Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

До конца года перепроверьте расчеты с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Других возможностей для снижения налоговой нагрузки сегодня нет

1 июня 2009 31 просмотр

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Осенью прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок в Налоговый кодекс, вступивших в силу с 1 января 2009 года (в том числе по налогу на прибыль, НДС, НДФЛ). Какие из них являются временными, а какие, на ваш взгляд, будут работать и после кризиса?

— Других возможностей для снижения налоговой нагрузки сегодня нет. В 2008 году в налоговое законодательство было внесено много изменений. Некоторые новации являются стратегическими, поскольку планировались заранее и не связаны с мировым экономическим кризисом, другие можно рассматривать как пожарные или антикризисные меры, как временные решения, призванные сгладить негативные последствия кризиса для налогоплательщиков. При этом абсолютно все нововведения были направлены на снижение налоговой нагрузки и упрощение налогового администрирования.

Всех налогоплательщиков, в отношении которых введены новые правила, можно условно разделить на четыре группы.

Первая группа — предприятия нефтяной отрасли. Среди стратегических изменений в налогообложении этой категории выделю значительное снижение НДПИ, предоставление налоговых каникул по НДПИ на участках недр в Восточной Сибири, на полуострове Ямал, арктическом шельфе, Каспийском и Азовском морях, ускоренную амортизацию скважин, а также ускоренный порядок отнесения на расходы затрат на приобретение лицензий на разработку месторождений. К пожарным решениям следует отнести оперативное волевое снижение правительством экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в конце прошлого года, когда цены на мировом рынке резко пошли вниз, последующее изменение порядка мониторинга и принятие решений о пересмотре экспортных пошлин. В совокупности с девальвацией рубля эти меры позволили отрасли пережить самый сложный период и выйти на устойчивый уровень. И если в конце прошлого года нефтяники требовали от правительства дополнительных налоговых льгот на сумму около 300 млрд. руб., то сегодня острота проблемы снята.

Вторая группа — малый бизнес и аграрии. В рамках совершенствования системы налогообложения в прошлом году сокращена отчетность и предоставлены новые возможности малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям. Среди самых значительных мер — расширение перечня видов деятельности, облагаемых в рамках патентной «упрощен-ки», и предоставление возможности привлекать наемных работников. Кроме того, на единый сельхозналог с этого года могут переходить многие рыбопромысловые организации, в том числе занимающиеся переработкой рыбы и других водных биоресурсов. В условиях кризиса регионам предоставлено право снижать ставку налога с 15 до5% тем налогоплательщикам, которые используют упрощенную систему с объектом налогообложения доходы минус расходы. При этом регионы вправе выбирать, для каких категорий налогоплательщиков и в каких размерах снижать ставки. Многие субъекты Федерации такой возможностью уже воспользовались.

Третья группа — физические лица. Увеличены стандартные налоговые вычеты и вычеты на содержание детей, расширены возможности применения вычетов или освобождения от налогообложения в части расходов на обучение, медицинские цели, пенсионное страхование и ипотеку, в том числе в случаях, когда такие расходы несет работодатель. До 2 млн. руб. увеличен размер налогового вычета на приобретение или строительство жилья. Такую меру ранее предполагалось принять с 2010 года, но в изменившихся экономических условиях ее ввели даже задним числом — начиная с 2008 года.

Наконец, четвертая группа — все организации, использующие общий режим налогообложения, включая те, которые попали в первую группу. По налогу на прибыль налогоплательщики получили возможность применять новый механизм ускоренной амортизации, по налогу на прибыль и ЕСН — учитывать дополнительные «вложения в человеческий капитал» (софинан-сирование пенсий, добровольное медицинское страхование, обучение, помощь работникам с ипотекой). В отношении НДС определен порядок налогообложения авансов и реализации государственного и муниципального имущества, отменено требование об уплате НДС при бартерных и других неденежных расчетах, а также освобожден от налогообложения ввоз в Россию технологического оборудования, не имеющего отечественных аналогов (перечень такого оборудования будет утвержден в ближайшее время). Кроме того, налоговые органы при проведении камеральной проверки по НДС получили возможность принимать вместо одного два решения. То есть часть заявленной налогоплательщиком суммы, по которой нет разногласий, сразу признать к возмещению, а в возмещении оставшейся части отказать. Это ускоряет процедуру возмещения налога и снижает объем спорных сумм. Внесены уточнения и в области налогового администрирования, в частности в отношении приостановления операций по счетам налогоплательщика. Все перечисленные поправки готовились и принимались в обычном режиме.

Давайте теперь напомним читателям о том, какие пожарные меры были предприняты…

— Кризис внес свои коррективы и потребовал срочного принятия серии чрезвычайных решений, большинство из которых носит временный характер. Так, вместо разовых квартальных платежей по НДС налогоплательщики получили возможность растянуть их уплату на три месяца, что равносильно получению беспроцентной рассрочки (норма не ограничена по времени действия). В эксклюзивном порядке налогоплательщикам в течение года позволили изменить порядок расчета авансовых платежей по налогу на прибыль, что позволило им сэкономить значительные средства в тех случаях, когда они, имея убытки в IV квартале, должны были бы уплатить в бюджет авансы, рассчитанные по результатам предыдущего прибыльного квартала. До конца 2009 года увеличен срок представления документов, подтверждающих право на нулевую ставку НДС, и предельный норматив процентов, относимых на расходы по налогу на прибыль.

«Мы не ориентируемся на закручивание гаек…»

Но также были приняты знаменательные решения по налогу на прибыль…

— Да, они стоят особняком. Это, во-первых, увеличение до 30% амортизационной премии по амортизируемому имуществу, относящемуся к третьей — седьмой группам. Подобные правила в условиях кризиса приняли многие государства. Во-вторых, снижение ставки исключительно за счет федеральной составляющей налога — с 24 до 20%. Эти изменения не ограничены во времени и скорее всего введены на долгий срок. Думаю, что новая ставка не будет пересматриваться в обозримой перспективе, поскольку, с одной стороны, ее снижение рассматривалось не только как антикризисная мера, но и как предварительная частичная компенсация предстоящего увеличения социальных взносов, с другой стороны, выходя из кризиса, мы не избежно столкнемся со все возрастающей налоговой конкуренцией за привлечение капитала со стороны государств Центральной и Восточной Европы. Эта конкуренция выражается главным образом в снижении корпоративных налогов до уровня 15—20%.

Справка

Шаталов Сергей Дмитриевич, статс-секретарь — заместитель министра финансов РФ. Является кандидатом физико-математических наук, доктором экономических наук. Имеет благодарности Правительства РФ и Президента РФ, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Какие дополнительные шаги в сфере налогообложения, на ваш взгляд, могли бы минимизировать финансовые и экономические потери налогоплательщиков в условиях кризиса?

— С 2010 года будет расширена сфера применения упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса. Право применять этот специальный режим получат организации и индивидуальные предприниматели, годовая выручка которых не превышает 60 млн. руб. (сегодня предел составляет 30,76 млн. руб.). Этот порог не будет индексироваться на коэффициент-дефлятор, а само решение принимается только на три года. В будущем предполагается постепенное сокращение практики применения специальных налоговых режимов. По-видимому, будут введены и дополнительные ограничения на использование ЕНВД крупным бизнесом.

Как Министерство финансов РФ относится к предложению предпринимателей заменить систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на упрощенную систему налогообложения? Насколько реальна такая перспектива?

— Мне кажется, это предложение заслуживает поддержки, особенно с учетом расширения возможностей для применения упрощенной системы и увеличения числа видов деятельности, в отношении которых можно получить патент. В перспективе режим можно отменить или сохранить его только для микробизнеса. Делать это следует постепенно и аккуратно, для начала отсекая от вмененных налогов крупный бизнес.

Предполагается ли дальнейшее снижение налогов в рамках общего режима налогообложения, или государство уже исчерпало свои ресурсы?

— Других возможностей для снижения налоговой нагрузки сегодня нет. Понимая проблемы бизнеса, государство все же не может сделать решение этих проблем своим единственным приоритетом. Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за состояние экономики и предпринимательства. Широкий круг антикризисных мер не исчерпывается налоговыми послаблениями. Но и в налоговой сфере есть заметные резервы, связанные с лучшим функционированием налоговой системы, что позволит налогоплательщикам быстрее получать возмещение налогов из бюджета либо учитывать фактическую способность платить налоги. Поэтому среди предложений Минфина на весеннюю сессию будут поправки в Налоговый кодекс, касающиеся ускоренного возмещения НДС и расширения использования таких инструментов, как отсрочка и инвестиционный налоговый кредит. Помимо этого предусматривается еще ряд мер, более полно учитывающих особенности финансового рынка, что тоже будет работать на налогоплательщиков.

Расскажите, пожалуйста, об ускоренном порядке возмещения НДС. Ранее предполагалось, что данный порядок будет введен в первую очередь для традиционных экспортеров. Кто в действительности сможет на него рассчитывать — традиционные экспортеры или другие категории налогоплательщиков тоже? Каков механизм действий?

— Ускоренный — по существу заявительный — порядок возврата НДС касается не только традиционных экспортеров, но и более широкого круга налогоплательщиков, у которых подобные проблемы могут стоять не менее остро. Предполагается, что налогоплательщики смогут получить заявленные к возврату суммы в течение 20 дней после подачи соответствующего заявления. Выплата денег из бюджета не будет прерывать камеральную проверку, по результатам которой может обнаружиться, что подтвержденная сумма отличается от выплаченной. В таком случае государство должно быть уверено, что излишне выплаченная сумма и проценты на нее будут ему возвращены. Подобную уверенность может обеспечить гарантия надежного банка, под которую и будет осуществляться ускоренное возмещение НДС.

Кстати, не собирается ли правительство вернуться к введению электронных счетов-фактур? Актуально ли это сейчас?

— Вопрос об электронных счетах-фактурах остается актуальным. В настоящее время идет отработка технологий. Их введение на порядок сократит бумажный документооборот, что выгодно и бизнесу, и государству.

С 1 января этого года на период кризиса лимит процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом в целях налогообложения прибыли, принимается равным 1,5 ставки рефинансирования. Известно об инициативе Министерства экономического развития РФ увеличить его до двух ставок рефинансирования. Какова позиция Минфина по этому вопросу?

— Мы поддержали это предложение как временную меру, учитывая, что в настоящее время такой увеличенный норматив соответствует рыночному уровню процентных ставок.

Теперь вопрос о реформе ЕСН, которая сейчас широко обсуждается в органах власти, в кругу экспертов, в предпринимательском сообществе. Правительство приняло решение ввести с 2010 года взамен ЕСН страховые взносы во внебюджетные фонды. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Каковы будут размеры ставок страховых взносов? Кто будет администрироватьновые страховые платежи? Предполагается ли по-прежнему некий переходный период для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы?

— Действительно, такое решение принято. В условиях кризиса на 2010 год совокупная базовая ставка всех взносов сохранена на уровне 26%. Сохранены и пониженные ставки, предусмотренные в статье 241 НК РФ для отдельных категорий плательщиков ЕСН, а также действующие сегодня ставки и особые правила для тех, кто применяет специальные налоговые режимы. При этом трехступенчатая регрессивная шкала отменяется, а взносы будут начисляться на все выплаты в пользу работника в пределах 415 000 руб. (в дальнейшем это пороговое значение будет индексироваться). Второе важное отличие от ЕСН состоит в том, что не будет иметь значения, относятся ли такие доходы работника на расходы работодателя по налогу на прибыль или выплачиваются из чистой прибыли. Сохранение льготных ставок будет рассматриваться как потери Пенсионного фонда, подлежащие компенсации за счет федерального бюджета.

С 2011 года совокупная ставка взносов увеличивается до 34%, она же будет применяться в рамках специальных налоговых режимов. Для остальных льготников предусматривается переходный период до 2015 года, в течение которого ставки будут подтягиваться к общему уровню.

Администрирование взносов передается Пенсионному фонду, для этого необходимо принять закон, аналогичный по своему содержанию части первой Налогового кодекса (подробнее об этом читайте в новости на с. 10. — Примеч. ред.).

Ранее обсуждалось снижение ставки НДС как возможная компенсационная мера по увеличению нагрузки на налогоплательщиков в связи с переходом с ЕСН на страховые взносы во внебюджетные фонды. Какова ситуация сейчас?

— Вопрос о снижении ставки НДС с повестки снят, по крайней мере до следующего года. В 2010 году ставки не изменятся. Дискуссия, видимо, будет продолжена следующей весной. Аргументы сторон хорошо известны. Однако суверенные фонды, которые сторонники снижения предлагали использовать как один из вариантов компенсации выпадающих доходов, к тому времени значительно сократятся. Думаю, шансов на снижение НДС совсем немного.

Считается, что именно понижение ЕСН в свое время привело к тому, что заработную плату практически перестали выдавать в конвертах. Не уведет ли планируемая реформа налогоплательщиков снова в тень?

— Такой риск, особенно в условиях кризиса, существует. Передача администрирования взносов от ФНС России Пенсионному фонду, по крайней мере в первые годы, этот риск только увеличивает. Поэтому перед новым администратором стоит очень непростая задача.

Надеюсь, они понимают всю сложность и ответственность своего нового положения.

В сложной экономической ситуации многие организации снижают объемы производства, сокращают штат работников, уменьшают заработную плату, показывают убытки. Какие критерии в настоящее время должны использовать налоговые органы, чтобы разделить налогоплательщиков на добросовестных и тех, кто использует схемы ухода от налогообложения?

— Универсальных критериев не существует, однако можно формализовать набор признаков, позволяющих предположить, что у того или иного налогоплательщика имеются проблемы с исполнением налогового законодательства. Наличие таких признаков является основанием для более пристального внимания к нему, изучения его контрагентов и назначения налоговой проверки. Но сами по себе они не позволяют разделить всех проверяемых на «добросовестных» и «недобросовестных». Выработка критериев — задача ФНС, и она достаточно успешно решается. Сами же критерии со временем должны меняться благодаря отслеживанию изменений в экономике, поведении налогоплательщиков и выявлению новых схем. При этом я совсем не уверен, что эти критерии должны быть публичными и размещаться на сайте ФНС России, такая практика скорее позволяет маскироваться под «добросовестных» тем, кто таковыми не является, но легко может скорректировать отдельные показатели.

У любой медали две стороны. С одной стороны, мы говорим о необходимости поддержки бизнеса в условиях кризиса (в том числе в сфере налогообложения). С другой стороны, у Правительства РФ вызывает тревогу сокращение доходной части бюджета. Как найти золотую середину? Нужно ли ожидать, что по этой причине в налоговое администрирование будут внесены изменения?

— Найти золотую середину и выдержать баланс всегда непросто, поэтому такие решения вызревают долго и в ожесточенных дискуссиях. Важно правильно оценивать угрозы, возможности и обязательства государства, его приоритеты и последствия принимаемых решений.

В условиях кризиса склонность налогоплательщиков к противоправным действиям, как правило, увеличивается. В последние годы наблюдалось становление все более цивилизованного и открытого бизнеса. Многие откровенно криминальные способы уклонения от уплаты налогов стали уходить в прошлое. Боюсь, что в нынешних условиях процесс может не только остановиться, но и повернуть в обратную сторону. Это ставит перед налоговыми органами более сложные задачи, прежде всего аналитического характера. Они вполне могут быть решены на основе накопленного опыта, созданных информационных баз и новых технологий. При этом никаких глобальных изменений в правилах налоговых проверок не требуется. Мы не ориентируемся на закручивание гаек. Другое дело, что следует подумать о расширении доступа к информации. ФНС предлагает дать налоговым органам возможность получать информацию о банковских операциях. На мой взгляд, подобное предложение заслуживает поддержки.

ФНС России направила в правительство свои предложения по увеличению доходной части бюджета. Среди них взимание 0,5% налога с каждой банковской операции организаций и индивидуальных предпринимателей по перечислению денежных средств в оплату товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предоставление доступа налоговым органам к базам данных Банка России и Росфинмониторинга, специальная регистрация плательщиков НДС, продление срока взыскания налоговой задолженности с года до трех лет и др. Что вы скажете об этом?

— Других возможностей для снижения налоговой нагрузки сегодня нет. Это большой пакет предложений, накопившихся за несколько лет. Мы против некоторых из них, например против введения налога с банковских транзакций. В то же время в нем есть целый ряд инициатив, которые Минфин поддерживает, но которым еще только предстоит придать форму готового законопроекта. В частности, это относится к доступу к информации о банковских операциях. Сразу оговорюсь, что ФНС России не предлагает отменить банковскую тайну. Речь идет о более свободном доступе к информации о банковских проводках, что, как я уже отмечал, представляется вполне оправданным. При этом налоговые органы способны обеспечить как ограниченный допуск к этой информации в собственной системе, так и недоступность ее для внешних пользователей. По крайней мере налоговых баз данных на рынке никогда не появлялось. Также мы поддерживаем некоторые предложения процессуального характера.

Беседовали Наталья Попова и Олеся Смолина

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка