Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Не сообщаем в службу занятости об увольнении сотрудников

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Вопросы администрирования местных налогов в регионе

1 июля 2009 63 просмотра

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Величина местных налогов напрямую не зависит от условий хозяйствования, развития экономики и финансово-экономического кризиса. Именно поэтому администрирование имущественных налогов приобретает в настоящее время особую актуальность. Это связано и с реализацией норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», поскольку данный закон играет важную роль в обеспечении стабильности в обществе. Ведь если не будет доходов в муниципалитетах первого уровня, нельзя решить основные вопросы, связанные с жизнеобеспечением отдельных поселений (муниципальных образований).

Следует признать, что до недавнего времени администрирование имущественных налогов осуществлялось по остаточному принципу, поскольку затраты на их администрирование были больше, чем доходы от них. В настоящее время в связи с переходом на новые принципы налогообложения недвижимости на основе рыночной (кадастровой) оценки эти налоги становятся бюджетообразующими для муниципальных образований.

Методы совершенствования администрирования местных налогов в регионе

Вопросы администрирования местных налогов в регионе. Повышение качества налогового администрирования местных налогов в большой степени зависит от организации взаимодействия территориальных органов ФНС России, органов Росрегистрации, Роснедвижимости, органов государственной и муниципальной власти. На наш взгляд, в Тверской области имеется положительный опыт такого взаимодействия.

В целях совершенствования учета и обработки сведений об объектах налогообложения на базе Управления ФНС России по Тверской области проводятся расширенные совместные совещания с органами Роснедвижимости, Росрегистрации и БТИ, в том числе выездные совещания, а также совещания-тренинги непосредственно на территории муниципальных образований с участием их представителей.

Создана постоянно действующая рабочая группа, задачами которой являются анализ причин появления массовых ошибок, возникающих при загрузке и обработке сведений в базах данных регионального и местного уровней, и поиск путей их устранения.

В соответствии с достигнутой договоренностью второй год в оперативном порядке осуществляется обмен данными. При выявлении на местном уровне ошибок в представленных сведениях либо отсутствия в них необходимой информации в органы Роснедвижимости и Росрегистрации через Управление направляются уточненные списки объектов недвижимого имущества и земельных участков.

Понимая растущую значимость местных налогов, тверские налоговики разработали и реализовали три региональных пилотных проекта: «Инвентаризация объектов недвижимости», «Учет выморочного и бесхозяйного имущества», «Земельный пай — объект налогообложения».

Итоги реализации пилотных проектов в 2008 году

Вопросы администрирования местных налогов в регионе. В рамках реализации пилотных проектов были разработаны рекомендации для ИФНС (алгоритм действий инспекций региона), направленные:

  • на проведение инвентаризации земельных участков и объектов недвижимости;
  • выявление объектов недвижимости и собственников, которые не упорядочили свои земельно-имущественные отношения, с целью дальнейшего побуждения к постановке этих объектов на кадастровый и налоговый учет;
  • выявление объектов недвижимости, которые могут быть признаны выморочными;
  • выявление неучтенных объектов налогообложения из состава земель сельхозназначения, а также физических лиц, уклоняющихся от декларирования доходов, полученных от продажи (дарения) земельных участков (долей, паев) сельхозназначения.

Отметим, что инвентаризация земельных участков (то есть объектов налогообложения) проводится не только путем анализа уже имеющихся баз данных на предмет идентификации объектов и субъектов права с целью наиболее полного проведения налогового учета, но и путем выезда непосредственно в сельские поселения и садоводческие товарищества, где на месте уточняются данные об объектах недвижимости и их собственниках. Выезды на места осуществляются с участием представителей местных администраций и органов Роснедвижимости с использованием возможностей мобильных офисов налоговой службы (МОНСов). Кстати, это еще один региональный пилотный проект Управления, успешно реализуемый на территории Тверской области с 2007 года.

В ходе одного из последних выездов мобильного офиса непосредственно в сельское поселение удалось идентифицировать 200 собственников земельных участков и недвижимости, которые из-за нестыковки информационных ресурсов не были учтены для целей налогообложения. Эффект от таких мероприятий в том, что главы муниципальных образований получают реальную картину о величине налоговой базы по земельному налогу для того, чтобы в дальнейшем проводить соответствующую работу по упорядочиванию земельно-имущественных отношений и повышению собираемости местных налогов. Полезность выездов МОНСов еще и в том, что сами граждане проявляют активность: выясняют, почему им не приходят налоговые уведомления, приносят соответствующие правоустанавливающие документы, уточняют свои льготы, сальдо расчетов, чтобы на месте получить налоговое уведомление.

Кроме того, в 2008 году многие муниципальные образования разработали программу совместных действий с налоговыми органами по увеличению налоговой базы по местным налогам (подворные обходы, фиксирование несогласованных подключений строящихся зданий к электрическим, газовым и другим сетям и т. д.).

В рамках пилотного проекта «Земельный пай — объект налогообложения» разработан алгоритм выявления неучтенных объектов налогообложения (паевых земель) и физических лиц, уклоняющихся от декларирования доходов, полученных от продажи (дарения) земельных паев. В результате количество физических лиц — плательщиков земельного налога за земельные паи в 2008 году составило 32 000 человек, или 7% от общего количества физических лиц — плательщиков земельного налога. А сумма начисленного налога за земельные паи составила 10 млн. руб., или 21% от общей суммы земельного налога, начисленного физическим лицам. Важно отметить, что в рамках этого пилотного проекта свои доходы от продажи земельных паев задекларировали 5000 граждан с суммой налога 24,3 млн. руб. Для сравнения: в 2007 году подобных граждан было всего 10 человек. Такому результату способствовала в том числе совместная работа УФНС России по Тверской области с областным Комитетом по управлению имуществом. На основании Федерального закона от 06.10 2003 № 131-ФЗ владельцы земельных паев сельскохозяйственного назначения обязаны предложить выкупить эти паи администрации субъекта РФ с обозначением цены продажи. Эти сведения Комитет по управлению имуществом представляет в Управление. Так, в I квартале 2009 года комитет представил 186 сообщений о гражданах, заявивших в 2007 году земельные паи на продажу. Сотрудники УФНС России по Тверской области обработали эту информацию и привлекли 64 налогоплательщика к дополнительному декларированию доходов в размере 34 млн. руб.

В ходе проведенных мероприятий в рамках пилотных проектов налоговыми органами Тверской области в 2008 году было выявлено:

  • 2500 земельных участков, по которым ранее не производилось начисление земельного налога из-за отсутствия кадастровой стоимости или адреса собственника;
  • свыше 6000 земельных участков и 16 000 строений, в отношении которых в налоговых органах отсутствовали сведения о собственниках;
  • установлено 73 бесхозяйных объекта, по 38 из них материалы переданы в органы муниципальных образований для оформления прав собственности.

Кроме того, при активном взаимодействии с муниципальными образованиями инспекции региона провели корректировку информационных ресурсов: объединено более 2000 двойников, приведено к КЛАДР свыше 30 000 адресов налогоплательщиков, удалено более 2000 дублирующих друг друга объектов недвижимости, по которым начислялась виртуальная недоимка.

Отметим, что начиная с 2007 года на территории Тверской области действует областная целевая программа «Обеспечение повышения собираемости налогов...», утвержденная губернатором Тверской области Д.В. Зелениным. В этой программе предусмотрены организационно-административные и информационные меры, направленные в том числе на повышение собираемости имущественных налогов. Упоминавшиеся выше МОНСы переданы Управлению непосредственно в рамках этой программы. За три года ее действия получены четыре МОНСа, 132 персональных компьютера, четыре сервера, 43 ноутбука, автобус, мини-типография и другая оргтехника.

Итогом всех проводимых на территории Тверской области мероприятий, в том числе в рамках реализации указанной целевой программы, явилось увеличение количества плательщиков земельного налога и налога на имущество физических лиц на 49 000 и 32 000 человек соответственно к уровню 2007 года. Из общего количества выявленных налогоплательщиков 18 000 обнаружено в ходе реализации пилотных проектов.

Названные выше мероприятия позволили также увеличить налогооблагаемую базу и сумму поступивших в бюджет налогов (см. диаграммы на рис. 1 и 2). Положительная тенденция отмечается и в 2009 году.

Динамика изменения количества физических лиц — плательщиков имущественных налогов за 2006—2008 годы

Суммы поступлений имущественных налогов за 2006—2007 годы

Несмотря на положительные результаты и определенные успехи в администрировании имущественных налогов физических лиц, практика показывает огромный нереализованный налоговый потенциал в этой сфере и существование ряда проблем, наиболее актуальные из которых приведены ниже.

Основные проблемы и пути их решения

порядок информационного обмена с регистрирующими органами. Базу данных для исчисления имущественных налогов налоговые органы вынуждены формировать по сведениям разных информационных ресурсов (Роснедвижимости, Росрегистрации, БТИ, органов местного самоуправления) и многократно вводить в свою информационную систему разные сведения об одном и том же налогоплательщике, в том числе и в ручном режиме. Учитывая объем поступающих данных (в 2008 году в налоговые органы поступило более 1,3 млн. сообщений), данный процесс является достаточно трудоемким.

Органы Росрегистрации при указании адресов объектов используют справочник ОКАТО, в то время как органы Роснедвижимости — КЛАДР. Структура КЛАДРа не позволяет ввести понятие «сельское поселение», а также описание адресов объектов и земельных участков, что значительно затрудняет процесс идентификации полученных сведений в налоговых органах. Решением сложившейся проблемы Управление считает разработку нового классификатора адресов с учетом возможности внесения в него адресов земельных участков и объектов недвижимого имущества, не имеющих почтового адреса, и утверждение единого стандарта написания адресных реквизитов.

Помимо этого при совершении регистрационных действий органы Росре-гистрации заполняют кадастровые номера, не используя информацию о номерах, зафиксированных в органах Роснедвижимости. В результате часть сведений, представляемых органами Росрегистрации, содержит кадастровые номера, отсутствующие в органах Роснедвижимости, что вызывает вопросы при идентификации данных.

Решением названных вопросов является создание единого информационного ресурса — Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и кар-тографии, основанной на единой технологической платформе.

Проблема налогообложения паевых земель из-за отсутствия информации о собственниках земельных долей. В настоящее время существуют определенные проблемы по привлечению к уплате земельного налога собственников земельных паев, получивших их при приватизации в начале 90-х годов. Если в отношении собственников паевых земель, оформивших права собственности, информация из органов Росрегистрации и Роснедвижимости поступает регулярно, то в отношении граждан-пайщиков, не переоформивших свидетельства, зачастую отсутствует информация о кадастровой стоимости, поскольку паи не поставлены на кадастровый учет либо собственники паев умерли, а наследники не оформляют право собственности на паевые земли. Решением проблемы является законодательное изъятие невостребованных земельных участков после истечения нормативного срока.

Незаинтересованность граждан и хозяйствующих субъектов в оформлении своих прав на объекты недвижимости. Эта проблема возникает из-за существенных затрат на кадастровый учет этих объектов, а также из-за непрозрачности и сложности самой процедуры оформления соответствующих документов.

На кадастровых картах территорий существуют «белые» пятна. Причина в том, что главы некоторых поселений, чьи бюджеты формируются за счет местных налогов, во-первых, не занимаются инвентаризацией объектов недвижимости с целью дальнейшего использования налогового потенциала своей территории, а во-вторых, зачастую и не имеют достаточных законодательных и организационных возможностей к понуждению фактических собственников объектов недвижимости встать на кадастровый учет. Соответственно местные бюджеты недополучают причитающиеся им налоговые поступления.

Проблема эта не нова, но в настоящее время она становится особенно актуальной в связи с тем, что роль имущественных налогов в формировании доходов бюджетной системы России будет возрастать в связи с переходом на новые принципы налогообложения недвижимости на основе рыночной (кадастровой) оценки. Для решения данной проблемы необходимо принять программу бюджетного софинансирования землеустроительных работ для мотивации граждан и хозяйствующих субъектов к регистрации своих прав на объекты недвижимости (далее — программа). В программе предполагается предусмотреть принцип софинансирования расходов на проведение кадастрового учета объектов недвижимости исходя из оплаты стоимости услуг по кадастровому учету в размере: 30% — из средств субъекта права, 20% — средства поселения, 50% — средства областного бюджета. На основе конкурса следует выбрать подрядные землеустроительные организации на проведение соответствующих работ по заявке муниципалитетов. Стоимость этих работ должна быть оговорена условиями, прописанными в конкурсной документации, и не превышать 2/3 сложившейся средней цены на эти услуги по муниципальным образованиям. Учитывая массовый характер госзаказа, стоимость в размере 2/3 сложившейся цены будет приемлемой и экономически оправданной.

Очевидно, что если не мотивировать субъектов права к оформлению объектов недвижимости рублем, то все меры по административному понуждению их к регистрации окажутся неэффективными. С целью повышения эффективности данных мероприятий программы следует объявить временной диапазон ее действия — не более двух лет с возможной пролонгацией в случае успешной реализации проекта. Это обеспечит мотивацию субъектам права получить бюджетную субвенцию, которая в будущем будет возвращена в форме налогового платежа. Помимо этого следует провести широкую разъяснительную работу с населением и мотивировать глав муниципальных образований путем введения критерия оценки их деятельности в виде прироста налоговой базы по подведомственной им территории, а также учитывать данный критерий при распределении средств фонда софинансирования на выравнивание обеспеченности муниципальных образований бюджетными субсидиями. Надо полагать, что, организовав подобный пилотный проект в Тверской области, можно аргументировать привлечение средств для софинансирования программы и из федерального бюджета.

Отсутствие у исполнительных органов власти инструментов для понуждения к регистрации объектов недвижимости. Поясним на примере. При совместной инвентаризации налоговой базы одного из сельских поселений Конаковского района Тверской области сотрудники инспекции и муниципалитета выяснили, что на земельном участке с ландшафтным дизайном некоего гражданина — жителя Москвы имеется особняк, напоминающий дворец в стиле ренессанса, который не учтен в налогооблагаемых объектах региона. В базе данных числится лишь садовый домик предыдущего хозяина. При попытке потребовать у данного гражданина документы на землю и объект недвижимости он пригрозил, что будет жаловаться на нарушение его прав и вторжение на частную территорию.

Решением подобной проблемы может стать визуальная оценка недвижимости и на ее основе начисление соответствующих налогов. Полагаем, что с правовой точки зрения нарушения прав граждан не будет, так как речь идет о реализации налоговым органом полномочий, предусмотренных в Налоговом кодексе. Но для этого необходимо изменить законодательство и предоставить соответствующие права налоговым органам или муниципалитетам для проведения такой визуальной оценки. Кстати, в США в штате налоговых органов имеются оценщики. Эта система работает там уже давно и успешно!

Упрощенный порядок регистрации прав на объекты недвижимости при дачной амнистии не дает возможности проводить налоговый учет этих объектов из-за отсутствия инвентаризационной стоимости. В соответствии с Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ в России действует упрощенный порядок регистрации прав на отдельные объекты недвижимости (жилые строения на дачных и садовых участках, хозяйственные строения, индивидуальные гаражи) согласно декларации об объекте недвижимого имущества, так называемая дачная амнистия. В указанной декларации отсутствуют сведения об инвентаризационной стоимости имущества. Таким образом, строения, регистрируемые в упрощенном порядке, не проходят учет в органах БТИ — по ним не определяется инвентаризационная оценка. Следовательно, такие объекты не учитываются для целей налогообложения. В 2008 году на территории Тверской области совершено 17 400 регистрационных действий в порядке дачной амнистии, что почти в три раза больше, чем в предыдущем году. Если предположить, что половина из совершенных действий относится к строениям, то из-под налогообложения уходит порядка 5000 объектов налогообложения (за исключением садовых домиков и хозяйственных строений до 50 кв. м, которые не облагаются налогом).

Решением проблемы также может стать визуальная оценка недвижимости в целях налогового учета, а в будущем переход на уплату налога на недвижимость.

Проблемы направления уведомлений иногородним гражданам. В случае если объекты недвижимого имущества и земельные участки располагаются на территории иного налогового органа (не по месту проживания физического лица), сведения об изменении места жительства физического лица в этот налоговый орган не направляются. Поэтому в нем отсутствует информация о фактическом месте проживания плательщика и налоговое уведомление на уплату налога не доходит до адресата. Для Тверской области данная проблема особенно актуальна, поскольку область располагается между двумя столицами и на ее территории находится огромное количество дачных и садоводческих участков. Проблему можно решить путем создания электронной адресной базы Федеральной миграционной службы на федеральном уровне и доступа к ней налоговым органам.

Реализация модели «одного пакета» для налогоплательщика. Руководитель Федеральной налоговой службы М.П. Мокрецов, выступая в Совете Федераций, предложил заменить контроль за уплатой каждого вида налога с физических лиц новой моделью «объект контроля — налогоплательщик».

Считаем, что предложенная новация позволит более эффективно контролировать уплату налогов физическими лицами и сократит издержки налоговых органов на рассылку уведомлений об уплате налога. Кроме того, сократится время технологических процессов по начислению налогов. Предложенные нововведения позволят создать единый пакет уплачиваемых гражданином налогов, в который войдет вся информация об обязательствах физического лица.

На сегодняшний день для введения единого пакета требуется внести изменения в программное обеспечение, эксплуатируемое налоговыми органами. Так, в настоящий момент техпроцесс запускается по объектам налогообложения, а для формирования единого файла необходимо настроить техпроцесс на субъект, то есть на физическое лицо. Кроме того, необходима законодательная гармонизация сроков уплаты налогов физическими лицами. В этой части Управление проводит работу с представительными органами муниципальных образований по вопросу отмены авансовых платежей по земельному налогу с целью упрощения и повышения качества администрирования данного налога. Но изменение сроков уплаты налога на имущество физических лиц возможно только при внесении изменений в соответствующий федеральный закон.

1Классификатор адресов России введен в действие с 1 декабря 2005 года приказом ФНС России от 17.11.2005 № САЭ-3-13/594@.
2С 1 марта 2009 года функции Роснедвижимости, Росрегистрации и Роскадастра переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка