Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Л.З. Шнейдман:«Профессиональная репутация аудиторов и аудиторских организаций, вступающих в члены СРО, должна быть безупречной»

1 марта 2009 23 просмотра

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Леонид Зиновьевич, скажите, пожалуйста, внесены ли Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ) какие-то изменения в порядок лицензирования аудиторской деятельности?

— Л.З. Шнейдман:«Профессиональная репутация аудиторов и аудиторских организаций, вступающих в члены СРО, должна быть безупречной». Закон не предусматривает никаких изменений в порядке лицензирования, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Он лишь продлевает на 2009 год лицензирование этого вида услуг.

Вместе с тем законодатель предусмотрел упрощенный порядок для тех аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, у которых срок действия лицензий истекает в период с 1 января по 31 декабря 2009 года. Им не нужно переоформлять документы, они вправе работать по своей лицензии до конца этого года. Такие лицензии будут считаться действующими на основании закона.

Значит, в аудиторских отчетах и заключениях, выдаваемых в 2009 году, нужно продолжать указывать реквизиты лицензии с истекшим сроком действия?

— Да. Это следует из пункта 3 части 1 статьи 23 Закона № 307-ФЗ.

А если срок действия лицензии истек в конце 2008 года?

— Такие аудиторские организации и индивидуальные аудиторы были обязаны своевременно подать в Минфин России заявление на продление срока действия лицензии. В конце 2008 года Минфином России были рассмотрены все такие заявления.

Допустим, аудиторская организация не успела вовремя подать документы на продление срока действия лицензии. Что будет с ней в 2009 году?

— Лицензия данной аудиторской организации утратила силу. Такая организация не вправе в 2009 году вести аудиторскую деятельность по лицензии, срок действия которой закончился в 2008 году, если она не была своевременно продлена. Переходные нормы Закона № 307-ФЗ на организации, не продлившие своевременно лицензии, не распространяются. Однако они могут в 2009 году подать документы на получение новой лицензии.

В статье 11 Закона № 307-ФЗ установлены новые правила аттестации аудиторов. Эти нормы начнут действовать с 2011 года. Изменится ли квалификационный аттестат, выдаваемый при успешной сдаче экзамена?

— В настоящее время Минфин России выдает четыре типа квалификационных аттестатов аудитора: на проведение общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, аудита страховщиков и банковского аудита2. С 2011 года вводится единый квалификационный аттестат на проведение аудита без ограничения сфер деятельности. Как и сейчас, новый квалификационный аттестат будет выдаваться без ограничения срока действия.

Леонид Зиновьевич, скажите, пожалуйста, утратят ли силу аттестаты, полученные аудиторами до 2011 года? Неужели всем аудиторам, имеющим действующий аттестат старого образца, придется заново сдавать квалификационный экзамен, чтобы получить новый аттестат?

— Мне странно это слышать. Такое мнение абсолютно не соответствует действительности и нормам нового закона.

До 2011 года квалификационный экзамен (аттестация) будет проводиться по прежним правилам и аудиторы будут получать аттестаты старого образца. С 2011 года аттестация лиц, желающих получить квалификацию аудитора, начнется по новым правилам и им будут выдаваться квалификационные аттестаты нового образца. Соответственно с 1 января 2011 года будет одновременно действовать несколько видов квалификационных аттестатов.

Если аудитор, имеющий аттестат старого образца, не хочет сдавать экзамен на новый аттестат, он будет до конца своей карьеры работать по своему старому квалификационному аттестату. К примеру, у аудитора есть старый аттестат в области общего аудита. После 1 января 2011 года он может и дальше продолжать свою деятельность в этой сфере без какого-либо переобучения и пересдачи квалификационного экзамена. «Квалификационные аттестаты аудитора старого образца будут действовать и после 2013 года»

Но на нее, естественно, накладываются ограничения, связанные с типом аттестата данного аудитора. Они установлены в подпункте 1 пункта 4 статьи 23 Закона № 307-ФЗ. Иными словами, аудитор с аттестатом старого образца на проведение общего аудита по-прежнему не сможет проводить аудит банков, страховых организаций, бирж. Кроме того, он будет не вправе проводить аудит общественно значимых организаций, перечисленных в пункте 3 статьи 5 Закона № 307-ФЗ.

Предположим, аудитор, имеющий аттестат старого образца в области общего аудита, захочет после 1 января 2011 года проводить аудит в других сферах либо оказывать услуги в сфере общего аудита общественно значимым организациям. В этом случае ему придется сдать экзамен на получение аттестата нового образца. Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 23 Закона № 307-ФЗ для таких аудиторов предусмотрено исключение на переходный период. Они могут до 1 января 2013 года (то есть в течение 2011 и 2012 годов) сдать экзамен в упрощенном порядке. Обратите внимание, сдача такого экзамена — это право, а не обязанность аудитора, имеющего квалификационный аттестат старого образца.

Каков будет упрощенный порядок сдачи квалификационного экзамена (аттестации), узнаем позднее. Соответствующий документ будет принят Минфином России до 2011 года. Скорее всего при таком порядке аттестации аудиторам на экзамене придется продемонстрировать свои знания лишь в тех областях аудита, которые добавляются к квалификации, указанной в аттестате.

Если аудиторы, имеющие аттестаты старого образца, пожелают расширить свою профессиональную квалификацию после 1 января 2013 года, они также смогут сдать квалификационный экзамен, но уже в общем порядке.

Справка

Леонид Зиновьевич ШНЕЙДМАН, директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина России, доктор экономических наук, профессор. В 1983 году окончил Московский финансовый институт по специальности «бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности». Работал в Министерстве финансов СССР, аудиторско-консалтинговой компании «ПрайсвотерхаусКуперс». С 2004 года — директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина России

С 2010 года начнут действовать новые правила аннулирования квалификационных аттестатов аудиторов. Леонид Зиновьевич, скажите, пожалуйста, изменится ли порядок аннулирования аудиторских аттестатов?

— Л.З. Шнейдман:«Профессиональная репутация аудиторов и аудиторских организаций, вступающих в члены СРО, должна быть безупречной». В части 1 статьи 12 Закона № 307-ФЗ перечислены основания аннулирования аттестата аудитора. В целом они остались такими же, как и в старом законе. Изменится сама процедура аннулирования аттестатов. Сегодня решение об аннулировании аттестата аудитора принимает Минфин России, в частности, на основании сведений, представляемых профессиональными объединениями аудиторов. Согласно новому закону с 2010 года решения об аннулировании квалификационных аттестатов будут принимать непосредственно саморегулируемые организации аудиторов (СРО) в отношении своих членов.

В Закон № 307-ФЗ по данному вопросу включен ряд нововведений, подсказанных практикой. В прежнем законе об аудите было установлено следующее: если аудитор не прошел обучение по программам повышения квалификации в течение года, то его аттестат аннулируется в любом случае вне зависимости от обстоятельств. Однако ситуации бывают разные, например продолжительная болезнь, потеря близких. В настоящее время подобные обстоятельства не принимаются в расчет, даже если подтверждены документально. Минфин России вынужден аннулировать квалификационный аттестат, поскольку старый закон не предусматривает никаких исключений, равно как и не предоставляет ему никаких полномочий по этому вопросу. В новом законе специально оговорено, что в отдельных случаях могут быть исключения из общего правила по обязательному прохождению ежегодного повышения квалификации. Если СРО сочтет, что аудитор не прошел обучение по уважительной причине, у него не будет аннулирован квалификационный аттестат.

Кроме того, появились исключения из правила об аннулировании аттестата в случае, если аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность в течение двух календарных лет подряд. Это касается лиц, которые работают в СРО на выборных должностях, например лиц, занимающихся внешним контролем качества работы аудиторских организаций и аудиторов, а также руководителей аудиторских организаций. На таких должностях должны работать профессионалы, а не обычные функционеры, и за период работы их квалификационные аттестаты не должны утратить силу. После завершения выборной работы указанные лица вправе снова работать по профессии.

В новом законе введено дополнительное основание для аннулирования квалификационного аттестата аудитора — уклонение от прохождения внешнего контроля качества работы, который СРО осуществляет в отношении своих членов в соответствии со статьей 10 Закона № 307-ФЗ.

Согласно пункту 5 статьи 17 Закона № 307-ФЗ одной из функций СРО является организация прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации. Разъясните, пожалуйста, как будет проходить такая работа в саморегулируемых организациях?

— В соответствии с новым законом серьезно изменится вся система повышения квалификации аудиторов. Сегодня организацией такого обучения занимается государство в лице Минфина России. По Закону № 307-ФЗ с 2010 года эта обязанность полностью ложится на плечи саморегулируемых организаций аудиторов. СРО будут устанавливать для своих участников минимальную продолжительность ежегодного повышения квалификации, определять программы, по которым проходит обучение, организовывать обучение, контролировать соблюдение требований законодательства о повышении аудиторами своей квалификации, проставлять соответствующие отметки в аттестате аудитора, наказывать за нарушение данного требования. Вопрос же непосредственной организации в СРО всей этой работы законом не регулируется. Допустимы любые формы и подходы.

Какие минимальные требования предъявляются по новому закону к СРО в части организации работы по повышению квалификации аудиторов?

— Общее количество часов обучения по программам повышения квалификации в течение трех последовательных календарных лет осталось прежним — не менее 120 часов. Но опыт применения нормы старого закона показал, что устанавливать жесткую продолжительность обучения в количестве 40 часов в течение каждого года нецелесообразно. В жизни бывают разные ситуации, и аудиторы должны иметь возможность самостоятельно выбирать схемы обучения. В связи с этим изменилось минимальное количество часов ежегодного обучения. По новому закону продолжительность обучения по программам повышения квалификации аудитора должна составлять не менее 20 часов в год.

Леонид Зиновьевич, давайте рассмотрим такую ситуацию. Каждый аудитор, состоящий в СРО, может перестать быть ее членом, причем по разным причинам. К примеру, он выходит из состава СРО по собственному желанию либо его исключают за допущенные нарушения. Может ли этот аудитор сразу же вступить в члены другой саморегулируемой организации аудиторов?

— Основания для прекращения членства в СРО перечислены в части 15 статьи 18 Закона № 307-ФЗ. Их можно условно разделить на две группы. Первая группа включает три основания: заявление аудитора или аудиторской организации (п. 1), реорганизация аудиторской организации, кроме реорганизации в форме присоединения (п. 4), а также исключение сведений о саморегулируемой организации из реестра СРО (п. 8). Если аудитор перестал быть членом СРО по этим основаниям, он может в любой момент подать заявление в другую подобную организацию о принятии в состав ее членов. Но пока он не стал участником другой СРО, он не вправе осуществлять аудиторскую деятельность.

Все остальные основания для прекращения членства в саморегулируемой организации связаны с теми или иными нарушениями, допущенными аудитором или аудиторской организацией. Поэтому аудитор, исключенный из членов СРО по этим основаниям, сможет вступить в данную или иную СРО лишь спустя три года со дня принятия решения о прекращении его членства в прежней организации. Так установлено в подпункте 5 пункта 12 статьи 18 Закона № 307-ФЗ. Как только аудитора исключают из СРО, он лишается права осуществлять аудиторскую деятельность.

Согласно Закону № 307-ФЗ сведения об исключении аудитора из членов СРО вносятся в реестр аудиторов и аудиторских организаций, который ведет СРО. Кроме того, эту информацию СРО передают в Минфин России для внесения в контрольный реестр аудиторов и аудиторских организаций. Эти реестры общедоступны и размещаются на сайтах СРО и Минфина России. Значит, о факте исключения аудитора из членов прежней саморегулируемой организации непременно узнают в другой СРО. Может ли на этом основании другая СРО отказаться принимать данного аудитора в свой состав?

— Это внутренний вопрос саморегулируемой организации. Она сама определяет, кого хочет видеть в своих рядах. Для каждой СРО важна собственная репутация. Это немаловажно и для ее членов, поскольку положительная репутация СРО придает дополнительный вес их аудиторским заключениям.

Безупречной должна быть и профессиональная репутация аудиторов и аудиторских организаций, вступающих в члены СРО. Это одно из требований к их членству в СРО, перечисленных в пунктах 2 и 3 статьи 18 Закона № 307-ФЗ. Не случайно в пункте 5 этой статьи предусмотрена необходимость при вступлении в члены СРО представить письменные рекомендации, подтверждающие безупречную деловую репутацию как минимум трех аудиторов, сведения о которых не менее трех лет включены в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Но у аудитора, исключенного ранее из СРО и вновь вступающего в эту или другую саморегулируемую организацию после выполнения всех требований Закона № 307-ФЗ, есть рекомендации других аудиторов о его безупречной деловой репутации. Разве это не дает ему права снова стать членом СРО?

— Такое право у него есть, но СРО также вправе самостоятельно решать вопрос о его приеме в состав участников. Даже имея на руках рекомендации от других аудиторов, претендент, у которого когда-то была запятнана репутация, может получить отказ в приеме в данную СРО. Это решение организации будет обоснованным. В подпункте 1 пункта 12 статьи 18 Закона № 307-ФЗ зафиксирована следующая причина отказа — несоответствие лица требованиям указанной статьи и требованиям к членству, утвержденным данной саморегулируемой организацией. Значит, СРО будет решать вопрос о приеме аудитора в состав участников, руководствуясь не только нормами закона, но и своими внутренними правилами.

Леонид Зиновьевич, давайте остановимся на вопросе проведения обязательного аудита. Что изменилось с принятием нового закона по сравнению с прежними требованиями?

— Изменилось только одно требование — к лицам, которые могут проводить обязательный аудит. Согласно статье 5 Закона № 307-ФЗ с 1 января 2009 года такой аудит вправе проводить не только аудиторские организации, но и индивидуальные аудиторы. Для последних сделано исключение лишь в отношении обязательного аудита отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности. Во всем остальном правила остались прежними.

Скажите, пожалуйста, почему индивидуальные аудиторы не могут проводить аудит организаций, ценные бумаги которых котируются на рынке ценных бумаг?

— Дело в том, что названные организации играют важную роль в экономике. Они аккумулируют значительные средства других организаций и граждан. Поэтому требования к проверяющему их аудитору должны быть особые. В частности, мы вправе рассчитывать на качественную систему внутреннего контроля, которая определена рядом специальных федеральных стандартов аудиторской деятельности. Создание и функционирование такой системы возможно только в аудиторской организации.

Леонид Зиновьевич, на что еще вы хотели бы обратить внимание аудиторов и аудиторских организаций?

— Недавно на сайте Минфина России было размещено информационное сообщение для аудиторских организаций и аудиторов, а также информационное сообщение для пользователей аудиторских услуг. В них содержатся разъяснения по применению норм Закона № 307-ФЗ. Рекомендую ознакомиться с этими сообщениями.

Леонид Зиновьевич, спасибо вам за подробные и интересные разъяснения. Эта информация будет очень полезна для многих читателей нашего журнала.

Беседовала Марина Полякова

1Вторая часть интервью. Начало см. в РНК, 2009, № 4. — Примеч. ред.
 2См. пункт 16 Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 12.09.2002 № 93н. — Примеч. ред.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка