Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Налоговики простят многие ошибки в 6‑НДФЛ

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Экологические платежи: сверка, зачет, возврат

1 сентября 2008 62 просмотра

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

С 1 января 2005 года администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Поэтому с любыми вопросами, связанными с исчислением, уплатой, сверкой, зачетом или возвратом экологических платежей, необходимо обращаться в территориальное управление Ростехнадзора по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия (месту государственной регистрации передвижных загрязняющих объектов). Проводить выверку указанных платежей с налоговой инспекцией и оформлять акты сверки по плате на текущую дату не нужно. Подобные акты не имеют правовых последствий, поскольку налоговые органы с 2005 года передали полномочия по администрированию платы Ростехнадзору.

Когда составляется акт сверки

Сверка расчетов, когда проверяются экологические платежи, может проводиться по инициативе плательщика или территориального органа Ростехнадзора. По ее результатам оформляется акт, который подписывается представителями обеих сторон. Акт сверки расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду подтверждает размер обязательств плательщика перед бюджетом на конкретную дату либо свидетельствует об отсутствии задолженности.

Акт сверки расчетов составляется в обязательном порядке, если плательщик обращается за возвратом или зачетом излишне уплаченной (взысканной) суммы платы в бюджет. Об этом Ростехнадзор напомнил в письме от 28.12.2005 № СС-48/164.

Территориальные органы Ростехнадзора имеют право оформлять акты сверки расчетов с плательщиками и в других случаях:

  • при выявлении территориальным органом Ростехнадзора расхождений между его данными и данными плательщика;
  • снятии плательщика с учета по причине ликвидации или реорганизации организации;
  • снятии плательщика с учета из-за прекращения им хозяйственной деятельности на территории одного субъекта и начала хозяйственной деятельности на территории другого;
  • снятии плательщика с учета из-за прекращения им эксплуатации объекта негативного воздействия на территории одного субъекта и начала его эксплуатации на территории другого;
  • ведении хозяйственной деятельности, в результате которой оказывается негативное воздействие на территории двух и более субъектов, подконтрольных разным территориальным органам Ростехнадзора;
  • по запросу арбитражного суда в процессе рассмотрения спора либо по решению соответствующего суда;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Как проводится сверка расчетов

Для проведения сверки по экологическим платежам, инициатором которой является орган Ростехнадзора, плательщика приглашают в территориальное управление Ростехнадзора (звонят по телефону либо направляют официальное уведомление). Если сверить расчеты желает сам плательщик, он обращается с просьбой в территориальное управление Ростехнадзора. Независимо от того, по чьей инициативе проводится сверка расчетов, плательщик должен иметь при себе расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежные поручения с отметками банка, подтверждающие внесение платы в бюджет, и др.

Должностное лицо отдела работы с плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду территориального органа Ростехнадзора формирует акт сверки расчетов. Для этого используется единая форма акта сверки и методические указания по его заполнению, разосланные письмом Ростехнадзора от 22.07.2005 № АМ-17/1165. Форма акта может быть упрощена, если у плательщика нет отсроченных (рассроченных) или приостановленных к взысканию платежей, реструктуризированной задолженности. Тогда соответствующие строки акта в печатной версии отсутствуют. Кроме того, можно исключить строки, предназначенные для отражения переданной задолженности (переплаты) при реорганизации юридического лица, если задолженность не передавалась. Пример заполнения акта сверки приведен на с. 73—74.

Акт сверки расчетов с плательщиком составляется на любую из следующих дат:

  • фактическую дату проведения сверки;
  • последнюю дату соответствующего периода, за который проводится сверка.

В ходе сверки расчетов сравниваются данные территориального управления Ростехнадзора и сведения плательщика, выявляются и устраняются расхождения. Если расхождений не выявлено, стороны подписывают акт сверки расчетов. На акте ставят подписи плательщик или его уполномоченный представитель и должностное лицо территориального органа Ростехнадзора, проводившее сверку. Акт сверки оформляется в двух экземплярах. Один передается плательщику, а другой остается в территориальном органе Ростехнадзора по месту проведения сверки.

В случае неявки или уклонения плательщика от сверки расчетов территориальный орган Ростехнадзора самостоятельно составляет акт сверки и направляет его плательщику по почте. Такой акт сверки считается согласованным в одностороннем порядке. Правда, при условии, что к нему приложены копии уведомлений о приглашении плательщика для сверки расчетов и направлении ему акта сверки по почте.

Сроки оформления акта сверки расчетов с плательщиком в нормативных правовых актах РФ или инструктивных письмах Ростехнадзора не прописаны. Поскольку Ростехнадзор является администратором небольшого количества платежей, составление и подписание акта сверки не занимает у территориальных органов Ростехнадзора много времени. На сверку платежей с крупными плательщиками иногда требуется больше времени, так как приходится проверять значительный объем информации.

Справка

Кто отчитывается по экологическим платежам и уплачивает их
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду должны сдавать российские и иностранные юридические лица любой формы собственности, иностранные физические лица, индивидуальные предприниматели, в ходе деятельности которых:

  • эксплуатируются транспортные средства;
  • образуются производственные или бытовые отходы;
  • используются котельные и иные объекты, от которых происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух или сброс (слив) загрязняющих веществ в водные объекты;
  • происходят иные виды загрязнения окружающей среды.

Плательщиками являются все, кто оказывает хотя бы один из видов негативного воздействия на окружающую среду. Сфера деятельности юридического или физического лица значения не имеет. Иными словами, даже компании непроизводственной сферы при наличии у них загрязняющих объектов должны вносить плату.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, арендующие офисные помещения, не освобождаются от уплаты экологических платежей. Ведь в деятельности практически любой компании возникают отходы. Однако в этом случае нужно учитывать условия заключенного договора аренды. По общему правилу собственником мусора считается арендатор. Но если в договоре предусмотрен переход права собственности на образованные арендатором отходы к арендодателю, то вносить плату и отчитываться по ней обязан арендодатель.

Отсутствие прибыли или убыточность деятельности природопользователя также не являются основанием для освобождения от уплаты экологических платежей (см. определения ВАС РФ от 15.10.2007 № 12527/07 и № 12550/07).

Если при составлении акта сверки выявлены расхождения

Допустим, по итогам сверки были обнаружены расхождения между данными плательщика и данными территориального органа Ростехнадзора. В этом случае заполняются соответствующие графы акта «Данные территориального органа Ростехнадзора», «Данные плательщика» и «Расхождения (+, –)». Должностное лицо, проводившее сверку расчетов, проверяет отраженные в акте сведения по данным информационных ресурсов территориального органа Ростехнадзора. Плательщик в свою очередь представляет имеющиеся у него документы:

  • разрешения и лимиты на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, лимиты на размещение отходов, выданные органами Ростехнадзора;
  • расчеты платы за соответствующие отчетные периоды, представленные в территориальные управления Ростехнадзора (в том числе уточненные расчеты);
  • документы о назначении и результатах выездных проверок (обследований) по контролю правильности исчисления платы и соблюдению законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • платежные документы, подтверждающие внесение платы в бюджет (платежные поручения с отметками банка, банковские выписки);
  • решения суда (если таковые имеются) и т. п.

При необходимости территориальный орган Ростехнадзора может проверить достоверность представленных плательщиком документов. Для этого он обращается в территориальные уполномоченные органы, которые в определенные периоды принимали и согласовывали расчеты платы, органы федерального казначейства, банки и др.

Сотрудник территориального управления Ростехнадзора проводит камеральную проверку документов и изучает доказательства, представленные обеими сторонами. Если в ходе проверки предъявленных плательщиком документов выявлены ошибки, допущенные по вине налогового органа или территориального органа Ростехнадзора, последний вносит исправления в карточку лицевого счета плательщика.

Бывает, что разногласия, возникшие между территориальным органом Ростехнадзора и плательщиком во время сверки расчетов, невозможно устранить. Тогда в самом акте указываются выявленные расхождения и причины их возникновения, приводятся предложения территориального органа Ростехнадзора по устранению расхождений.

Если организация или индивидуальный предприниматель отказывается подписать акт сверки, акт направляется им по почте и считается согласованным в одностороннем порядке.

При проведении контрольных мероприятий органы Ростехнадзора вправе доначислить плату за те периоды, по итогам которых уже был подписан «нулевой» акт сверки. Ведь подобный акт составлялся на основании информации, имевшейся в территориальном органе на момент оформления акта, а при проведении выездной проверки могут быть выявлены нарушения.

Выдаются ли справки о состоянии расчетов на текущую дату

Любой плательщик вправе обратиться в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения стационарного объекта негативного воздействия (месту государственной регистрации передвижных загрязняющих объектов) за справкой о текущем состоянии расчетов. Она выдается на основании данных карточки лицевого счета плательщика, которая ведется органом Ростехнадзора. Справка о состоянии расчетов на текущую дату не равнозначна акту сверки с плательщиком и не влечет юридических последствий.

Чтобы получить справку, плательщик составляет в произвольной форме письменное заявление на имя руководителя территориального органа Ростехнадзора. В некоторых управлениях Ростехнадзора должностные лица выдают справку по устным запросам плательщиков.

Справку о состоянии расчетов на текущую дату подписывает руководитель территориального органа или его заместитель. Она вручается плательщику или его уполномоченному представителю лично либо направляется по почте.

Как проводится зачет или возврат переплаты

По общему правилу сумма излишне внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду может быть зачтена в счет предстоящих платежей или в счет погашения задолженности по пеням либо возвращена плательщику в порядке, установленном законодательством РФ. Зачет (возврат) переплаты производится территориальным органом Ростехнадзора по месту учета плательщика.

Зачет переплаты проводят сами территориальные органы Ростехнадзора, заявления плательщика не требуется. Возврат излишне внесенной платы осуществляется только по письменному заявлению плательщика. К заявлению необходимо приложить копии платежных поручений, подтверждающих фактическое перечисление платежа.

Решение о зачете (возврате) переплаты по экологическим платежам либо об отказе в проведении такого зачета (возврата) принимает руководитель территориального органа Ростехнадзора или его заместитель только после выверки расчетов с плательщиком и составления акта сверки. Несмотря на то что ранее плата за негативное воздействие на окружающую среду администрировалась налоговыми органами, с 2005 года вопросами зачета и возврата данных платежей занимается только Ростехнадзор (письмо Минфина России от 21.07.2005 № 02-05-03/2221).

При обнаружении переплаты территориальное управление Ростехнадзора уведомляет об этом плательщика и предлагает ему провести сверку расчетов. В ходе сверки проверяется правильность арифметического подсчета суммы переплаты и ее обоснованность. Для этого анализируются расчеты платы. Такой порядок изложен в Методических рекомендациях по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух (утверждены приказом Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626). Напомним, что в настоящее время разрабатываются рекомендации и по остальным видам экологических платежей.

Сумма переплаты определяется на дату подписания акта сверки расчетов. Принятое решение о зачете или возврате переплаты территориальное управление Ростехнадзора доводит до сведения плательщика. Если сумма переплаты превышает 1 000 000 руб., проект акта сверки с приложением обосновывающих документов направляется для проверки в центральный аппарат Ростехнадзора. Решение о зачете или возврате переплаты может быть принято только после получения заключения центрального аппарата Ростехнадзора.

Рассматривая заявление о возврате переплаты, территориальные органы Ростехнадзора обращают внимание на следующие моменты.

  1. Если у плательщика имеется задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду и (или) по ранее начисленным пеням, возврат переплаты производится только после погашения задолженности. Она может быть погашена путем зачета с суммой переплаты. Тогда плательщику возвращается только часть переплаты, оставшаяся после погашения задолженности.
  2. При отсутствии задолженности плательщика по экологическим платежам и пеням сумма переплаты направляется в счет текущих или предстоящих платежей либо возвращается плательщику по его письменному заявлению.
  3. Переплата, по которой истек срок исковой давности, не может быть зачтена или возвращена плательщику. Кроме того, если организация или индивидуальный предприниматель погасили недоимку перед бюджетом после того, как срок исковой давности взыскания истек, вернуть эту сумму они уже не смогут.
  4. Сумма задолженности на начало сверяемого периода определяется с учетом сальдо расчетов с плательщиком по состоянию на 1 января 2005 года. Имеется в виду сальдо, сведения о котором Ростехнадзор получил из налоговых органов. Напомним, что с указанной даты все полномочия по администрированию экологических платежей перешли к Ростехнадзору. Однако в большинстве случаев территориальные органы Ростехнадзора вынуждены уточнять сальдо расчетов на начало 2005 года. Дело в том, что к моменту передачи сведений из налоговых органов многие плательщики уже внесли плату за негативное воздействие на окружающую среду за весь 2004 год, но не успели подать расчеты платы за данный период. Ведь за IV квартал 2004 года они обязаны были отчитаться лишь в январе следующего года. Иными словами, у налоговых органов отсутствовала информация о начислениях платы за IV квартал 2004 года практически по всем плательщикам. Поэтому сальдо, сведения о котором поступили из налоговых органов, представляло собой переплату. Как правило, при обращении плательщика за возвратом переплаты органы Ростехнадзора запрашивают у него копии расчетов платы за определенные периоды и копии документов, подтверждающих ее перечисление (платежных поручений, выписок банков).
  5. Если на основании сальдо расчетов, информация о котором была передана налоговыми органами, за плательщиком числилась задолженность по пеням, территориальные органы Ростехнадзора возвратят ему лишь часть переплаты, оставшуюся после погашения задолженности.

В какие сроки подается заявление о возврате переплаты

Плательщик вправе подать заявление о возврате суммы переплаты в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. То есть в 2008 году он может вернуть переплату по экологическим платежам, внесенным в течение 2005—2007 годов.

Предположим, по результатам документальной (камеральной) или выездной проверки территориальное управление Ростехнадзора доначислило плату за негативное воздействие на окружающую среду, а плательщик с этим не согласен. Тогда он имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, а решений и действий должностных лиц незаконными. Такое право предоставлено гражданам, организациям и иным лицам, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Основание — часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительным ненормативного правового акта (незаконными решений или действий должностных лиц) может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину или организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

Каковы сроки возврата излишне уплаченных сумм

Ни в нормативных правовых актах РФ, ни в инструктивных письмах Ростехнадзора жесткие сроки возврата излишне внесенных экологических платежей в настоящее время не закреплены. На практике вся процедура обычно занимает около месяца.

Общие принципы возврата излишне уплаченных (взысканных) в бюджет сумм установлены в Порядке учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее — Порядок). Этот документ утвержден приказом Минфина России от 16.12.2004 № 116н.

Возврат плательщикам излишне уплаченных сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов на возврат и распоряжений администраторов поступлений о возврате денежных средств плательщику (п. 17 Порядка). Значит, когда возвращаем экологические платежи, нужно соответствующее распоряжение территориального органа Ростехнадзора и оформленное им платежное поручение на возврат средств плательщику. Срок возврата — не более трех рабочих дней со дня представления названных документов в орган Федерального казначейства.

Как зачесть или вернуть ошибочные платежи

Нередко плательщики указывают в платежных поручениях неверные реквизиты. Тогда суммы перечислений органы Федерального казначейства относят к невыясненным платежам.

Зачесть указанные суммы в счет платы за негативное воздействие (вернуть уплаченный платеж) до их уточнения невозможно. В акте сверки денежные средства, списанные с расчетных счетов плательщика, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов, отражаются в разделе 4 и не включаются в другие разделы акта.

Работа по уточнению ошибочных платежей строится следующим образом. Между органом Федерального казначейства и Ростехнадзором как одним из администраторов поступлений в бюджет происходит обмен информацией о зачислении и выбытии средств бюджета. В выписку из сводного реестра поступлений и выбытий средств бюджета, сформированную для Ростехнадзора, включаются невыясненные поступления, если в расчетном документе (п. 47 Порядка):

  • указан код вида дохода, закрепленный в соответствии с законодательством Российской Федерации за Ростехнадзором;
  • в реквизитах получателя приведены значения ИНН и КПП органа Ростехнадзора (если первое условие невыполнимо);
  • отражен код Ростехнадзора (если первые два условия невыполнимы).

Если расчетные документы о перечислении платы, поступившие в бюджет минуя счет органа Федерального казначейства, предназначенный для учета поступлений и их распределения между бюджетами, позволяют точно определить администратора поступлений в бюджет, то данному администратору направляются соответствующее извещение и прилагаемые к нему расчетные документы. На это указано в пункте 48 Порядка.

После того как территориальный орган Ростехнадзора установит принадлежность невыясненных поступлений к конкретному виду дохода, он оформляет уведомление администратора поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступлений (п. 50 Порядка). Данный документ направляется в управление Федерального казначейства, которое в течение трех рабочих дней с момента его получения отражает поступления по уточненному коду бюджетной классификации или соответствующему бюджету.

Отметим, что инициатором уточнения ошибочных платежей может выступать и сам плательщик. Для этого он обращается в территориальное управление Ростехнадзора с заявлением, к которому прилагает копии платежных документов. Обычно платежи уточняются в течение нескольких дней с момента поступления заявления плательщика.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка