Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Эффективный налоговый контроль — это не только выявление и пресечение налоговых нарушений, но и их предупреждение

1 июля 2008 18 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

— Надежда Валентиновна, второй год налоговые органы применяют новый порядок определения объекта для налогового контроля. Каковы результаты?

— Не секрет, что выездные налоговые проверки являются важной и наиболее эффективной формой налогового контроля, основными задачами которого являются выявление и пресечение нарушений налогового законодательства РФ, а также предупреждение налоговых правонарушений.

Ранее планирование выездных налоговых проверок носило конфиденциальный характер. Новый подход к планированию и отбору налогоплательщиков к проверке, утвержденный приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, является открытым и общедоступным процессом, построенным на отборе налогоплательщиков по критериям риска совершения налогового правонарушения (всего 11 критериев). Развитие Концепции системы планирования выездных налоговых проверок в полной мере отражено в новом Регламенте планирования и подготовки выездных налоговых проверок, утвержденном приказом УФНС России по г. Москве в 2007 году.

Порядок проведения предварительной работы по отбору налогоплательщиков к включению их в план проверки основан на результатах предпроверочного анализа критериев отбора налогоплательщиков по зонам риска. Такими зонами риска считаются убыточные организации, организации, выплачивающие заработную плату ниже прожиточного минимума, организации, возмещающие налог на добавленную стоимость из бюджета, организации со значительным отклонением уровня рентабельности от среднеотраслевого показателя, организации с налоговой нагрузкой ниже среднеотраслевой, организации, неоднократно «мигрирующие» между налоговыми органами, и др. Любой налогоплательщик может самостоятельно оценить риски и самостоятельно выявить и исправить допущенные ошибки при исчислении налогов.

Необходимо сказать, что налогоплательщик планируется к проверке, когда предполагаемые налоговые претензии значительны.

Должна отметить, что все запланированные выездные налоговые проверки результативны. Эффективность выбранных методов видна на цифрах.

Так, за 2007 год по выездным проверкам налоговые органы столицы дополнительно начислили 31,7 млрд. руб. платежей, что на 1,5 млрд. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти 98,7% доначислений, или 31,3 млрд. руб., обеспечили выездные налоговые проверки организаций. Доначислено на одну результативную выездную проверку в 2007 году 5084,3 тыс. руб.

Но более важным является открытость и доступность нового подхода налоговых органов к планированию выездных проверок, позволяющего налогоплательщику самостоятельно уточнять свои налоговые обязательства.

— С какими проблемами налоговые органы сталкиваются, когда осуществляется налоговый контроль?

— При осуществлении мероприятий налогового контроля перед налоговыми органами возникает две наиболее распространенные проблемы: отсутствие налогоплательщика по месту нахождения и отказ представлять документы (информацию) по требованию налогового органа.

Фактическое отсутствие органов управления юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, приводит зачастую к тому, что невозможно вручить даже решение о назначении проверки налогоплательщику и требование о представлении документов.

По адресам регистрации, как правило, отсутствуют так называемые фирмы-однодневки — наиболее вероятные участники различных схем уклонения от уплаты налогов. В их отношении налоговыми органами в первую очередь осуществляется весь комплекс мероприятий налогового контроля с использованием информации из внешних источников — прокуратуры и правоохранительных органов, результатом которых становится ликвидация подобных организаций.

Сегодня задача налоговых органов — так выверять объект для налогового контроля, чтобы сам выход на выездную проверку стал показателем того, что налоговые органы имеют неопровержимые доказательства нарушения законодательства. Как я уже упоминала, на интернет-сайте ФНС России 27 июня 2007 года опубликованы Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Данный факт свидетельствует об открытости налоговых органов при планировании мероприятий налогового контроля.

Если налогоплательщик со своей стороны хочет, чтобы ему были созданы нормальные условия для планомерного развития, в основу своей деятельности он должен заложить принципы открытости, честности и, наконец, государственного подхода к делу. Предоставить добросовестному налогоплательщику возможность спокойно вести свой бизнес является нашей общей целью, достижение которой находится в интересах как любой отдельно взятой организации, так и всего государства в целом.

— На расширенной коллегии ФНС России в феврале говорилось об особом внимании, которое налоговые органы должны уделять торговым организациям. Какие нарушения чаще всего допускают такие компании?

— У организаций, осуществляющих оптовую и розничную торговлю, наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы. Примечательно, что 42% предприятий этих отраслей декларируют нулевые или отрицательные результаты финансово-хозяйственной деятельности, то есть являются убыточными.

В 2007 году удельный вес данной группы плательщиков в общем количестве отобранных организаций, в отношении которых проводились мероприятия по легализации объектов налогообложения, составил 32,5% (7936 налогоплательщиков), в 2008 году — 46,4% (6303 организации).

Причем данные организации имеют небольшую численность работников. В розничной торговле удельный вес предприятий, имеющих численность работающих до 50 человек, — 85,1%, от 51 до 100 человек — 8,4%, свыше 100 человек — 6,5%. В оптовой торговле удельный вес предприятий с численностью работающих до 50 человек составляет 82,6%, от 51 до 100 человек — 9,4%, свыше 100 человек — 8%.

В качестве приоритетного направления контрольной работы налоговых органов в 2008 году избраны торговля и строительство, и деятельности организаций указанных отраслей мы будем уделять самое пристальное внимание.

Проводимые налоговыми органами при участии органов исполнительной власти организационные и практические мероприятия позволили на сегодня создать многоуровневую систему, охватывающую налоговым и административным контролем максимальное количество организаций, в том числе занятых торговлей, имеющих скрытые формы оплаты труда.

Работа налоговых органов Москвы по разъяснению руководителям организаций социальной ответственности за сокрытие заработной платы и занижение налогов, а также другие меры, направленные на легализацию «теневой» оплаты труда, дали ощутимый эффект. Эти меры способствовали не только росту поступления налогов и взносов, но также повышению налоговой дисциплины организаций.

— Чтобы контролировать убыточные организации и администрировать зарплатные налоги, налоговые органы проводят заседания специальных комиссий. На основе каких критериев происходит отбор налогоплательщиков для приглашения на заседания этих комиссий?

— Комиссия по легализации объектов налогообложения ориентирована на рассмотрение деятельности налогоплательщиков в целом, комплексно.

В основу комплексного подхода заложены разработанные ФНС России критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, в число которых входят, в частности, такие показатели, как:

  • отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС за определенный период;
  • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Безусловно, проведению заседаний комиссии предшествует тщательная подготовительная работа по анализу финансово-хозяйственной деятельности плательщиков на основании специально разработанной формы опросного листа, отражающего основные финансово-хозяйственные показатели организации. Опросный лист состоит из двух разделов. Один из них заполняется налогоплательщиком, другой — налоговой инспекцией.

— С 2008 года у плательщиков НДС изменился налоговый период. Теперь они отчитываются ежеквартально. Надежда Валентиновна, как это повлияло на администрирование налога?

— Действительно, с 1 января 2008 года для всех налогоплательщиков и налоговых агентов налоговый период по НДС независимо от размера выручки определен как квартал. Соответствующие изменения в статьи 163 и 174 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ.

Данное нововведение дает возможность налогоплательщикам представлять налоговую декларацию не ежемесячно, а один раз в квартал одновременно с другой бухгалтерской и налоговой отчетностью, что в свою очередь значительно сокращает трудозатраты налогоплательщика.

Кроме того, ежеквартальная уплата налога позволит организации не отвлекать денежные средства из оборота ежемесячно, поскольку авансовые платежи действующим законодательством не предусмотрены, а использовать их в финансовой деятельности более длительное время.

Для организаций малого и среднего бизнеса теперь нет необходимости ежемесячно контролировать размер выручки от реализации товаров (работ, услуг), так как данный показатель до 1 января 2008 года являлся критерием для определения налогового периода (месяца или квартала).

Кроме того, ежеквартальное представление налоговых деклараций приведет к сокращению камеральных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами, а также к сокращению количества истребуемых налоговыми органами документов для проверки.

Вместе с тем следует обратить внимание, что срок представления налоговых деклараций по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь не изменился и указанная декларация подается ежемесячно.

— Региональные налоговые органы сталкиваются с проблемой администрирования налогообложения доходов граждан от продажи и сдачи в аренду недвижимости. Как ее решают в Москве?

— Одним из приоритетных направлений работы налоговых органов является привлечение к декларированию физических лиц, реализующих и сдающих в аренду недвижимое имущество.

Для более эффективной работы по привлечению к декларированию москвичей, получающих доходы, в частности, от сдачи недвижимого имущества в аренду, налоговые органы города осуществляют тесное взаимодействие с органами внутренних дел, миграционной службой, префектурами г. Москвы, организациями жилищно-коммунального хозяйства, регистрирующими органами.

В рекламно-информационных блоках налоговых уведомлений и документов Единого информационного расчетного центра размещены телефоны горячих линий налоговых инспекций и call-центра УФНС России по г. Москве, по которым можно получить консультации по вопросам декларирования доходов от сдачи недвижимого имущества в аренду.

В целях установления фактов сдачи иностранным гражданам жилья в аренду УФНС России по г. Москве в 2007 году обратилось в Управление Федеральной миграционной службы по г. Москве с просьбой о предоставлении информации об адресах регистрации по месту пребывания этих граждан в столице. Такая договоренность была достигнута, и с сентября прошлого года данная информация предоставляется налоговым органам.

Кроме того, ГУП г. Москвы «Московский городской центр арендного жилья», в частности, при участии УФНС России по г. Москве разработаны предложения по урегулированию порядка найма, поднайма жилья в г. Москве, предусматривающие предоставление «Московским городским центром арендного жилья» в налоговые органы информации о физических лицах, получающих доходы от сдачи жилья в аренду.

Налоговые инспекции Москвы на постоянной основе проводят мероприятия налогового контроля в отношении физических лиц, имеющих в личной собственности более одной квартиры, для установления фактов сдачи в аренду данного имущества и привлечения их к декларированию.

Списки таких физических лиц формируются на основании содержащихся в базе данных сведений, полученных от регистрирующих органов.

Налоговыми органами в контрольной работе используется также поступающая от граждан информация о фактах сдачи в аренду объектов недвижимости.

Конечно, сотрудники налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении сдатчиков указанного имущества испытывают определенные трудности в части выявления и розыска таких налогоплательщиков, доступа в квартиру, проведения опроса соседей или лиц, арендующих квартиры.

Однако в течение I квартала текущего года, по сравнению с предыдущим периодом, количество привлеченных налоговыми органами г. Москвы физических лиц к декларированию доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества увеличилось в 11 раз.

В целях осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства на основании сведений, поступающих в УФНС России по г. Москве от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, формируются списки о физических лицах, утративших в налоговом периоде право собственности на недвижимое имущество.

Кроме того, инспекции Москвы проводят мероприятия налогового контроля в отношении физических лиц — продавцов недвижимого имущества, сведения о которых содержатся в документах, представляемых в налоговый орган физическими лицами — покупателями для получения имущественного налогового вычета в связи с приобретением жилых объектов.

Следует отметить, что с каждым годом эффективность контрольной работы налоговых органов в отношении физических лиц, реализующих и сдающих в аренду недвижимое имущество, возрастает. С помощью расширения получаемой информации из внешних источников разрабатываются соответствующие мероприятия, в результате проведения которых устанавливаются факты продажи и сдачи в аренду физическими лицами объектов недвижимости.

— На рассмотрение в Госдуму поступил законопроект, который обязывает владельцев транспортных средств представлять в ГИБДД документы об уплате транспортного налога при постановке на учет автомобиля, прохождении техосмотра и др. Эти предложения, на ваш взгляд, будут способствовать администрированию налога?

— До введения главы 28 «Транспортный налог» НК РФ (до 1 января 2003 года) собственниками автотранспортных средств уплачивался налог, контроль за уплатой которого осуществлялся органами ГИБДД, не являющимися участниками налоговых отношений.

С 2003 года налоговые органы стали исчислять транспортный налог физическим лицам по наземным транспортным средствам на основании сведений, представленных органами ГИБДД, направлять налоговые уведомления и платежные документы по указанному налогу, а в случае неуплаты налога проводить работу с задолженностью в общеустановленном порядке.

Отрицательно сказываются на эффективности контроля за полнотой и своевременностью уплаты транспортного налога такие факторы, как ошибочные или неполные сведения о транспортных средствах и их владельцах, а также миграция населения. Особенно это ощутимо в таком мегаполисе, как Москва.

В случае если законом будет предусмотрена обязанность физических лиц — владельцев транспортных средств представлять в органы ГИБДД документы об уплате транспортного налога при прохождении техосмотра и регистрационных действий в отношении транспортных средств, органы ГИБДД будут привлечены для дополнительного участия в контроле за обеспечением полноты и своевременности внесения налогоплательщиками в бюджет транспортного налога. Это в свою очередь будет способствовать улучшению администрирования транспортного налога, позволит повысить его собираемость и снизить уровень задолженности физических лиц.

Беседовала Наталья Попова

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка