Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Семь бухгалтерских желаний, которые сбылись в 2016 году

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Как торговой организации списать товар с истекшим сроком годности

1 января 2009 57 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Срок годности товара

Под сроком годности понимается период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Такое определение приведено в пункте 1 статьи 472 ГК РФ. Аналогичное понятие содержится и в пункте 4 статьи 5 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300-1). В этой же статье говорится о том, что сроки годности в обязательном порядке устанавливаются:

  • на продукты питания;
  • парфюмерно-косметическую продукцию;
  • медикаменты;
  • товары бытовой химии;
  • иные подобные товары.

Так, сроки годности указываются для пищевых продуктов, материалов и изделий, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, то есть они приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению. Это следует из пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее — Закон № 29-ФЗ).

Срок годности товара определяется конкретной датой, до наступления которой товар пригоден к применению, либо периодом времени, в течение которого товар пригоден для использования (ст. 473 ГК РФ и п. 2 ст. 19 Закона № 2300-1). Такой период исчисляется со дня изготовления товара.

Продажа товара по истечении его срока годности запрещена. Такое требование прописано в пункте 5 статьи 5 Закона № 2300-1. Просроченные товары не должны находиться в обороте. Ведь они признаются некачественными и опасными для потребителя. Следовательно, продукция с истекшим сроком годности изымается из продажи, а в дальнейшем подлежит утилизации или уничтожению.

Организация, реализующая просроченные товары, и ее должностные лица могут быть привлечены к административной, а в ряде случаев и к уголовной ответственности. Кроме того, согласно статье 43 Закона № 2300-1 за нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, импортер) товара несет также и гражданско-правовую ответственность. Подробная информация о видах нарушений и мерах ответственности приведена в таблице.

Некачественная и опасная пищевая продукция до принятия и исполнения решения о дальнейшем ее использовании или уничтожении хранится в отдельном помещении на складе, в холодильнике (изолированной камере) с соблюдением условий, исключающих доступ к ней.

Допустим, на товар должен быть установлен срок годности, однако изготовитель этого не сделал. Продажа такого товара запрещена (п. 5 ст. 5 Закона № 2300-1 и п. 2 ст. 3 Закона № 29-ФЗ).

Таблица 6. Расчет налоговой базы по НДС

Вид ответственности Вид нарушения Норма закона Ответственность
Административная Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий Статья 6.3 КоАП РФ

Предупреждение или административный штраф:

  • для граждан — от 100 до 500 руб.;
  • должностных лиц — от 500 до 1000 руб.;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Продажа товаров, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке Часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ

Административный штраф:

  • для граждан — от 1000 до 1500 руб.;
  • должностных лиц — от 2000 до 3000 руб.;
  • юридических лиц — от 20 000 до 30 000 руб.
Продажа товаров с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего безопасность таких товаров для жизни и здоровья людей Часть 2 статьи 14.4 КоАП РФ

Административный штраф:

  • для граждан — от 2000 до 2500 руб. с конфискацией товаров или без таковой;
  • должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;
  • лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 4000 до 5000 руб. с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой;
  • юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товаров или без таковой.
Введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей (за исключением случаев недобросовестной конкуренции*) организациями, осуществляющими реализацию товаров, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли, а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей Cтатья 14.7 КоАП РФ

Административный штраф:

  • для граждан — от 1000 до 2000 руб.;
  • должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.;
  • юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, изготовителе, продавце и о режиме их работы Часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ

Административный штраф:

  • для должностных лиц — от 500 до 1000 руб.;
  • юридических лиц — от 5000 до 10 000 руб.
Уголовная Нарушение санитарно-эпидемиологических правил**, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей Часть 1 статьи 236 УК РФ Штраф до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательные работы на срок до 180 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до трех лет
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека Часть 2 статьи 236 УК РФ Обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок от шести месяцев до двух лет, либо ограничение свободы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок
Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров требованиям безопасности Часть 1 статьи 238 УК РФ Штраф до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет

Те же деяния, если они:

  • совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • совершены в отношении товаров, предназначенных для детей в возрасте до шести лет;
  • повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека
Часть 2 статьи 238 УК РФ Штраф от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок до шести лет со штрафом до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового
Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 статьи 238 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц Часть 3 статьи 238 УК РФ Лишение свободы на срок от четырех до десяти лет
Гражданско-правовая Непредоставление потребителю возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре Пункт 1 статьи 12 Закона № 2300-1 Потребитель вправе требовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен — в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу
Непредоставление покупателю полной и достоверной информации о товаре (в случае обнаружения недостатков товара, возникших после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации) Пункт 2 статьи 12 и пункт 1 статьи 18 Закона № 2300-1 При обнаружении в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, потребитель по своему выбору вправе: — потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); — потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; — потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; — отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата суммы, уплаченной за товар. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества
Причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре Пункт 3 статьи 12 Закона № 2300-1 Потребитель вправе потребовать возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном в статье 14 Закона № 2300-1, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя
Нарушение прав потребителей Статья 13 Закона № 2300-1 Возмещение продавцом (изготовителем, импортером) убытков, причиненных потребителю, в полной сумме сверх неустойки (пени)***, установленной законом или договором. Если требования потребителя, установленные законом, были удовлетворены судом, за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя суд взыскивает с продавца (изготовителя, импортера) штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, 50% от суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам
Причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара**** Пункт 3 статьи 14 Закона № 2300-1 Возмещение причиненного вреда в полном объеме. Если согласно пункту 4 статьи 5 Закона № 2300-1 на товар должен быть установлен срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар по истечении этого срока представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения
Причинение потребителю морального вреда вследствие нарушения продавцом (изготовителем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законодательством РФ Статья 15 Закона № 2300-1 Компенсация морального вреда при наличии вины продавца (изготовителя, импортера). Размер компенсации определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда

* Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию установлена в статье 14.33 КоАП РФ.
** Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний (ст. 1 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). К таким правилам, в частности, относятся гигиенические требования, санитарные правила и нормы, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
*** За нарушение сроков замены товара ненадлежащего качества, сроков возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также сроков удовлетворения требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо непредоставления надлежащей информации о товаре, продавец (изготовитель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 1% цены товара (п. 1 ст. 23 Закона № 2300-1).
**** Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего (п. 3 ст. 14 Закона № 2300-1).

Другая ситуация. На скоропортящемся товаре отсутствует информация о сроке годности. Данный товар тоже считается непригодным для реализации. Дело в том, что продавец обязан довести до покупателя сведения о сроке годности товара, а также предоставить ему другую необходимую информацию о товаре. Исчерпывающий перечень таких сведений приведен в пункте 2 статьи 10 Закона № 2300-1.

Отметим, если товары по истечении срока годности представляют опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению, потребитель должен быть извещен о действиях, которые ему необходимо выполнить по окончании срока годности товаров, и возможных последствиях при невыполнении этих действий (п. 2 ст. 10 Закона № 2300-1).

Итак, когда речь идет о просроченной пищевой продукции, то изъятый из оборота товар передается на экспертизу. По результатам экспертизы принимается решение об уничтожении или утилизации продукции.

Требования к проведению экспертизы, к утилизации или уничтожению некачественных и опасных пищевых продуктов, изъятых из оборота, установлены в статье 25 Закона № 29-ФЗ. Порядок осуществления указанных процедур изложен в Положении о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29.09.97 № 1263 (далее — Положение).

Данный документ, за исключением некоторых пунктов, распространяется также на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта и табачные изделия (п. 18 Положения).

При реализации лекарственных средств необходимо учитывать требования Федерального закона от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах». В соответствии с пунктом 2 статьи 31 названного закона лекарства с истекшим сроком годности подлежат уничтожению. Инструкция о порядке уничтожения просроченных лекарственных средств утверждена приказом Минздрава России от 15.12.2002 № 382 (далее — Инструкция).

Кто и как устанавливает сроки годности товаров

Обязанность установить срок годности товара возложена на изготовителя, то есть на организацию или индивидуального предпринимателя, производящего товар. В пункте 4 статьи 5 Закона № 2300-1 говорится, что изготовитель обязан устанавливать срок годности на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары. Конкретные наименования таких товаров указаны в Перечне товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.06.97 № 720 (далее — Перечень, постановление № 720).

В Перечень, в частности, включены продовольственные товары, биологически активные добавки к пище, вода питьевая, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические товары, культтовары, товары для досуга и развлечений, средства для домашнего содержания животных. Кроме того, срок годности должен быть установлен на все лекарственные средства, то есть вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезней и предотвращения беременности (ст. 16 Федерального закона от 22.06.98 № 86-ФЗ).

Продолжительность срока годности изготовитель определяет самостоятельно исходя из индивидуальных характеристик товара, влияющих на период сохранения данным товаром своих свойств. Если характеристики товара меняются, например, в связи с совершенствованием технологии производства, срок годности должен пересматриваться на основании сведений, полученных в результате исследований.

В постановлении № 720 определен лишь перечень товаров, в отношении которых обязательно должен быть установлен срок годности. Однако сама продолжительность срока годности никак не ограничена. Как она устанавливается? В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона № 2300-1 продолжительность срока годности должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара. При установлении срока годности товара изготовитель учитывает нормы законодательства о защите прав потребителей, иные правовые акты, обязательные требования государственных стандартов и др. (п. 1 постановления № 720). Так, гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов (Сан-ПиН 2.3.2.1324-03) утверждены Главным государственным санитарным врачом России 21 мая 2003 года.

Различные санитарные правила и нормы должны соблюдать не только производители, но и продавцы товаров определенных наименований. Назовем наиболее распространенные из действующих требований:

  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов (СП 2.3.6.1066-01);
  • Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов (СанПиН 2.3.2.560-96);
  • Производство и реализация игр и игрушек. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.7.007-93);
  • Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых (СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03).

Допустим, товар включен в Перечень, но на самом товаре отсутствует информация о его сроке годности. Продажа таких товаров на территории РФ запрещена на основании пункта 2 постановления № 720.

Обратите внимание

Нельзя использовать просроченные товары для оформления витрин
Иногда магазины, желая сэкономить, выставляют в витринах и торговых залах в качестве образцов товары с истекшим сроком годности. Однако даже такое использование просроченных товаров признается нарушением действующего законодательства и санитарных правил. Следовательно, к владельцу товаров может быть применена административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.

Арбитражная практика свидетельствует, что пищевая продукция с истекшим сроком годности не может использоваться ее владельцем в качестве образцов товаров, выставленных в рекламных целях в витринах магазина (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 16.08.2004 по делу № А29-1778/2004а и ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.05.2006 по делу № А33-25279/05-Ф02-2329/06-С1). Такой вывод основан на положениях пункта 2 статьи 3 Закона № 29-ФЗ. В нем указано, что пищевые продукты, сроки годности которых истекли, не могут находиться в обороте.

Кроме того, согласно нормам статьи 494 ГК РФ продавец, выставивший товары в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.), обязуется заключить договор купли-продажи данных или других аналогичных товаров на предлагаемых условиях. Исключением являются лишь случаи, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи. При этом в силу статьи 495 ГК РФ информация о продаваемых товарах, включая сведения об их сроке годности, должна быть полной (в том числе наглядной) и достоверной.

Документальное оформление

Организации, в обороте которых находятся товары с установленным сроком годности, обязаны вести постоянный контроль и оперативно выявлять товары с уже истекшим и истекающим сроком годности. Как уже отмечалось, просроченные товары изымаются из оборота (снимаются с реализации) и подлежат утилизации или уничтожению.

Порядок документального оформления указанных операций каждая компания устанавливает самостоятельно. Для этого она вправе использовать унифицированные формы, дополнив их необходимыми реквизитами, а если подходящие формы отсутствуют — утвердить собственные бланки документов. При самостоятельной разработке форм следует помнить, что любой первичный документ должен отражать содержание конкретной операции, а также отвечать иным обязательным требованиям, установленным в статье 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Выявляем просроченные товары

Как правило, товары, срок годности которых истек, обнаруживают в результате проведения инвентаризации. Для оформления результатов инвентаризации товаров применяются унифицированные формы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88: инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3) и сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19).

Однако в названных типовых формах преимущественно отражается информация о фактическом наличии ТМЦ и не содержатся сведения о состоянии товаров, их сроке годности или других качественных характеристиках. Вместе с тем в указаниях по применению и заполнению формы № ИНВ-3 говорится следующее. На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материалы и готовые изделия составляются соответствующие акты. Поскольку унифицированной формы акта о выявлении подобных товаров нет, организация сама ее разрабатывает и утверждает приказом руководителя. Так, в акте о выявлении товаров с истекшим (истекающим) сроком годности нужно указать наименование этих товаров или продукции, их количество, место хранения. Кроме того, в документе следует предусмотреть раздел, в который впоследствии будет вписана информация об изъятии товара из оборота и его дальнейшей судьбе — утилизации, уничтожении или возврате поставщику.

Допустим, при обнаружении некачественных или испортившихся (например, вследствие нарушения условий хранения) товаров организация составляет акт о выявлении негодных товарно-материальных ценностей либо акт об изменении статуса товаров и ведет журнал о переводе товаров в категорию просроченных. Эти документы она может использовать и для отражения сведений о просроченных товарах. Тогда в графе, описывающей причины негодности (изменения статуса), указывается фраза «истечение срока годности» или «истечение срока реализации».

Еще раз отметим, что нужно отслеживать не только просроченные товары, но и товары с приближающейся датой окончания срока годности. Дело в том, что согласно статье 472 ГК РФ товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором. Исходя из этой нормы, приближение срока годности также может являться обоснованной причиной для списания товара.

Буква закона

Обязательные реквизиты первичного документа
Если форма первичного учетного документа не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утверждаемых Госкомстатом России, организация вправе самостоятельно разработать необходимую форму документа и использовать ее в работе. Такой документ должен содержать следующие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ):

  • наименование документа и дату его составления;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции и ее измерители в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, и личные подписи указанных лиц

Итак, организация выявила товары с истекшим или истекающим сроком годности и зафиксировала данный факт, оформив соответствующие документы. Чтобы уценить или списать указанные товары, ей нужно составить акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей по форме № ТОРГ-15, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132. Акт оформляется и подписывается членами специально созданной комиссии, которая может действовать на постоянной основе либо по мере необходимости.

Естественно, что торговые организации, занимающиеся продажей продуктов питания, обязаны отслеживать сроки годности товаров ежедневно. Для выявления просроченных товаров им целесообразно использовать формы документов, применяемые в оперативном учете. Например, ведомости или реестры по товарам в торговых залах, заполняемые менеджерами торгового зала, товароведами или мер-чендайзерами, ведомости о наличии товаров на складах, которые ведутся кладовщиками. Названные документы должны быть утверждены в установленном порядке, то есть руководителем соответствующего подразделения (склада, торгового зала) или директором организации.

Далее на основании документов оперативного учета составляется акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей по форме № ТОРГ-15. Этот акт оформляется по итогам каждого дня, когда были выявлены просроченные товары. В него включаются все товары с истекшим сроком годности независимо от мест хранения (разные торговые залы, склады торговой организации).

При наличии программного обеспечения сведения о товарах с истекшим (истекающим) сроком годности можно формировать автоматически. В таком случае к реестру просроченных товаров, распечатанному из учетной программы, необходимо приложить акт об изъятии товаров из торгового зала или со склада. Такой акт заполняется и подписывается специально назначенной комиссией, состав которой может совпадать с составом комиссии, создаваемой для уценки и списания испорченных товаров. После этого составляется акт по типовой форме № ТОРГ-15, на основании которого в бухучете организации отражается снятие товаров с продажи:

Дебет 41 Субсчет «Товары с истекшим сроком годности» Кредит 41 Субсчет «Товары в торговых залах»
— отражена покупная стоимость просроченных товаров, изъятых из торговых залов;

Дебет 41 Субсчет «Товары с истекшим сроком годности» Кредит 41 Субсчет «Товары на складах»
— отражена покупная стоимость просроченных товаров, хранившихся на складах.

Списание испорченных товаров, учтенных по дебету счета 41 субсчета «Товары с истекшим сроком годности», производится на дату их утилизации или уничтожения.

Обратите внимание, что документы оперативного учета, различные акты, составленные по унифицированным формам и формам, разработанным и утвержденным самой организацией, необходимы также для целей налогового учета. Ведь согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, включаются лишь затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Уничтожаем просроченные товары

Допустим, организация приняла решение об уничтожении товаров с истекшим сроком годности. Такая операция оформляется приказом (распоряжением) руководителя компании об уничтожении просроченных товаров и специальными актами.

Уничтожение пищевой и парфюмерно-косметической продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды (п. 17 Положения). Товары уничтожаются в присутствии специальной комиссии, образуемой владельцем данных товаров совместно с организацией, ответственной за их уничтожение. То есть в состав такой комиссии могут входить не только работники компании, которой принадлежат просроченные товары, но и сотрудники сторонних организаций.

Если ликвидируется продукция, представляющая опасность возникновения, распространения заболеваний, отравления людей и животных или загрязнения окружающей среды, в состав комиссии обязательно включаются представители органов государственного надзора и контроля.

Инфицированные пищевые продукты, опасные для людей и животных, перед уничтожением или непосредственно в процессе уничтожения подвергаются обеззараживанию.

Уничтожение пищевых и парфюмерно-косметических товаров оформляется актом о списании товаров по форме № ТОРГ-16 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132). Акт составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии, уполномоченной на это руководителем организации. В случае необходимости к уничтожению товаров привлекаются представители санитарного или иного надзора.

Лекарственные средства с истекшим сроком годности подлежат изъятию из обращения и последующему уничтожению в полном объеме (п. 2 Инструкции). Продажа указанных лекарственных средств запрещена.

В соответствии с пунктом 5 Инструкции лекарственные средства, изъятые из обращения, передаются на предприятия, занимающиеся уничтожением медицинских препаратов и имеющие соответствующую лицензию.

Уничтожение просроченных лекарств осуществляется на договорной основе в присутствии их собственника или владельца. Оно проводится специальной комиссией, создаваемой органом исполнительной власти субъекта РФ, с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды (п. 6 Инструкции).

Особенности уничтожения различных форм и видов лекарственных средств (ампул, порошков, капсул, таблеток и др.) приведены в пункте 8 Инструкции.

При уничтожении лекарственных средств составляется акт, в котором указываются (п. 9 Инструкции):

  • дата и место уничтожения;
  • место работы, должность, фамилия, имя, отчество лиц, принимавших участие в уничтожении;
  • основание для уничтожения;
  • наименование (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количество уничтожаемого лекарственного средства, сведения о таре или упаковке;
  • наименование производителя лекарственного средства;
  • наименование владельца или собственника лекарственного средства;
  • способ уничтожения.

Акт об уничтожении лекарственных средств подписывается всеми членами комиссии и скрепляется печатью предприятия, осуществившего уничтожение.

Утилизируем просроченные товары

Под утилизацией пищевых продуктов, материалов и изделий понимается использование некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий в целях, отличных от целей, для которых они предназначены и в которых обычно используются. Такое определение содержится в статье 1 Закона № 29-ФЗ.

Пищевая продукция, запрещенная для употребления в пищу, может быть использована на корм животным, в качестве сырья для переработки или для технической утилизации (п. 16 Положения). Следовательно, передача просроченных товаров на утилизацию оформляется как обычная продажа товаров — накладными, актами приема-передачи и т. д.

Решение об утилизации товаров с истекшим сроком годности принимается руководителем организации — собственника данных товаров, а в определенных ситуациях — должностным лицом органа государственного надзора и контроля. В последнем случае владелец такой пищевой продукции обязан представить органу государственного надзора и контроля, принявшему решение об утилизации, документ (его нотариально заверенную копию), подтверждающий факт приема продукции организацией, осуществляющей ее дальнейшее использование. На это отводится три дня после передачи просроченной продукции для использования в целях, не связанных с употреблением в пищу.

Предположим, просроченная продукция утилизируется путем реализации на корм животным. Возможность такого использования некачественных и (или) опасных пищевых продуктов нужно согласовать с государственной ветеринарной службой России (п. 3 ст. 25 Закона № 29-ФЗ). В этом случае пакет документов об утилизации будет состоять из результатов экспертизы просроченной продукции, решения о возможном ее использовании на корм животным, накладных о ее передаче сторонней организации. Скорее всего в данном случае продукция будет реализована по пониженной цене или даже с убытком (например, из-за транспортных расходов). Наличие перечисленных документов поможет организации обосновать сниженную цену реализации или образовавшийся от сделки убыток.

Отражение в налоговом учете

При наличии надлежащим образом оформленных документов покупная стоимость товаров, которые организация в силу каких-либо обстоятельств не успела реализовать до истечения срока годности, включается в состав прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. При этом необходимо учитывать следующие особенности.

По общему правилу, установленному в пункте 1 статьи 268 НК РФ, расходы на покупку товара, предназначенного для перепродажи, признаются в налоговом учете в том периоде, в котором он был реализован. Иными словами, выручка от реализации товара уменьшается на стоимость приобретения данного товара.

В случае со списанием просроченных товаров реализации не происходит. Однако это еще не означает, что торговая организация не вправе учитывать в целях налогообложения расходы в виде покупной стоимости списываемых просроченных товаров. Ведь главный принцип формирования расходов в налоговом учете гласит, что расходами признаются любые затраты, если они обоснованны, документально подтверждены, произведены для деятельности, направленной на извлечение дохода, и не поименованы в статье 270 НК РФ.

Поскольку товары, срок годности которых впоследствии истек, приобретались для получения дохода, расходы на их приобретение являются обоснованными. То есть их можно учесть при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. К аналогичным выводам приходят и арбитражные суды (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2005 № А56-1114/2005, ФАС Московского округа от 11.10.2007 № КА-А40/10338-07 по делу № А40-5833/07-127-43 и от 01.02.2008 № КА-А40/14839-07-2 по делу № А40-3291/07-115-46). Как отмечают судьи, товары, впоследствии оказавшиеся просроченными или бракованными из-за полученных дефектов, приобретались с целью их дальнейшей реализации, то есть для операций, связанных с извлечением прибыли. Появление брака или истечение срока годности товаров является объективным следствием осуществления предпринимательской деятельности, связанной с торговлей пищевыми продуктами.

В то же время Минфин России придерживается иной точки зрения. В ответе на частный запрос компании, торгующей продуктами питания, отмечено, что при утилизации (списании) товаров с истекшим сроком годности затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности. Следовательно, подобные затраты не учитываются для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 27.06.2008 № 03-03-06/1/373).

Вместе с тем в более позднем письме от 08.07.2008 № 03-03-06/1/397 специалисты этого же ведомства дали практически противоположный ответ. Правда, вопрос касался списания просроченных медикаментов. В письме указано, что стоимость приобретенных для дальнейшей реализации медицинских препаратов, подлежащих уничтожению в связи с истечением срока годности, а также затраты, связанные с их уничтожением, можно признать расходом в налоговом учете. Для этого нужно выполнить два условия. Данные расходы должны быть, во-первых, произведены в рамках предпринимательской деятельности и, во-вторых, документально подтверждены.

Расходы на уничтожение просроченных товаров (например, оплата услуг сторонних специализированных организаций, стоимость транспортировки товаров) также учитываются в целях налогообложения прибыли. Торговые организации отражают их в составе прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ либо включают во внереализационные расходы согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ. При утилизации товары, срок годности которых истек, как правило, реализуются с убытком. Сумма такого убытка уменьшает налогооблагаемую прибыль организации. На это прямо указано в пункте 2 статьи 268 НК РФ. В нем говорится, что превышение цены приобретения покупных товаров с учетом расходов, связанных с их реализацией, признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения.

Нужно ли восстанавливать НДС?

Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся к положениям статьи 171 НК РФ. В пункте 2 названной статьи указано, что НДС по приобретенным товарам принимается к вычету при условии, что данные товары были куплены для перепродажи либо осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. Если речь идет о торговой организации, облагаемые НДС товары, срок годности которых затем истек, она изначально приобретала именно для этих целей. Значит, в том периоде, когда компания купила такие товары, отразила их в учете и получила от поставщика должным образом оформленный счет-фактуру с выделением в нем суммы налога, она правомерно приняла НДС к вычету.

Перечень случаев, когда налогоплательщик обязан восстановить ранее принятую к вычету сумму НДС, приведен в пункте 3 статьи 170 НК РФ и является исчерпывающим. В нем не упоминается списание испорченных товаров. Таким образом, обязанность восстанавливать «входной» НДС со стоимости списанных просроченных товаров, изъятых из оборота, в налоговом законодательстве не установлена.

Однако налоговые органы при проверке вряд ли согласятся с приведенными доводами и наверняка потребуют восстановить НДС со стоимости таких товаров. В данной ситуации организации придется отстаивать свою позицию в суде. Арбитражные суды, рассматривая подобные спорные ситуации, обычно выносят решения в пользу налогоплательщиков. Судьи отмечают, что при списании товаров по истечении срока годности организация не обязана восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету (см. постановления ФАС Уральского округа от 06.10.2004 № Ф09-4161/04-АК, ФАС Западно-Сибирского округа от 04.06.2007 № Ф04-3622/2007(34973-А03-42) по делу № А03-13417/2006-31 и от 17.07.2007 № Ф04-4806/2007(36309-А03-42) по делу № А03-12785/06-31).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка