Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Как рассчитать плату за загрязнение окружающей среды

14 марта 2008 11 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Порядок, когда определяется плата за загрязнение, утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 (далее — постановление № 632). Базовые нормативы платы и поправочные коэффициенты к ним содержатся в постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 (далее — постановление № 344), которое действует в редакции постановления Правительства РФ от 01.07.2005 № 410 (далее — постановление № 410). В настоящее время Ростехнадзор разрабатывает методические рекомендации по всем видам экологических платежей. Уже появились методические рекомендации по платежам за выбросы в атмосферный воздух. Они утверждены приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626.

Поправочные коэффициенты

Нормативы платы приняты по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) и виду вредного воздействия с учетом степени опасности. Нормативы корректируются на следующие поправочные коэффициенты:

  • коэффициенты, учитывающие состояние атмосферного воздуха и почвы. Они различаются по экономическим регионам РФ и указаны в приложении № 2 к постановлению № 344. Для отнесения территории к конкретному экономическому району нужно руководствоваться Общероссийским классификатором экономических регионов (ОКЭР), утвержденным постановлением Госстандарта России от 27.12.95 № 640;
  • коэффициенты, учитывающие состояние водных объектов. Они установлены по бассейнам морей и рек и приведены в приложении № 2 к постановлению № 344;
  • коэффициент для особо охраняемых природных территорий. Он равен 2 и закреплен в пункте 2 постановления № 344. К таким территориям относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, Байкальская природная территория и зоны экологического бедствия. В отдельных разделах ОКЭР приведены перечни данных районов: особо охраняемые территории — в разделе 11, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности — в разделе 10, зоны чрезвычайной экологической ситуации — в разделе 12. Байкальская природная территория определена в статье 2 Федерального закона от 01.05.99 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», а ее границы зафиксированы в распоряжении Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р;
  • коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Например, в 2007 году нормативы платы, установленные в 2003 году, применялись с коэффициентом 1,4, а нормативы платы, установленные в 2005 году, — с коэффициентом 1,15. В 2008 году используются коэффициенты 1,48 и 1,21 соответственно. К принятым в 2005 году относятся нормативы, внесенные либо измененные на основании постановления № 410. Все остальные считаются нормативами 2003 года;
  • коэффициент 1,2 за выбросы вредных веществ в атмосферу городов. Он установлен в приложении № 2 к постановлению № 344. В отношении стационарных источников коэффициент применяется, если происходит негативное воздействие на атмосферный воздух городов, независимо от места расположения вредного объекта. При этом нужно учитывать СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 № 38. В них указано, что источниками негативного воздействия являются объекты, создающие загрязнения за пределами промышленной площадки, если такие загрязнения превышают предельно допустимые концентрации или уровни (ПДК или ПДВ) или вклад в загрязнение жилых зон превышает 0,1 ПДК. Для передвижных объектов коэффициент 1,2 применяется, если место государственной регистрации передвижного источника или место (порт) его приписки находится в пределах черты города. При отсутствии места регистрации коэффициент используется в зависимости от места нахождения владельца объекта;
  • специальный коэффициент, применяемый к нормативу платы за сбросы взвешенных веществ в водные объекты. Порядок его расчета указан в приложении № 1 к постановлению № 344.

В этом же приложении предусмотрены два понижающих коэффициента. Они используются к нормативам платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов:

  • коэффициент 0,3 — при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, расположенных в пределах промышленной зоны предприятия;
  • коэффициент 0 — при размещении отходов, подлежащих временному накоплению, при условии, что такие отходы фактически использованы или утилизированы в течение трех лет с момента размещения в собственном производстве либо переданы для использования в течение этого срока. Чтобы применить этот коэффициент, необходимо представить первичные документы, подтверждающие использование или утилизацию отходов (п. 4 письма Ростехнадзора от 04.06.2007 № 04-09/673).

Порядок расчета платы

Нормативы платы зафиксированы в рублях за единицу измерения загрязняющего вещества. В отношении платы за загрязнение воздуха ставки установлены отдельно по стационарным и передвижным источникам негативного воздействия.

Нормативы для стационарных источников определены за 1 т загрязняющего вещества, выброс которого произведен, а для передвижных — за 1 т (по сжатому природному газу — за 1000 куб. м) израсходованного топлива. За сбросы в водные объекты и за размещение отходов ставки установлены за 1 т загрязняющих веществ и 1 т отходов по их видам соответственно. При этом отходы производства и потребления разделены на пять классов опасности, в зависимости от которых и рассчитываются нормативы платы.

Порядок определения платы, закрепленный в постановлении № 632, предполагает расчет исходя из фактического воздействия, оказанного на окружающую среду, с учетом установленных для организаций и индивидуальных предпринимателей нормативов и лимитов допустимого загрязнения. В разрешениях, выдаваемых территориальными органами Ростехнадзора, по каждому виду загрязняющих веществ устанавливаются предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов (далее — ПДВ и ПДС), лимиты или временно согласованные нормативы выбросов и сбросов (далее — ВСВ и ВСС), а также лимиты размещения отходов по классам их опасности.

Как рассчитывать плату, сказано в пунктах 3—5 постановления № 632. Если выбросы или сбросы загрязняющих веществ не превышают ПДВ/ПДС, установленных плательщику, плата исчисляется таким образом. По каждому виду вредного воздействия норматив платы, предусмотренный в постановлении № 344 для выбросов в пределах ПДВ/ПДС и скорректированный на поправочные коэффициенты, умножается на фактическую величину этого загрязнения. Полученные показатели суммируются по всем видам воздействий.

Если выбросы или сбросы превышают нормативы (ПДВ/ПДС), но находятся в пределах лимитов (ВСВ/ВСС), сначала рассчитывается плата за загрязнение в пределах ПДВ/ПДС. Затем по каждому виду выбросов и сбросов исчисляется разница между установленными лимитными и предельно допустимыми выбросами (сбросами). Эта разница умножается на соответствующую ставку платы, установленную для выбросов в пределах ВСВ/ВСС и умноженную на корректирующие коэффициенты. Полученные результаты суммируются по всем видам загрязнений. Общая величина платы рассчитывается суммированием платы за загрязнение в пределах ПДВ/ПДС и платы за воздействие в пределах ВСВ/ВСС.

Аналогичный порядок используется при расчете платы за размещение отходов. В случаях, когда утверждены только ВСВ (ВСС), вся масса загрязняющих веществ в пределах ВСВ (ВСС) рассчитывается по нормативам, установленным для лимитных выбросов и сбросов.

Превышение ВСВ/ВСС или лимитов размещения отходов означает, что природопользователь осуществляет сверхлимитное загрязнение окружающей среды. В подобной ситуации сначала рассчитывается плата за воздействие на окружающую среду в пределах нормативов и лимитов. Далее определяется величина превышения фактических выбросов (сбросов) над ВСВ/ВСС. В отношении отходов также рассчитывается размер превышения фактически размещенных отходов над установленным лимитом. Согласно пункту 5 постановления № 632 к величине превышения применяется пятикратный повышающий коэффициент. То есть плата за сверхлимитное загрязнение исчисляется как произведение трех показателей: величины превышения, норматива платы, указанного для выбросов в пределах ВСВ/ВСС и скорректированного на поправочные коэффициенты, и коэффициента 5. Полученные значения суммируются по всем видам негативного воздействия. Итоговый размер платы определяется как сумма платы за загрязнение в пределах ПДВ/ПДС, платы за воздействие в пределах ВСВ/ВСС (лимита на отходы) и платы за сверхлимитное загрязнение (сверхлимитное размещение отходов).

Обратите внимание: если у организации или индивидуального предпринимателя нет разрешения от территориального управления Ростехнадзора на выбросы, сбросы или размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ (отходов) учитывается как сверхлимитная. Иначе говоря, плата рассчитывается по нормативам, определенным для ВСВ/ВСС и увеличенным в пять раз (п. 6 постановления № 632).

Определим плату за выбросы в атмосферу от стационарного источника загрязнения.

Пример

ОАО «Дымок», расположенное в Дмитровском районе Московской области, является производственным предприятием и осуществляет выброс в атмосферу загрязняющих веществ — бутилацетата и метилена хлористого. Разрешение на их выброс организация получила в территориальном управлении Ростехнадзора. Предприятие расположено за городом, вдали от его границы и негативного воздействия на атмосферный воздух городов не производит.

Фактический выброс вредных веществ за I квартал 2008 года составил:

  • бутилацетата — 0,8 т, из них в пределах ПДВ — 0,2 т, в пределах ВСВ — 0,4 т;
  • метилена хлористого — 0,5 т, из них в пределах ПДВ — 0,25 т, в пределах ВСВ — 0,5 т, сверхлимитного выброса нет.

Нормативы платы за выброс 1 т загрязняющего вещества согласно постановлению № 344:

  • для бутилацетата при выбросе в пределах ПДВ — 21 руб. за 1 т, в пределах ВСВ — 105 руб. за 1 т;
  • метилена хлористого при выбросе в пределах ПДВ — 1 руб. за 1 т, в пределах ВСВ — 5 руб. за 1 т.

Посмотрим, на какие поправочные коэффициенты нужно скорректировать нормативы платы. Согласно ОКЭР Московская область относится к Центральному экономическому району. Следовательно, применяется коэффициент 1,9, учитывающий состояние атмосферного воздуха в этом районе. Так как выбросов в атмосферу городов не производится, повышающий коэффициент 1,2 не используется.

Норматив платы для бутилацетата приведен в постановлении № 344. Впоследствии он не корректировался. Значит, при расчете платы за 2008 год нужно использовать коэффициент 1,48, закрепленный в Федеральном законе от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Норматив платы для метилена хлористого был изменен постановлением № 410. Следовательно, по данному веществу необходимо применять коэффициент 1,21, установленный этим же федеральным законом.

Плата за выброс в атмосферу загрязняющих веществ в пределах ПДВ составит:

  • по бутилацетату — 11,81 руб. (0,2 т x21 руб.x1,48x1,9);
  • метилену хлористому — 0,57 руб. (0,25 т x1 руб.x 1,21x1,9).

Всего плата за выбросы в пределах ПДВ равна 12,38 руб. (11,81 руб. + 0,57 руб.).

Определим плату за выбросы, превышающие ПДВ, но находящиеся в пределах ВСВ. Но прежде рассчитаем разницу между лимитными (ВСВ) и предельно допустимыми выбросами (ПДВ):

  • по бутилацетату — 0,2 т (0,4 т – 0,2 т);
  • метилену хлористому — 0,25 т (0,5 т – 0,25 т).

Плата в пределах ВСВ равна:

  • по бутилацетату — 59,05 руб. (0,2 тx105 руб.x1,48x1,9);
  • метилену хлористому — 2,87 руб. (0,25 тx5 руб.x1,21x1,9).

Итого плата за выбросы в пределах ПДВ — 61,92 руб. (59,05 руб. + 2,87 руб.).

Сверх установленного лимита производились выбросы только бутилацетата. Фактические выбросы этого вещества превысили лимит на 0,4 т (0,8 т – 0,4 т). Плата за сверхлимитное загрязнение с учетом пятикратного повышающего коэффициента — 590,52 руб. (0,4 тx105 руб.x5x1,48x1,9).

Общая сумма платы за выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ равна 664,82 руб. (12,38 руб. + 61,92 руб. + 590,52 руб.).

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за I квартал 2008 года ООО «Дымок» должно представить в территориальное управление Ростехнадзора не позднее 21 апреля 2008 года (20 апреля 2008 года — воскресенье, поэтому срок сдачи отчетности переносится на ближайший следующий за ним рабочий день).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка