Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Налоговые проверки и сдача отчетности: практические рекомендации

1 января 2008 6 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Дата начала проверки

Налоговые проверки и сдача отчетности: практические рекомендации. Как с 2007 года определяется дата начала проведения выездной налоговой проверки и дата вступления в силу решения о ее проведении с учетом изменений, внесенных в часть первую Налогового кодекса Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ?

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки. Это установлено в пункте 8 статьи 89 НК РФ.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Об этом говорится в пункте 2 статьи 6.1 Налогового кодекса.

Вместе с тем доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки данного налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Основанием служит пункт 1 статьи 91 НК РФ.

Таким образом, не исключено, что в день вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки на территорию или в помещение проверяемого лица будут иметь доступ должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку. Для этого проверяющие должны предъявить указанное решение и служебные удостоверения. Несмотря на то что течение срока выездной налоговой проверки начинается на следующий день после вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки, это решение вступает в силу в момент его вынесения. Значит, оно служит основанием для пропуска должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица в день вынесения такого решения.

Запрос сведений из банка

В банк поступил запрос налогового органа о представлении выписок по операциям на счетах организации. Банк располагает сведениями о том, что у организации налоговая проверка в настоящее время не проводится. Запрашиваемая информация относится к сведениям, составляющим банковскую тайну. Обязана ли кредитная организация подать указанные сведения?

Кредитные организации выдают налоговым органам справки по операциям и счетам юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности (ст. 26 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1).

Банки выдают налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Это следует из пункта 2 статьи 86 НК РФ. В Налоговом кодексе предусмотрено четыре случая, когда указанные справки и выписки могут быть запрошены налоговыми органами:

  • при проведении мероприятий налогового контроля у организации либо индивидуального предпринимателя;
  • в случае принятия решения о приостановлении операций по счетам организации  либо индивидуального предпринимателя;
  • в случае принятия решения об отмене приостановления операций по счетам организации либо индивидуального предпринимателя;
  • после вынесения решения о взыскании налога.

Мероприятиями налогового контроля являются предусмотренные Налоговым кодексом формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 82 НК РФ). К ним относятся также мероприятия, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, содержащими положения, касающиеся налогообложения и сборов (ст. 7 НК РФ).

Мероприятия налогового контроля осуществляются в ходе налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля. Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, оговоренных в Налоговом кодексе, проводятся вне рамок налоговых проверок.

Мероприятия налогового контроля осуществляются:

  • у лица, проверяемого или проверенного в ходе налоговой проверки;
  • контрагента или иного лица, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого или проверенного в ходе налоговой проверки лица (ст. 93.1 и п. 6 ст. 101 НК РФ);
  • физического лица, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (ст. 90 НК РФ).

Порядок направления налоговыми органами запросов в банки о наличии счетов, об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций утвержден приказом ФНС России от 05.12.2006 № САЭ-3-06/829@. Так, в мотивировочной части запроса указывается одно или несколько из следующих оснований:

  • вынесение решения о взыскании налога (сбора, пеней либо штрафа);
  • принятие решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации;
  • осуществление в отношении организации мероприятий налогового контроля. Это проведение в отношении налогоплательщика выездной (повторной выездной, камеральной) налоговой проверки, истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике или информации о конкретных сделках, проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных фактическим отсутствием налогоплательщика по указанному в учредительных документах адресу или непредставлением налогоплательщиком в установленные сроки документов, предусмотренных налоговым законодательством.

Значит, если в отношении организации (индивидуального предпринимателя) проводятся мероприятия налогового контроля, не признаваемые налоговыми проверками, налоговые органы также вправе запрашивать у банков справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах данной организации (индивидуального предпринимателя).

Сдача декларации

Налоговые проверки и сдача отчетности осуществляются в соотвестсвии с законом. Налоговую декларацию (на бумажном носителе) в налоговую инспекцию представил курьер организации. В инспекции от него потребовали доверенность. Правомерно ли такое требование?

Налоговая декларация (расчет) может быть сдана налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя (п. 4 ст. 80 НК РФ). Вопросам представительства в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, посвящена глава 4 НК РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством, а уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица — на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к таковой Гражданским кодексом. Об этом говорится в пункте 3 статьи 29 НК РФ.

Если представитель налогоплательщика только сдает налоговую декларацию, прилагать доверенность представителя к декларации не нужно.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 137-ФЗ с 1 января 2007 года уполномоченный представитель налогоплательщика имеет право подписывать его налоговую отчетность. Ранее законные основания для подобных действий отсутствовали.

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации отражается наименование документа, подтверждающего полномочия представителя. В этом случае к декларации обязательно прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации. Такой порядок закреплен в пункте 5 статьи 80 НК РФ.

Единая (Упрощенная) Декларация

Некоммерческая организация не ведет предпринимательской деятельности и не имеет доходов от реализации, но для предусмотренных ее учредительными документами целей проводит операции по своему банковскому счету и по кассе. В настоящее время организация сдает отдельные декларации по всем налогам. Можно ли взамен указанных деклараций представлять единую (упрощенную) налоговую декларацию?

Единую (упрощенную) налоговую декларацию представляют лица, признаваемые налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, если они не осуществляют операций, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации), и не имеют по этим налогам объектов налогообложения. Об этом говорится в пункте 2 статьи 80 Налогового кодекса. Иными словами, единую (упрощенную) налоговую декларацию налогоплательщики могут представлять только при одновременном выполнении двух названных условий.
Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 10.07.2007 № 62н. Указанная форма применяется начиная с отчетности за III квартал или 9 месяцев 2007 года.

В рассматриваемой ситуации выполняется только одно из обязательных условий. Это означает, что некоммерческой организации необходимо представлять налоговые декларации по формам, утвержденным финансовым ведомством для каждого конкретного налога, с проставлением прочерков по соответствующим показателям.

Особая экономическая зона

Как проводятся выездные налоговые проверки резидентов, исключенных из единого реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области?

Особенности проведения выездных налоговых проверок резидентов, исключенных из единого реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области, установлены в статьях 288.1 и 385.1 Налогового кодекса (п. 16.1 ст. 89 НК РФ). Но в этих статьях предусмотрен порядок исчисления и уплаты налога на прибыль и налога на имущество резидентами ОЭЗ в Калининградской области и не перечислены особенности касающиеся проведения выездных налоговых проверок резидентов, исключенных из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области.

Сверка расчетов

Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и формы соответствующих документов утверждены приказом ФНС России от 11.01.2007 № САЭ-3-25/2@. Но в апреле 2007 года приказ был отменен, а в августе новым приказом ФНС России утверждена только форма акта совместной сверки. Каким порядком сверки необходимо руководствоваться?

Результаты проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Так сказано в пункте 3 статьи 78 НК РФ. Документы, используемые налоговыми органами в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждает Федеральная налоговая служба (ст. 31 НК РФ). Исключение — документы, обязанность издания которых возложена Налоговым кодексом на Минфин России или Правительство РФ. Порядок проведения совместной сверки не предусмотрен в Налоговом кодексе.
Приказом ФНС России от 25.04.2007 № ММ-3-25/261@ отменен приказ ФНС России от 11.01.2007 № САЭ-3-25/2@, которым был утвержден Регламент проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также формы актов совместной сверки и порядок их формирования. В свою очередь приказом ФНС России от 11.01.2007 № САЭ-3-25/2@ был отменен раздел 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ (далее — Регламент). Раздел 3 Регламента был посвящен порядку проведения сверки.

Следовательно, с отменой приказа ФНС России от 11.01.2007 № САЭ-3-25/2@ не действует отмена раздела 3 Регламента (см. письмо ФНС России от 08.05.2007 № СК-6-25/375@).

Установленный Регламентом порядок применять можно, но он носит рекомендательный характер, так как не прошел государственную регистрацию в Минюсте России. В Регламенте имеются указания на составление по итогам сверки документов по формам, утвержденным приказом ФНС России от 04.04.2005 № САЭ-3-01/138@. Приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@ утверждена новая форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. С момента вступления этого приказа в силу используется утвержденная им форма акта сверки. Дело в том, что данный нормативно-правовой акт был издан позднее.

Пени по авансовым платежам в ПФР

Начисляются ли пени на не уплаченные в срок ежемесячные авансовые платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование?

Законодательство о налогах и сборах является частью законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании. Это установлено в статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее — Закон № 167-ФЗ). К отношениям по обязательному пенсионному страхованию нормы налогового законодательства применяются только в случаях, прямо предусмотренных законодательством об обязательном пенсионном страховании. В частности, объект обложения и база для начисления страховых взносов определяются главой 24 «Единый социальный налог» НК РФ. Кроме того, контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов ведется в порядке, закрепленном в Налоговом кодексе.

Порядок применения положений налогового законодательства носит субсидиарный (дополнительный) характер, что исключает его применение по аналогии. Это выражается в том, что законодательство о налогах и сборах не применяется в случаях, прямо регулируемых иными законодательными актами об обязательном пенсионном страховании, в частности Законом № 167-ФЗ.

В пункте 1 статьи 26 Закона № 167-ФЗ говорится, что пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В отличие от регулирования, которое установлено Налоговым кодексом, Закон № 167-ФЗ не предусматривает распространения аналогичного порядка на ежемесячные авансовые платежи на обязательное пенсионное страхование.
В рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени уплачиваются в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов. Аналогичная позиция изложена в постановлении Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 № 47. При неуплате в установленный срок ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование пени не начисляются.

Разъяснения налоговых органов

Налоговые проверки и сдача отчетности: подробные разъяснения налоговых органов. аВыполнение каких разъяснений налоговых органов относится к обстоятельствам, исключающим вину в совершении налогового правонарушения?

Выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах является обстоятельством, исключающим его вину в совершении налогового правонарушения (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Но только при условии, что выполнены следующие требования:

  • разъяснения даны финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции;
  • разъяснения даны непосредственно самому налогоплательщику либо неопределенному кругу лиц;
  • разъяснения по смыслу и содержанию относятся к тем налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты разъяснений;
  • разъяснения основаны на полной и достоверной информации, представленной налогоплательщиком.

Налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков (плательщиков сборов и налоговых агентов), полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Кроме того, налоговые органы должны представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения. Это следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ.

Из изложенных норм следует, что в части разъяснительной работы к компетенции налоговых органов относится только разъяснение порядка заполнения форм налоговых деклараций (расчетов). Разъяснение иных вопросов законодательства о налогах и сборах не входит в компетенцию налоговых органов. При поступлении в налоговые органы запросов налогоплательщиков о применении налогового законодательства у налоговых органов отсутствуют основания для отказа в предоставлении информации по таким вопросам (письмо ФНС России от 26.01.2005 № ШС-6-01/58@).

Значит, предоставленная налоговыми органами по запросам налогоплательщиков информация о применении положений и норм налогового законодательства, выходящая за пределы вопросов о порядке заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), не признается соответствующей требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ.

При применении указанной нормы Налогового кодекса не важно, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику — участнику спора или неопределенному кругу лиц. Такая рекомендация дана арбитражным судам в пункте 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5. К разъяснениям, адресованным неопределенному кругу лиц, относятся письма массового характера, которые адресованы нижестоящим налоговым органам и одновременно содержат предложение довести изложенное до налогоплательщиков.

Если разъяснение адресовано конкретному налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту), то важна также информация, содержащаяся в запросе налогоплательщика. То есть при решении вопроса о налоговой ответственности должна быть исследована представленная налогоплательщиком и содержащаяся в запросе информация и выяснены все существенные обстоятельства. В такой ситуации необходимо наличие не только письма — разъяснения налогового органа, но и письменного запроса, на основании которого было дано разъяснение.

Сказанное распространяется также на порядок освобождения от начисления пеней на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений налоговых органов (п. 8 ст. 75 НК РФ). Между тем, налогоплательщик может быть освобожден от уплаты пеней, если он применял разъяснения, данные после 31 декабря 2006 года.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка