Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как отражать цены, чтобы на счете 42 не было путаницы

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Пилотные проекты по улучшению качества обслуживания налогоплательщиков

1 июля 2009 11 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Московская областная дума выступала с законодательной инициативой корректировки порядка распределения НДФЛ и взимания налога по месту жительства граждан, а не по месту работы. Не приобрела ли эта идея новое звучание и новую актуальность в текущей экономической ситуации?

— Согласно положениям статьи 226 главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса работодатели-организации в настоящее время обязаны перечислять налог на доходы физических лиц по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, а работодатели — индивидуальные предприниматели — по месту жительства физического лица. Это означает, что НДФЛ, поступая в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований, аккумулируется прежде всего там, где сконцентрировано наибольшее количество рабочих мест.

Чем сложнее на той или иной территории ситуация с работой, тем меньше у нее поступлений НДФЛ. Между тем детские сады, школы и поликлиники, в которых работающие граждане и неработающие члены их семей обслуживаются по месту жительства, финансируются именно за счет средств регионального и местного бюджетов, в которые НДФЛ, уплачиваемый гражданином, работающим в другом субъекте Федерации или в другом административно-территориальном образовании, не поступает. В условиях кризиса, да и не только в условиях кризиса, НДФЛ — самый стабильный источник формирования региональных и местных бюджетов. Учитывая, что с 1 января текущего года в полном объеме реализуется реформа местного самоуправления и в области формируются 378 муниципальных бюджетов, почти половина из которых — дотационные, тема иного порядка распределения НДФЛ, обсуждаемая в течение последних лет, приобретает дополнительную актуальность. При этом предложенная Московской областью схема без дополнительных нагрузок работодателям — налоговым агентам вполне привлекательна.

На какие новшества налогового законодательства Московской области налогоплательщикам нужно обратить внимание?

— Важное нововведение в региональном законодательстве — это вступление в силу с 1 января 2009 года Закона Московской области от 19.09.2008 № 122/2008-ОЗ «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Московской области».

Упрощенная система на основе патента — это, по сути, льготный режим налогообложения для физических лиц, занятых различными видами микробизнеса, например оказывающих населению различные бытовые услуги, услуги по ведению домашнего хозяйства, тренеров, репетиторов и других. Региональный закон устанавливает размер потенциально возможного годового дохода по каждому виду деятельности, указанному в перечне, приведенном в пункте 2 статьи 346.25.1 Налогового кодекса. Годовая стоимость патента определяется как произведение потенциально возможного годового дохода по соответствующему виду предпринимательской деятельности и налоговой ставки в размере 6%. Например, в 2009 году годовая стоимость патента по виду деятельности «Изготовление и ремонт мебели» составляет всего 14 592 руб., а патент на занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью «стоит» 29 214 руб. в год. Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН на основе патента, вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, но их среднесписочная численность не должна превышать за налоговый период пять человек.

В 2009 году также вступили в силу региональные нормативно-правовые акты, касающиеся администрирования имущественных налогов с физических лиц. Так, Правительство Московской области постановлением от 30.09.2008 № 881/35 «О коэффициентах перерасчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, в целях налогообложения» утвердило и ввело в действие с 1 января в целях налогообложения дифференцированные в зависимости от категорий строений коэффициенты пересчета восстановительной стоимости имущественных объектов, принадлежащих гражданам на праве собственности. В связи с этим стоимость недвижимого имущества в текущем году с учетом коэффициентов пересчета увеличится в среднем на 50% по сравнению с предыдущими налоговыми периодами.

Законом Московской области от 19.09.2008 № 120/2008-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О транспортном налоге в Московской области"» на территории области с этого года изменены сроки уплаты транспортного налога налогоплательщиками — физическими лицами. Граждане теперь уплачивают платежи по налогу согласно налоговому уведомлению не до истечения налогового периода, а не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом.

Впервые в названном выше законе для таких категорий транспортных средств, как автобусы и грузовые машины, ставка транспортного налога установлена в зависимости от срока полезного использования транспортного средства (до пяти и свыше пяти лет).

А какие новации адресованы налогоплательщикам-организациям?

— Законом Московской области от 12.02.2009 № 10/2009-ОЗ внесены дополнения в Закон Московской области от 24.11.2004 № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» в виде новых статей — статьи 26.3 «Льготы, предоставляемые организациям, имеющим нематериальные активы» и статьи 26.4 «Льготы, предоставляемые инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений в объекты недвижимости».

«Учитывая, что с 1 января текущего года в полном объеме реализуется реформа местного самоуправления, тема иного порядка распределения НДФЛ приобретает дополнительную актуальность»

Согласно статье 26.3 названного закона для ряда организаций, имеющих нематериальные активы и являющихся налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Московской области, установлено снижение ставки налога на прибыль организаций в размере 20% от фактической стоимости нематериальных активов, принятых к бухгалтерскому учету в налоговом периоде, но не более чем на четыре процентных пункта.

Что же касается статьи 26.4 закона, то она предусматривает пониженные ставки налога на прибыль исключительно для налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах Московской области и занимающихся инвестиционной деятельностью в форме капитальных вложений в объекты недвижимости, кроме объектов жилищного строительства на территории Московской области.

Справка

Ирина Алексеевна СОРОКИНА, государственный советник РФ 3-го класса. В 1985 году с отличием окончила Московский финансовый институт по специальности «финансы и кредит». В финансовой системе с 1985 года. В налоговых органах Московской области с момента создания. С июня 2007 года назначена руководителем УФНС России по Московской области. Заслуженный экономист Московской области. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Снижение ставки налога на прибыль на четыре процентных пункта предоставляется инвесторам при вводе в эксплуатацию объекта недвижимости стоимостью не менее 500 млн. руб., но не более чем на 2,2% от общего объема капитальных вложений в объект недвижимости.

Условием использования налоговых льгот является направление высвобожденных средств на развитие организаций.

Один из приоритетов работы Федеральной налоговой службы на 2009 год — это повышение качества работы с налогоплательщиками. Что делается в этом направлении в Подмосковье?

— Управлению налоговой службы по Московской области было выделено финансирование на проведение конкурса по созданию системы, позволяющей оптимизировать управление очередями в налоговых инспекциях. В настоящее время система «Электронное управление очередью» внедрена в шести подмосковных инспекциях: МРИ ФНС России № 3 (территория Пушкинского района, г. Красноармейск, Ивантеевка), ИФНС России по г. Истре, МРИ ФНС России № 17 (Люберецкий район, Лыткарино, Дзержинский, Котельники), ИФНС России по г. Наро-Фоминску, ИФНС России по г. Ногинску, а также МРИ ФНС России № 14 по Московской области (Ленинский район, г. Троицк).

Наряду с выполнением первоначальных функций эта система также позволяет отслеживать и регулировать эффективность работы инспекторов, определять среднюю продолжительность обслуживания налогоплательщиков.

Получив талон с номером, посетитель инспекции может ждать своей очереди к оператору, расположившись в зоне отдыха, а электронная система известит о том, что его готовы обслужить.

Существуют ли другие проекты по улучшению качества обслуживания налогоплательщиков?

— Как элемент улучшения работы с налогоплательщиками в налоговых органах Московской области уже используется новый вид обработки поступающей от налогоплательщиков отчетности с использованием двухмерного штрихкода.

Во взаимодействии со Сбербанком в Московской области была внедрена ранее отработанная в пилотном проекте биллинговая система по приему налоговых платежей от физических лиц. Эта система позволяет однозначно идентифицировать налогоплательщика и его платеж, тем самым сняв ряд спорных вопросов во взаимоотношениях с физическим лицом, связанным с поиском платежей.

Интересный пилотный проект на территории области — по применению гражданами для уплаты налогов и сборов платежных терминалов. Система платежных терминалов исключает ошибки при идентификации налогоплательщика и ошибки в реквизитах платежного документа, что ведет за собой снижение доли невыясненных платежей.

Кроме того, продолжается работа по привлечению организаций и индивидуальных предпринимателей к сдаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи. С этой целью проведена специальная тематическая коллегия управления, определившая ряд конкретных мероприятий по активизации данной работы.

На сайте управления размещена информация, согласно которой в связи с реорганизацией Федеральной налоговой службы в Московской области преобразованы некоторые территориальные налоговые органы. ИФНС по г. Можайску путем слияния с ИФНС по Рузскому району преобразована в Межрайонную ИФНС № 21 по Московской области, код инспекции — 5075. ИФНС по г. Жуковскому присоединена к Межрайонной ИФНС № 1 по Московской области. Код Межрайонной ИФНС № 1 по Московской области — 5040. Преобразована Межрайонная ИФНС № 3 по Московской области (код — 5038) путем выделения из ее структуры ИФНС по г. Сергиеву Посаду (код — 5042). С чем это связано и как отразилось на налогоплательщиках?

— Это связано в первую очередь с улучшением качества и удобства работы с налогоплательщиками. Проведенная реорганизация никоим образом не затронула их права и законные интересы.

Отделы работы с налогоплательщиками соответствующих инспекций провели работу по своевременному информированию налогоплательщиков о получателе средств, которого следует указывать в полях 61 (ИНН получателя), 103 (КПП получателя) и 16 (Получатель) при оформлении расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ в соответствии с приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н.

С технической точки зрения между уже существующими инспекциями создан устойчивый телекоммуникационный канал связи. Это позволяет налогоплательщикам производить на месте сверку расчетов с бюджетом и выполнять ряд других обязанностей перед налоговым органом.

Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, утвержденный приказом ФНС России от 14.08.2008 № ММ-3-4/326@, определяющий конкретные сроки для совершения тех или иных действий, выполняется вне зависимости от места расположения подразделений налогового органа. При этом опыт реорганизации инспекций Московской области, наработанный в течение более чем пяти лет, был использован в последних преобразованиях и замечаний со стороны налогоплательщиков фактически не поступало.

Вот мы и рассмотрели пилотные проекты.

Беседовала Олеся Смолина

1Начало беседы с И.А. Сорокиной было опубликовано в прошлом номере. — Примеч. ред.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка