Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Семь бухгалтерских желаний, которые сбылись в 2016 году

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Земельный налог: расчет и отчетность

1 июля 2008 145 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Многоквартирные жилые дома

Организация приобрела в собственность нежилое помещение в многоквартирном жилом доме. Должна ли она уплачивать земельный налог?

В пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса сказано, что плательщиками земельного налога признаются собственники, пользователи и владельцы земельных участков. Земельный налог за земли, занятые многоквартирными жилыми домами, исчисляется с учетом положений Жилищного кодекса (вступил в силу с 1 марта 2005 года).

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на котором он расположен, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, находящиеся на земельном участке. Это установлено в пункте 1 статьи 36 Жилищного кодекса.

Земельный участок, который занят многоквартирным домом и иными входящими в его состав объектами недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого был проведен государственный кадастровый учет, бесплатно переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Такое правило закреплено в пункте 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 189-ФЗ).

Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до вступления в силу Жилищного кодекса, то любое лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, имеет право обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, находящегося под многоквартирным домом. Основанием служит пункт 3 статьи 16 Закона № 189-ФЗ. В этом случае земельный участок бесплатно переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Это предусмотрено в пункте 5 статьи 16 Закона № 189-ФЗ.

Исходя из сказанного, собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах признаются плательщиками земельного налога в отношении соответствующих долей земельных участков под данными домами. При этом государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. Об этом говорится в пункте 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ). Следовательно, основанием для уплаты земельного налога служат свидетельства о праве собственности на помещения в многоквартирном доме.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, рассчитывается для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Так сказано в пункте 1 статьи 392 Налогового кодекса. Доля собственника помещения многоквартирного дома в праве общей собственности на земельный участок, на котором расположен такой дом, определяется как доля площади жилого и (или) нежилого помещения, принадлежащего собственнику, в общей площади всех помещений многоквартирного дома. Это следует из положений пункта 1 статьи 37 Жилищного кодекса.

Если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности и не закрепленные за муниципальными предприятиями или учреждениями (например, неприватизированные квартиры и иные помещения), то в отношении доли земельного участка, приходящейся на данные помещения, отсутствует плательщик земельного налога.

Находящийся в муниципальной собственности земельный участок (его доли) под многоквартирным домом может быть закреплен за муниципальным предприятием или учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования. В подобной ситуации плательщиком земельного налога признается указанное юридическое лицо. Основанием для уплаты земельного налога являются правоустанавливающие документы на земельный участок (его доли).

Итак, признание организации, которая купила помещение в многоквартирном жилом доме, плательщиком земельного налога зависит от того, был ли сформирован земельный участок, занятый таким домом и другими объектами, входящими в его состав, и проведен ли государственный кадастровый учет этого участка.

Проведение кадастрового учета подтверждается присвоением земельному участку кадастрового номера и его регистрацией в Едином государственном реестре земель. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, формируется органами государственной власти или органами местного самоуправления (п. 4 ст. 16 Закона № 189-ФЗ). Если участок сформирован и учтен в Едином государственном реестре земель, то право общей долевой собственности на него переходит к покупателю помещения в доме с момента государственной регистрации права собственности на это помещение.

Допустим, к моменту покупки помещения земельный участок не сформирован. Тогда необходимо обратиться в уполномоченные органы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В этом случае покупатель будет плательщиком земельного налога с момента формирования участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Земли сельхозназначения

В процессе приватизации сельскохозяйственного предприятия земельные участки сельскохозяйственного назначения (их доли) были переданы в собственность физическим лицам. Впоследствии эти физические лица внесли земельные доли в качестве вкладов в уставный капитал вновь созданной сельскохозяйственной коммерческой организации ЗАО «Гамма». Кто обязан уплачивать земельный налог — физические лица или ЗАО «Гамма», фактически пользующееся земельными участками?

В статье 15 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено следующее. Земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу названного закона (до 28 января 2003 года), является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежала на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю. Его форма была утверждена Указом Президента РФ от 27.10.93 № 1767. В свидетельстве, в частности, отражалась площадь земельной доли (пая) без выдела в натуре.

Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Закона № 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 18 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ). Закон № 122-ФЗ введен в действие 31 января 1998 года.

Значит, собственники земельных долей (паев), которые получили земельные участки сельскохозяйственного назначения в процессе приватизации, как правообладатели признаются плательщиками земельного налога.

Налоговая база по земельным участкам, находящимся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков — собственников данного земельного участка пропорционально его доле в общей долевой собственности. Это установлено в пункте 1 статьи 392 НК РФ. Налоговая база по земельным участкам, находящимся в общей совместной собственности, рассчитывается для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях. Основание —  пункт 2 статьи 392 Налогового кодекса.

По земельному участку, принадлежащему сельскохозяйственной организации и членам ее коллектива на праве общей совместной или общей долевой собственности, налогоплательщиками признаются все собственники данного земельного участка. Каждый из них — в отношении своей доли.

Вместе с тем в Рекомендациях о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.02.95 № 96 (фактически утратили силу с 27 января 2003 года) было установлено следующее. В качестве вклада в уставный капитал сельскохозяйственных коммерческих организаций могла выступать земельная доля, а также право пользования земельной долей. При внесении земельных долей в уставный капитал подобной организации ей как юридическому лицу выдается свидетельство на право собственности в отношении земельного участка, площадь которого соответствует внесенным земельным долям, и план этого участка. Свидетельство на право собственности на земельную долю лица, внесшего свою долю в уставный капитал указанной организации, теряет юридическую силу.

Таким образом, при внесении земельных долей (паев) в уставный капитал сельскохозяйственной организации собственником земельного участка, площадь которого соответствует этим земельным долям, становится сельскохозяйственная организация. В пункте 1 статьи 388 Налогового кодекса сказано, что плательщиками земельного налога признаются в том числе собственники земельных участков. Поэтому уплачивать налог обязана вновь созданная сельскохозяйственная коммерческая организация. Она исчисляет земельный налог в общеустановленном порядке в соответствии с положениями главы 31 НК РФ.

Земли, ограниченные в обороте

Какие земельные участки признаются изъятыми из оборота или ограниченными в обороте и не облагаются земельным налогом в соответствии с пунктом 2 статьи 389 НК РФ? Распространяется ли действие указанного пункта на земли, предоставленные подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел России?

Земельные участки, не признаваемые объектом обложения земельным налогом, перечислены в пункте 2 статьи 389 НК РФ. Таковыми, в частности, являются земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации. Оборот земельных участков осуществляется согласно Гражданскому и Земельному кодексам. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами. Перечень таких объектов содержится в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса.

Виды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и ограниченных в обороте, поименованы в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса. Земельным налогом не облагаются только те ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты объектами, указанными в подпунктах 2 и 5 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса. К ним относятся:

  • особо ценные объекты культурного наследия народов России;
  • объекты, включенные в Список всемирного наследия;
  • историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия;
  • водные объекты в составе водного фонда, находящиеся в государственной собственности.

Кроме того, данным налогом не облагаются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, и земельные участки из состава земель лесного фонда. Основанием являются подпункты 3 и 4 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса.

Милиция в России представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать в том числе собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Так установлено в статье 1 Закона РФ от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции».

В статье 7 названного закона сказано, что милиция подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности. Подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел относятся к милиции общественной безопасности. Порядок их создания, реорганизации и ликвидации, а также нормативы численности утверждаются непосредственно министром внутренних дел РФ.

Итак, на земли, предоставленные подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации для обеспечения их деятельности, распространяется действие норм пункта 2 статьи 389 НК РФ. То есть указанные земельные участки не признаются объектом обложения по земельному налогу (письмо Минфина России от 04.02.2008 № 03-05-04-01/4).

Земли ФГУПов

Федеральному государственному унитарному предприятию, занимающемуся ремонтом и утилизацией вооружения и военной техники, предоставлен земельный участок, который относится к землям населенных пунктов. Считается ли такой земельный участок ограниченным в обороте в целях обложения земельным налогом? Возникает ли у ФГУПа обязанность по уплате земельного налога?

Земельным налогом облагаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Так сказано в пункте 1 статьи 389 НК РФ. При этом объектом налогообложения не признаются в том числе земельные участки, ограниченные в обороте согласно законодательству Российской Федерации и предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (подп. 3 п. 2 ст. 389 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса в обороте ограничиваются находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные в пользование для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.

Согласно статье 7 Земельного кодекса в состав земель в Российской Федерации входят, в частности, земли населенных пунктов, а также земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются согласно целевому назначению. Их правовой режим определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Общие принципы и порядок проведения зонирования устанавливаются федеральными законами. Любой из предусмотренных зонированием территорий видов разрешенного использования выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Это следует из статьи 83 Земельного кодекса. В состав таких земель могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне военных объектов. Основанием является пункт 1 статьи 85 Земельного кодекса. Таким образом, земельные участки, принадлежащие к категории земель населенных пунктов, могут иметь вид разрешенного использования «для обеспечения обороны и безопасности» и должны использоваться в указанных целях.

Отнесенные к землям населенных пунктов земельные участки, которые предоставлены федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным казенным предприятиям, осуществляющим согласно уставам ремонт и (или) утилизацию вооружения и военной техники, признаются ограниченными в обороте. Это означает, что указанные земельные участки не являются объектом обложения по земельному налогу на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 28.03.2008 № 03-05-04-02/22.

Отчетность по налогу

Организация владеет несколькими земельными участками, часть из которых ограничена в обороте и поэтому не является объектом обложения земельным налогом. В каком порядке нужно представлять налоговые декларации (расчеты по авансовым платежам)?

Налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам) по земельному налогу представляют налогоплательщики — организации и физические лица, которые являются индивидуальными предпринимателями, используют принадлежащие им на праве собственности или на праве пользования земельные участки в предпринимательской деятельности и у которых возникает обязанность уплачивать налог (авансовые платежи). Указанная отчетность подается по окончании налогового (отчетного) периода в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Это закреплено в пунктах 1 и 2 статьи 398 Налогового кодекса. Однако при установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные или представительные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) может предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Об этом говорится в пункте 9 статьи 396 Налогового кодекса.

Значит, у организации, все земельные участки которой не признаются объектом обложения земельным налогом, не возникает обязанности уплачивать данный налог и, следовательно, представлять налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам). Такой же вывод сделан в письмах Минфина России от 04.03.2008 № 03-05-04-02/14 и от 14.03.2008 № 03-05-05-02/13.

Если организация обладает на праве постоянного (бессрочного) пользования несколькими земельными участками и только некоторые из них не облагаются земельным налогом, она представляет в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по земельным участкам, признаваемым объектом налогообложения. При этом в налоговых декларациях (расчетах) не отражаются сведения о земельных участках, не подлежащих обложению земельным налогом.

В отношении земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, налоговые декларации (расчеты) не сдаются, поскольку такие земельные участки не облагаются земельным налогом согласно пункту 2 статьи 389 Налогового кодекса.

Участки граждан

Физическому лицу принадлежит земельный участок. Как уплачивать земельный налог, если в налоговом уведомлении, полученном от налоговой инспекции, указаны неверные сведения о земельном участке? Обязан ли гражданин самостоятельно перечислить земельный налог, если он не получил соответствующего налогового уведомления?

Сумма земельного налога (авансовых платежей), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Это установлено в пункте 3 статьи 396 НК РФ. Указанная категория налогоплательщиков уплачивает земельный налог и авансовые платежи по нему на основании налогового уведомления, полученного из налогового органа (п. 4 ст. 397 НК РФ). Форма налогового уведомления на уплату физическим лицом земельного налога утверждена приказом ФНС России от 31.10.2005 № САЭ-3-21/551@. Граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, самостоятельно исчисляют сумму налога и авансовых платежей по тем участкам, которые они используют в предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 396 НК РФ).

Таким образом, обязанность уплатить земельный налог у физического лица возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В соответствии со статьей 52 НК РФ налоговый орган обязан не позднее 30 дней до наступления срока платежа направить налогоплательщику налоговое уведомление. Сроки уплаты земельного налога устанавливаются согласно нормативным правовым актам представительных органов муниципальных образований (законам городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). В налоговом уведомлении указываются налоговая база, размеры налога и авансовых платежей, сроки их уплаты.

Налоговые уведомления формируются на основании информации, получаемой налоговыми инспекциями из органов, занимающихся ведением государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также из органов муниципальных образований. Это предусмотрено в пунктах 11—13 статьи 396 НК РФ.

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, представляют в налоговые инспекции данные о земельных участках, содержащиеся в Едином государственном реестре земель. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Росрегистрация), подают в налоговые инспекции сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Эти сведения содержат информацию как о самом земельном участке, так и о его собственнике. Органы муниципальных образований представляют данные о земельных участках, расположенных в пределах муниципального образования. В состав сведений входит информация о разрешенном использовании земельного участка, установленной ставке налога и доле площади земельного участка (если административно-территориальная граница муниципального образования проходит через территорию земельного участка).

Если у налоговой инспекции имеются сведения только о физическом лице — правообладателе земельного участка и отсутствуют данные о кадастровой стоимости участка, налоговые органы не могут направить физическому лицу налоговое уведомление. В этом случае они должны запросить сведения о кадастровой стоимости конкретного земельного участка в территориальных органах Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).

Предположим, что в налоговом уведомлении, полученном из налогового органа, содержатся сведения о земельном участке, отличные от тех, которые имеются у самого гражданина. В такой ситуации гражданину следует обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства и предъявить правоустанавливающие и иные документы. Налоговые органы обязаны сделать соответствующие запросы в органы Роснедвижимости, Росрегистрации и органы местного самоуправления. Лишь после уточнения сведений налоговая инспекция выписывает новое налоговое уведомление, на основании которого и уплачивается земельный налог.

Налоговые льготы

Ветерану боевых действий принадлежит несколько земельных участков, находящихся на территории одного муниципального образования. Имеет ли он право уменьшить налоговую базу по земельному налогу на 10 000 руб. по каждому участку?

Определенным категориям граждан, владеющим земельными участками, предоставлена возможность уменьшать налоговую базу по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. Данные категории граждан указаны в пункте 5 статьи 391 НК РФ. К ним, в частности, относятся ветераны и инвалиды боевых действий.

Налоговая база уменьшается на 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Получается, что налоговая база должна уменьшаться на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. только по одному из земельных участков, принадлежащих физическому лицу, относящемуся к одной из категорий, названных в пункте 5 статьи 391 НК РФ. Подобное мнение высказано в письме Минфина России от 09.11.2007 № 03-05-05-02/69.

Граждане, имеющие два и более земельных участка, расположенных в одном муниципальном образовании, вправе выбрать, по какому из них уменьшить налоговую базу.

Представительные органы муниципальных образований (законодательные и представительные органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) имеют право устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения. Они, в частности, могут предусмотреть размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Такое право им предоставлено согласно пункту 2 статьи 387 НК РФ. При этом законодательно не определено, что налоговая льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленная представительными органами муниципальных образований, должна применяться только в отношении одного земельного участка, принадлежащего налогоплательщику и расположенного на территории данного муниципального образования.

Если в муниципальном образовании установлена дополнительная налоговая льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму (например, 200 000 руб.), которая распространена на все земельные участки, принадлежащие налогоплательщику и находящиеся на территории муниципального образования, налоговый вычет в размере 200 000 руб. применяется в отношении всех участков гражданина, расположенных в данном муниципальном образовании.

На вопросы отвечала Н.В. Голубева, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка