Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Как организована работа по бесплатному информированию налогоплательщиков

1 декабря 2008 12 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н утвержден Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения (далее — Регламент).

О целях разработки и особенностях Регламента

В пункте 1 статьи 21 НК РФ предусмотрено следующее. Налогоплательщики имеют право на получение от налоговых органов по месту учета бесплатной информации (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также на получение форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснений о порядке их заполнения. В соответствии с пунктом 4 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно предоставлять указанную информацию.

Ранее взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков регулировались Регламентом организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденным приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444.

По сравнению с предыдущим новый в действия налоговых органов, но в нем более подробно прописана последовательность действий налоговых органов, что дает возможность налогоплательщикам повысить осведомленность о собственных правах и обязанностях. Сроки исполнения обязанности по информированию налогоплательщиков приведены в соответствие с требованиями налогового законодательства, а при предоставлении отдельных информационных услуг налоговым органам установлены еще более жесткие сроки.

Какие информационные услуги могут получить налогоплательщики

В соответствии с пунктом 21 Регламента налоговые органы могут бесплатно предоставить налогоплательщикам следующие услуги:

  • индивидуальное информирование налогоплательщиков в устной форме;
  • индивидуальное информирование налогоплательщиков на основании обращений в письменной форме;
  • публичное информирование налогоплательщиков;
  • индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
  • прием налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальное информирование налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов).

Оказание налоговыми органами информационных услуг в соответствии с устными или письменными обращениями налогоплательщиков подразумевает предоставление любой информации, касающейся налогообложения. Это могут быть сведения:

  • о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, соответствующих письменных разъяснениях Минфина России по вопросам применения налогового законодательства и других нормативных правовых актов, правах и обязанностях налогоплательщиков и полномочиях налоговых органов;
  • формах и форматах налоговых деклараций, порядке их заполнения и представления, сроках представления;
  • реквизитах и иных сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
  • состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам налогоплательщика;
  • приеме налоговых деклараций.

Обратите внимание: в пункте 12 Регламента перечислены основания, при наличии которых налоговый орган вправе отказать в предоставлении информации. Итак, не осуществляется информирование:

  • по вопросам, рассмотрение которых не входит в компетенцию налогового органа;
  • о сведениях, не подлежащих разглашению, или сведениях конфиденциального характера;
  • при отсутствии в запросе обязательных реквизитов;
  • о правильности применения налогоплательщиками налогового законодательства;
  • о проведении экспертиз договоров, а также учредительных документов организаций;
  • налогоплательщиков лично (их представителей) в целях получения конфиденциальной информации в устной или письменной форме без представления документов, удостоверяющих личность (подтверждающих полномочия их представителей).

Алгоритм получения устной и письменной информации

В Регламенте изложена последовательность действий налоговых органов при в устной или письменной форме, а также по телекоммуникационным каналам связи.

При устном информировании налогоплательщик получает ответ в момент обращения. Регламентированное время информирования составляет 45 минут. Оно включает как период ожидания налогоплательщиком своей очереди, так и время устной консультации специалиста налогового органа. Причем максимальное время ожидания в очереди составляет 30 минут, а максимальное время предоставления информации — 15 минут.

Информирование налогоплательщиков на основании письменных запросов осуществляется в течение 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения в инспекции ФНС России (п. 39 Регламента). Возможность дополнительного продления срока исполнения обращения налоговым органам не предоставлена. Такой же срок исполнения установлен и для обращений, направляемых в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При этом налоговый орган на следующий рабочий день после получения запроса налогоплательщика (при направлении запроса налогоплательщиком лично и соответствии ЭЦП подписи налогоплательщика) должен отправить подтверждение о его получении — квитанцию о приеме.

Отметим, что при направлении запросов в электронном виде через специализированных операторов связи налогоплательщики не получают ни подтверждения налогового органа о дате получения обращения, ни квитанции о приеме запроса. Ведь направляемый в электронном виде информационный запрос не подписан ЭЦП налогоплательщика.

В то же время электронные обращения принимаются к рассмотрению в налоговых органах в том же порядке, что и обращения, направленные по почте, при условии, что налогоплательщик указал все необходимые реквизиты. Такое сознательное отклонение от требований Регламента допускается налоговыми органами в пользу налогоплательщиков, поскольку порядок использования главного реквизита электронного документа — ЭЦП сегодня подробно урегулирован только в налоговых органах, налогоплательщики же далеко не все имеют электронно-цифровую подпись.

Справка

Образец обращения для получения письменной информации В приложении № 4 к Регламенту приведен рекомендуемый образец письменного обращения налогоплательщика. Однако если обращение будет изложено в произвольной форме, то налоговый орган вправе отказать в его рассмотрении только в случае отсутствия в нем хотя бы одного из обязательных реквизитов налогоплательщика: для физического лица — фамилии, имени, отчества, подписи и почтового адреса физического лица; для организации — полного наименования организации, ИНН, ее почтового адреса, фамилии, имени, отчества и подписи руководителя или уполномоченного представителя организации, подавшего обращение, печати организации (если обращение представлено на бумажном носителе не на бланке организации)

Согласно Регламенту публичное информирование налогоплательщиков осуществляется по инициативе налоговых органов в следующих формах:

  • путем размещения информации на интернет-сайтах ФНС России и региональных управлений;
  • размещения информации в опубликованных официальных изданиях налоговых органов, СМИ;
  • размещения информации на информационных стендах налоговых органов;
  • проведения с налогоплательщиками семинаров, круглых столов и иных информационно-просветительских мероприятий.

Информирование о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, пеням и штрафам осуществляется при обращении налогоплательщика в налоговый орган лично, по запросу, направленному по почте или переданному по ТКС. В данном случае информация предоставляется в виде справки о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам, выдаваемой налоговым органом в течение пяти рабочих дней. Эта справка не является документом, подтверждающим исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.

информирует налогоплательщика о текущем состоянии его расчетов. В запросе можно уточнить способ получения справки (лично или почтовым отправлением) и дату, на которую она предоставляется. Если способ получения справки в запросе не указан, то оформленная справка будет направлена налогоплательщику по почте заказным письмом.

Правила приема налоговых деклараций

На основании статьи 80 НК РФ налогоплательщик (его представитель) имеет право (расчет) на бумажном носителе лично или почтовым отправлением с описью вложения либо передать в электронном виде по ТКС.

Если налогоплательщик (его представитель) подает декларацию в налоговый орган лично, то максимальное время приема налоговой декларации не должно превышать 10 минут, а время ожидания в очереди — 30 минут (п. 130 Регламента). За это время сотрудник налогового органа обязан:

  • проверить у налогоплательщика (его представителя), представившего налоговую декларацию, документы, подтверждающие личность и соответствующие полномочия представителя налогоплательщика;
  • проверить соответствие налоговой декларации установленной форме;
  • зарегистрировать налоговую декларацию в информационном ресурсе инспекции;
  • проставить по просьбе налогоплательщика (его представителя) на поданной им копии налоговой декларации отметку о принятии и дату приема.

В случае необходимости за пять рабочих дней до установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций начальнику налоговой инспекции или его заместителю Регламентом предоставлено право определить иное максимальное время ожидания налогоплательщика в очереди, но не более двух часов (при условии обеспечения приема всех обратившихся не позднее чем за 40 минут до окончания рабочего дня).

В пункте 133 Регламента перечислены причины, по которым налоговая декларация не может быть принята у налогоплательщика:

  • отсутствие документов, подтверждающих личность налогоплательщика или уполномоченного представителя, или отказ в предъявлении таких документов;
  • представление налоговой декларации не по установленной форме (формату) и не в установленном порядке;
  • отсутствие в налоговой декларации, представленной на бумажном носителе, подписи налогоплательщика или его уполномоченного представителя и (или) печати;
  • отсутствие в налоговой декларации ЭЦП налогоплательщика или его уполномоченного представителя либо несоответствие ЭЦП.

При наличии указанных оснований в отчетности, представленной налогоплательщиком лично или направленной по почте, налоговый орган не позднее дня, следующего за днем принятия налоговой декларации, направляет налогоплательщику по почте заказным письмом уведомление о необходимости уточнения налоговой декларации в течение пяти рабочих дней.

При сдаче отчетности в по ТКС налоговый орган в аналогичном порядке в тот же срок, что и при приеме отчетности, направленной по почте, проводит проверку наличия всех обязательных реквизитов и отсутствия оснований, по которым налоговая декларация не принимается (п. 155 Регламента). При наличии оснований, при которых отчетность не может быть принята, налогоплательщику также в электронном виде по ТКС направляется уведомление об отказе в принятии налоговой декларации с указанием причины.

Если налоговая декларация представлена в соответствии с установленным форматом и ЭЦП соответствует подписи налогоплательщика (его представителя), налоговый орган направляет налогоплательщику (его представителю) квитанцию о приеме налоговой декларации. Затем в соответствии с Регламентом в течение двух рабочих дней со дня направления такой квитанции налоговый орган проводит входной контроль сданной налоговой декларации. При выявлении недостатков и (или) противоречий между представленными сведениями налогоплательщику направляется в электронном виде по ТКС уведомление об уточнении налоговой декларации.

Контроль за исполнением информационных услуг и первые итоги применения Регламента

В Регламенте предусмотрен раздел, содержащий положения об осуществлении контроля в налоговых органах за исполнением функции, в которые входит бесплатное информирование налогоплательщиков и об ответственности должностных лиц налоговых органов. Так, например, контроль за исполнением обращений налогоплательщиков в устной или письменной форме, а также за информированием о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам осуществляется ежедневно начальниками структурных подразделений налогового органа, ответственных за такое информирование. Контроль за исполнением публичного информирования налогоплательщиков осуществляется ежемесячно теми же начальниками структурных подразделений налогового органа, ответственных за данное информирование, а также дополнительно начальником инспекции ФНС России или его заместителем (руководителем Управления ФНС России или его заместителем).

Контроль за организацией приема налоговых деклараций (расчетов) и информированием налогоплательщиков о результатах приема осуществляется ежедневно начальниками соответствующих структурных подразделений налогового органа по данным информационного ресурса.

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения информационной функции структурными подразделениями определяются начальником инспекции ФНС России.

Заключительным разделом Регламента определены основные положения порядка обжалования актов (решений) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц при исполнении государственной функции, в которые входит бесплатное информирование налогоплательщиков.

За пять месяцев работы налоговых органов в соответствии с новым Регламентом можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты.

Подробное изложение в налогоплательщиков делает работу налоговых органов более прозрачной и позволяет налогоплательщикам контролировать действия должностных лиц налогового органа.

В Регламенте четко определены сроки исполнения административных процедур по информированию налогоплательщиков.

Вместе с тем подробное описание организационной работы внутри и между отделами инспекции, приведенное в Регламенте, не является целесообразным.

Ведь слишком подробная информация о последовательности действий должностных лиц налоговых органов не представляет особого интереса для налогоплательщиков, а лишь увеличивает объем документа и снижает вероятность того, что налогоплательщики внимательно изучат его.

Кроме того, в приложении к Регламенту содержится перечень всех налоговых органов с почтовыми адресами, номерами телефонов справочных служб, факсов и иной контактной информацией. В случае изменения хотя бы одного из этих реквизитов справочная информация, представленная в Регламенте, уже будет неактуальной.

Время информирования налогоплательщиков и время ожидания в очереди, установленное в Регламенте, сегодня может соблюдаться налоговым органом с большим трудом. Особенно это касается периода сдачи отчетности. Единственный срок, установленный налоговым органам в пункте 39 Регламента, — максимальное время ожидания налогоплательщиком в очереди при представлении письменного обращения в инспекцию лично, которое составляет 30 минут, обычно не превышается только по той причине, что в это окно никогда не бывает очереди.

В других случаях соблюдать на практике установленное Регламентом предельное время ожидания в очереди и время информирования налогоплательщиков налоговыми органами не представляется возможным. Например, налоговая неграмотность граждан порождает массу вопросов к сотрудникам налоговых органов и зачастую 15 минут информирования бывает недостаточно. А если в соответствии с Регламентом предложить налогоплательщику обратиться в письменной форме, то это вызовет в большинстве случаев недовольство, поскольку налогоплательщик уже потратил личное время и желает получить подробную информацию в момент обращения, а не через 30 дней.

Практически каждому налогоплательщику знакома ситуация в инспекции в период сдачи отчетности. На практике те «счастливчики», которые сдают налоговые декларации на бумажном носителе лично, вряд ли проходили эту процедуру за 10 минут, отведенных Регламентом. Ведь, кроме того что сотрудник налогового органа должен проверить документы лица, представляющего декларацию, и правильность ее заполнения, отметку на налоговой декларации он не поставит до тех пор, пока налогоплательщик не сдаст дополнительно дискету с файлом налоговой декларации.

В противном случае сотрудник налоговой инспекции предложит направить отчетность почтовым отправлением или в электронном виде по ТКС, мотивируя это тем, что требуются большие временные затраты при работе с отчетностью на бумажных носителях. В результате такого взаимодействия должностного лица налогового органа и налогоплательщика время ожидания в очереди для последующих налогоплательщиков естественно превысит установленные в Регламенте 30 минут.

В пункте 13 Регламента продублированы нормы статьи 33 НК РФ об обя зан-ностях должностных лиц налоговых органов:

  • действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами;
  • принимать все необходимые меры для исчерпывающих ответов на обраще-
    ния налогоплательщиков;
  • корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство, а также в вежливой форме информировать налогоплательщиков по существу обращений.

Однако культура обслуживания налогоплательщиков пока недостаточно высока, и в работе налоговых органов еще бывают случаи несоблюдения сотрудниками норм делового этикета

Административный регламент

Регламент был разработан в целях повышения качества исполнения налоговыми органами обязанности по бесплатному информированию, создания комфортных условий для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов. В документе определены сроки информирования и последовательность действий налоговых органов и их должностных лиц

Регламент не внес особых корректив

Новый Регламент более соответствует современным условиям ведения бизнеса, поскольку в нем предусмотрена возможность информационного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов с помощью телекоммуникационных каналов связи (ТКС)

обращении налогоплательщика за информацией

Если налогоплательщик не удовлетворен предоставленной устной информацией, в инспекции ему должны предложить направить обращение в письменной форме и сообщить необходимые для этого реквизиты налогового органа

Указанная справка

В приложениях № 8, 9 и 10 к Регламенту приведены формы справок о состоянии расчетов организаций и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц с налоговыми органами. В каждой из форм имеется пометка, что справка не подтверждает исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов

представить налоговую декларацию

Блок-схемы приема налоговых деклараций (расчетов), приведенные в приложениях № 11, 11-1 и 11-2 к Регламенту, позволяют наглядно увидеть последовательность движения в налоговом органе отчетности, представленной налогоплательщиком

электронном виде

Уведомление, направляемое в электронном виде по ТКС, оформляется по той же форме (приложение № 13 к Регламенту), что и аналогичное уведомление, направляемое по почте

Регламенте последовательности информирования

Основные положения Регламента предоставляют возможность налогоплательщикам подготовить запрос в установленном порядке и с соблюдением всех необходимых требований

С целью получения контактной информации о должностных лицах налоговых органов удобнее пользоваться интернет-сайтами региональных управлений налоговых органов, поскольку размещаемая на них информация в случае каких-либо ее изменений обновляется в оперативном порядке

1Документ зарегистрирован в Минюсте России 14.04.2008 № 11521, опубликован в «Российской газете» 13 мая и вступил в силу 24 мая 2008 года.

2Форма уведомления приведена в приложении № 13 к Регламенту

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка