Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Принципы и практика налогового контроля организаций

1 июня 2008 6 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

На сегодняшний день выездные проверки — наиболее эффективная форма налогового контроля, поскольку налоговые органы одновременно решают несколько задач. Одна из них — выявление и пресечение нарушений налогового законодательства, а также их предупреждение.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), в которой предусмотрен новый подход к планированию данных мероприятий. Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок — открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Напомним, что ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов.

Анализируем критерии отбора кандидатов для выездного контроля

Чтобы обеспечить системный подход к отбору объектов для выездных налоговых проверок, в Концепции предусмотрен специальный алгоритм. Он основан на всестороннем анализе информации, которой располагают налоговые органы (включая сведения из внешних источников), и определении зон риска совершения налоговых правонарушений.

Риск назначения выездной налоговой проверки каждая организация может оценить самостоятельно на основании 11 общедоступных критериев, приведенных в Концепции. Перечислим их.

  1. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Напомним, что налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.
  2. В бухгалтерской либо налоговой отчетности налогоплательщик показывает убытки на протяжении нескольких налоговых периодов (если организация ведет финансово-хозяйственную деятельность с убытком в течение двух и более календарных лет).
  3. В налоговой отчетности отражаются значительные суммы налоговых вычетов за определенный период (доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев).
  4. Темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  5. Величина выплачиваемой среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, позволяющих налогоплательщикам применять специальные налоговые режимы.
  7. Индивидуальный предприниматель отражает сумму расхода, максимально приближенную к сумме дохода, полученного за календарный год (по НДФЛ доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных в статье 221 НК РФ и заявленных в налоговых декларациях индивидуальных предпринимателей, в общей сумме доходов превышает 83%).
  8. Финансово-хозяйственная деятельность построена на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) при отсутствии разумных экономических или иных причин (деловой цели). Анализ проводится в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.
  9. Налогоплательщик не дает пояснений в ответ на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия между показателями деятельности. То есть отсутствуют без объективных причин пояснения в отношении обнаруженных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, представленными налогоплательщиком, и сведениями из документов, имеющихся у налогового органа, полученными в ходе налогового контроля. Между тем согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ налогоплательщик в течение пяти дней после получения письменного уведомления из налогового органа должен представить необходимые пояснения или внести исправления в установленный срок (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
  10. Налогоплательщик неоднократно снимался и вставал на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения (миграция между налоговыми инспекциями). Например, в ходе выездной налоговой проверки выявлено два и более случая (с момента госрегистрации юридического лица) представления в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица в связи со сменой адреса, если эти изменения влекут необходимость смены места постановки на учет по месту нахождения данной организации.
  11. Уровень рентабельности по данным бухучета значительно отклоняется от уровня рентабельности для конкретной сферы деятельности по данным статистики. По налогу на прибыль — это отклонение (в сторону уменьшения) рентабельности по данным бухучета налогоплательщика от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более.

Организация может быть внесена в план проверок как по одному критерию, так и по нескольким. Как правило, это превышение вычетов по НДС, убыточность бизнеса, выплата средней зарплаты ниже среднеотраслевого уровня и недостаточный уровень налоговой нагрузки.

Перечень общедоступных 11 критериев не является исчерпывающим. Чтобы включить налогоплательщиков в план проверок, налоговые органы могут использовать и другие сведения, полученные из правоохранительных, таможенных и иных контролирующих органов.

Эффект системного подхода налицо. Результативность проверок в 2007 году в целом по Федеральной налоговой службе достигла 97%, а величина среднего доначисления на одну проверку организации по сравнению с 2004 годом увеличилась почти в четыре раза — с 950 тыс. руб. до 3,7 млн. руб.

В планы проверок на 2008 год на 90% внесены организации, у которых имеются отклонения по указанным критериям. Сам по себе факт соответствия деятельности налогоплательщика перечисленным критериям не означает, что он нарушил налоговое законодательство и при выездной налоговой проверке ему обязательно предъявят налоговые претензии. Решение о предъявлении доначислений за нарушение налогового законодательства принимается только на основании всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и первичных документов.

ФНС России будет постоянно проводить анализ, по результатам которого значения определенных критериев будут уточняться и дифференцироваться по отраслям экономики. Концепция мотивирует налогоплательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов: не выходя за рамки критериев, они смогут оставаться в зоне налоговой стабильности (за пределами зоны риска). Контрольными мероприятиями в отношении них останутся мониторинг данных отчетности и информации из внешних источников.

Сроки выездной проверки и истребования документов

С 1 января 2007 года максимальный срок выездной налоговой проверки составляет два месяца. Он начинает исчисляться с момента вынесения налоговым органом решения о назначении проверки и до даты составления справки о ее проведении. В то же время срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести.

Не создает проблем налогоплательщику и процедура приостановления проведения проверки. Ведь в это время представители налоговых органов прекращают действия, связанные с проверкой, на территории налогоплательщика и не вправе требовать у него документы.

Основания приостановления проверки изложены в пункте 9 статьи 89 НК РФ, а порядок продления срока выездной налоговой проверки регламентирован приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@. Обычно продление сроков проверки связано со значительным объемом проверяемых документов и касается крупнейших налогоплательщиков и организаций, в состав которых входит достаточно много обособленных подразделений.

Срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен и в том случае, если налогоплательщик в установленный срок не представит необходимых для такой проверки документов.

Многих налогоплательщиков интересует процедура истребования документов. В частности, насколько правомерно требование налоговой инспекции о представлении документов, если срок их подачи находится за сроком окончания проверки.

Ограничений на этот счет в Налоговом кодексе не предусмотрено. Если требование на предъявление документов было вручено в пределах срока проверки, они должны быть представлены проверяющим.

Дополнительные мероприятия

Напомним, что при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении свидетеля, эксперта или специалиста. При необходимости получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствии таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля.

Решение о дополнительных мероприятиях налогового контроля принимается не только по представленным возражениям. Основанием для подобного решения служит рассмотрение всех материалов проверки: акта, документов, истребованных у организации в ходе проверки, возражений и приложенных к ним документов. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость в подобных мероприятиях, указываются срок и конкретная форма их проведения. Дополнительные контрольные мероприятия предполагают истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Руководитель налогового органа или его заместитель выносит решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, если считает нужным получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или, наоборот, отсутствия таковых (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Дополнительные мероприятия проводятся, например, если проверяемая организация представила доказательства, которые в ходе проверки не были изучены. Однако это может быть вызвано и тем, что по акту проверки, в котором отражены налоговые правонарушения, проверяющие собрали недостаточную доказательную базу.

Если налоговые органы ссылаются на документы, полученные по истечении срока выездной проверки, подобные доказательства не считаются допустимыми. Ведь документы получены в нарушение установленной в Налоговом кодексе процедуры сбора доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения. Обстоятельства такого нарушения должны быть подтверждены определенными доказательствами (п. 3 ст. 100 НК РФ). Речь идет о доказательствах, собранных, систематизированных и оформленных в рамках проведения выездной проверки и дополнительных мероприятий. Иное нарушало бы принцип правовой определенности.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка