно если в ходе камеральной проверки налоговики выявят ошибки в декларации или несоответствия (противоречия) в представленных сведениях. В таком случае они могут потребовать у предприятия дать необходимые пояснения или внести соответствующие исправления. Об этом сказано в пункте 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. При этом налоговым законодательством прямо не предусмотрено, что контролеры могут запрашивать какие-либо дополнительные документы.

Однако в пункте 4 статьи 88 Налогового кодекса РФ говорится, что в качестве пояснений компания вправе представить выписки из регистров бухгалтерского (налогового) учета и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию.

Таким образом, представление дополнительных бумаг в данной ситуации – это право, а не обязанность организации. Однако в рассматриваемом случае подача дополнительных документов в интересах самой компании, поскольку устные пояснения вряд ли убедят налоговиков.

Когда инспекторы составят акт

Итак, камеральная проверка отчетности предприятия заканчивается по истечении трех месяцев с момента подачи налоговой декларации.

Если нарушений не выявлено, то никаких документов по ее результатам налоговики не оформляют. В остальных случаях дело обстоит сложнее.

Если в ходе камеральной проверки была обнаружена недоимка по налогу (но при этом отсутствуют признаки нарушения налогового законодательства), то инспекторы составляют документ о выявлении недоимки. Его форма утверждена приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-19/825@.

Если ревизия выявила нарушения налогового законодательства, контролеры составят акт налоговой проверки.

Размеры санкций по статье 120 Налогового кодекса РФ повышены. При занижении налоговой базы штраф составит 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (вместо прежних 10% от суммы налога, но не менее 15 000 руб.).

Этот документ оформляют в течение 10 рабочих дней с момента окончания контрольного мероприятия. Срок, в рамках которого акт камеральной проверки должен быть вручен компании, составляет пять рабочих дней с даты его оформления. Основание – пункт 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание: за налоговиками теперь законодательно закреплена обязанность представлять вместе с актом проверки документы, подтверждающие факты выявленных нарушений. Об этом сказано в новом пункте 3.1 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Правда, к акту инспекторы должны будут прилагать только те бумаги, которые получены ими самостоятельно. Документы, поступившие от проверяемой компании, к акту не прилагаются.

В статье 101 Налогового кодекса РФ теперь урегулирована процедура оповещения предприятия о принятых по результатам проверок решениях (о привлечении к ответственности либо отказе в привлечении). Его вручают представителю организации лично либо пересылают по почте заказным письмом (оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка