Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Госзаказы на поставку товаров

27 июня 2011 78 просмотров

Как размещаются госзаказы на поставку товаров

Одна из форм поставки продукции для государственных или муниципальных нужд – это заключение госконтракта (п. 1 ст. 525 Гражданского кодекса РФ). По такому соглашению поставщик (предприятие) обязуется передать товары государственному (муниципальному) заказчику (далее – заказчик) либо по его указанию иному лицу. В свою очередь заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 Гражданского кодекса РФ).

Госконтракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд (п. 1 ст. 527 Гражданского кодекса РФ). Порядок размещения госзаказа содержится в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов» (далее - Закон № 94-ФЗ).

При этом законом могут быть предусмотрены особенности размещения отдельных заказов. Например, заказы на поставку товаров в государственный резерв размещаются с учетом требований Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве». Особенности оборонного заказа содержатся в Федеральном законе от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Участники размещения госзаказа 

К участникам госзаказа относятся поставщики, заказчики, уполномоченные органы, специализированные организации.

Поставщиком вправе выступать любое предприятие. При этом участие поставщика в размещении заказов может быть ограничено только Законом № 94-ФЗ или иными федеральными законами (ст. 8 Закона № 94-ФЗ).

Примером такого ограничения может служить статья 11 Закона № 94-ФЗ. В ней установлены требования к участникам торгов. Например, к ним не допускаются организации, которые имеют высокую задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам за прошедший календарный год. Данная задолженность не должна превышать 25 процентов стоимости активов предприятия по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период (п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ).

В качестве заказчиков могут выступать (ч. 1 ст. 4 Закона № 94-ФЗ):
– государственные органы;
– органы местного самоуправления;
– казенные и бюджетные учреждения;
– Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования;
– иные получатели бюджетных средств для целей размещения госзаказа.

При этом на федеральном, региональном и местном уровне могут быть созданы уполномоченные органы, выполняющие все функции по размещению заказов для нужд заказчиков. Однако госконтракты в таком случае все равно подписывают заказчики. Уполномоченный орган не имеет право это делать (ч. 2 ст. 4 Закона № 94-ФЗ).

Например, в Москве уполномоченным органом является департамент города Москвы по конкурентной политике (Тендерный комитет). Это следует из пункта 1 постановления Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. № 1030-ПП.

Кроме того, часть своих организационных функций по размещению заказов заказчик или уполномоченный орган вправе передать специализированной организации. Данная организация действует от имени заказчика или уполномоченного органа (ст. 6 Закона № 94-ФЗ).

Способы размещения госзаказа на поставку товаров

Статья 10 Закона № 94-ФЗ предусматривает следующие способы размещения госзаказа:
1) торги в форме конкурса;
2) торги в форме аукциона;
3) запрос котировок цен у поставщиков;
4) размещение заказа у единственного поставщика.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком (уполномоченным органом) в соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ (ч. 3 ст. 10 Закона № 94-ФЗ).

Проведение торгов. В большинстве случаев размещение госзаказа производится путем проведения торгов в форме конкурсов и аукционов (ч. 2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ).

Победителем конкурса признается предприятие, которое предложило лучшие условия исполнения контракта в соответствии с конкурсной документацией, утвержденной заказчиком (ст. 20, 22 Закона № 94-ФЗ).

В аукционе же побеждает тот, кто предложит наиболее низкую цену контракта, за исключением некоторых случаев (ч. 1 ст. 32 Закона № 94-ФЗ).

При этом товары должны соответствовать требованиям документации об аукционе. Об этом сказано в статье 34 Закона № 94-ФЗ.

Следует учитывать, что заказы на поставки некоторых видов продукции размещаются только путем проведения аукциона (ч. 4 ст. 10 Закона № 94-ФЗ).

Для этого необходимо выполнение ряда условий:
– поставляемые товары производятся не по конкретным заявкам заказчика (уполномоченного органа);
– у данных товаров есть функционирующий рынок;
– сравнивать товары можно только по их ценам.

Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р утвержден перечень товаров, размещение заказов на поставки которых производится только путем проведения аукциона.

Иные способы размещения госзаказа. Размещение госзаказа путем запроса котировок цен товаров может производиться в том случае, если цена госконтракта не превышает 500 000 руб. (ч. 2 ст. 42 Закона № 94-ФЗ).

В то же время заказ на поставку одноименных товаров на сумму более 500 000 руб. в течение квартала не может быть размещен путем запроса котировок (ч. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ).

При этом данные товары должны производиться не по конкретным заявкам заказчика (уполномоченного органа) и для них есть функционирующий рынок.

При запросе котировок информация о потребностях в продукции сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц. Для этого на официальном сайте размещается извещение о проведении запроса котировок.

Официальный сайт РФ для публикации информации о размещении госзаказов на поставки товаров - (ч. 1 ст. 16 Закона № 94-ФЗ).

Победителем признается поставщик, который предложит наиболее низкую цену контракта (ч. 2 ст. 47 Закона № 94-ФЗ).

Заказчик также вправе разместить госзаказ у единственного поставщика. Исчерпывающий перечень таких случаев перечислен в части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ.

Нарушение способов размещения госзаказов. Данное обстоятельство служит основанием для признания судом такого размещения заказа недействительным (ч. 5 ст. 10, ч. 4 ст. 42 Закона № 94-ФЗ). Иск может быть предъявлен:
– заинтересованным лицом (например, одним из участников торгов);
– уполномоченным на проведение контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

На федеральном уровне размещение госзаказов контролирует Федеральная антимонопольная служба. Это следует из пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331.

Новшества в размещении госзаказов

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. № 79-ФЗ внес изменения в закон о госзакупках. Так, теперь, устанавливая начальную (максимальную) цену контракта, заказчик (уполномоченный орган) обязан ее обосновать (ч. 2 ст. 19.1 Закона № 94-ФЗ). Ожидается, что это повысит прозрачность госзакупок. Ведь соответствующее обоснование должно содержаться в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок (далее – документация). При этом необходимо указать использованные источники информации.

Такими источниками могут быть (ч. 1 ст. 19.1 Закона № 94-ФЗ):
– данные государственной статистики;
– реестр контрактов, размещенный на официальном сайте (ст. 18 Закона № 94-ФЗ);
– результаты исследования рынка и др.

Товар должен быть новым

Поставляемая по госзаказу продукция должна быть новой. Однако товар, бывший в употреблении либо прошедший ремонт (иное восстановление потребительских свойств), все же может быть предметом госконтракта. Но только в случае, если это прямо предусмотрено документацией (ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 34, п. 3 ст. 44 Закона № 94-ФЗ).

Дополнительные требования к поставщику

В конкурсной документации и документации об открытом аукционе в электронной форме теперь можно установить требование к поставщику:
– выполнить монтаж и наладку поставляемого товара;
– обучить лиц заказчика правилам использования и обслуживания товара (п. 3 ч. 4 ст. 22, п. 6 ч. 4 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ).

А при размещении госзаказа путем запроса котировок заказчик (уполномоченный орган) вправе также предъявить требования:
– к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара;
– к обслуживанию товара;
– к расходам на эксплуатацию товара (ч. 4.1 ст. 43 Закона № 94-ФЗ).

Отметим, что в конкурсной документации и документации об открытом аукционе в электронной форме такие требования могли быть и ранее.

Обеспечение контракта при поставках машин и оборудования

Ранее при поставках любых товаров на любую сумму обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены поставщиком, заказчик (уполномоченный орган) устанавливал по своему усмотрению.

Теперь же в случае поставок новых машин и оборудования, начальная (максимальная) цена которых составляет 50 млн руб. и более, такие обязательства должны быть определены. Кроме того, вместе с товаром поставщик будет обязан предоставить дополнительное обеспечение гарантии на товар в размере от 2 до 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Данные правила применимы также к поставкам медицинского оборудования. При этом цена контракта значения не имеет (п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34, п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ).

В отношении поставки иных товаров заказчик (уполномоченный орган) по-прежнему вправе не устанавливать конкретные обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены поставщиком. В этом случае можно установить лишь общую сумму обеспечения по госконтракту.

Напомним также о том, что обеспечение может быть предоставлено в виде (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38, ч. 19 ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ):
– безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией;
– договора поручительства;
– передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).

Способ обеспечения исполнения контракта участник торгов определяет самостоятельно.

Однако выбор производится из приведенного перечня. Предоставить в качестве обеспечения другое имущество, например простой вексель, нельзя (письмо ФАС России от 17 марта 2011 г. № АК/9281).

Обжалование документации

Положения конкурсной документации, документации об аукционе или извещения о проведении запроса по-прежнему можно обжаловать в суд и ФАС России (ст. 57 Закона № 94-ФЗ). Однако в ФАС России такая жалоба может быть подана участником торгов (участником запроса котировок) не позднее срока окончания подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе) или котировочных заявок.

По истечении этого срока положения документации можно будет обжаловать только в арбитражном суде (ч. 2, 2.1 ст. 57 Закона № 94-ФЗ).

Важно запомнить

Госзаказы на поставку товаров могут размещаться не только заказчиками, но и уполномоченными органами и привлеченными специализированными организациями. Заказы на поставку некоторых товаров могут размещаться только на аукционах. Нарушение способов размещения госзаказов служит основанием для признания судом такого размещения недействительным. Жалоба на положения конкурсной документации может быть подана в ФАС России не позднее срока окончания подачи заявок на участие в конкурсе.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка