Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Местная администрация запрашивает сведения о зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Порядок ведения кассовых операций

1 сентября 2009 219 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 № 40 (далее — Порядок). В пункте 2 Порядка говорится, что организации производят расчеты с контрагентами, как правило, через отделения банков или с использованием других форм безналичных расчетов (например, чеками, по аккредитиву или по инкассо).

Свободные денежные средства все организации (независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности) обязаны хранить в учреждениях банков (п. 1 Порядка). Чтобы проводить операции с наличными денежными средствами, каждая компания должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Данное требование закреплено в пункте 3 Порядка. Если организация реализует товары (работы, услуги) за наличный расчет или с использованием платежных карт, она обязана применять контрольно-кассовую технику. Основание — пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Правила хранения и расходования наличных денежных средств

Организация может иметь в своей кассе наличные денежные средства только в пределах лимита, установленного ей обслуживающим банком (п. 5 Порядка). Вся сверхлимитная наличность подлежит сдаче в банк для последующего зачисления на расчетный счет компании. Но из данного правила есть одно исключение. Оно указано в пункте 9 Порядка. Если компания получила в банке денежные средства для выплаты заработной платы, пособий по социальному страхованию и стипендий и не выдала их работникам в тот же день, она имеет право хранить эти средства в кассе (даже сверх установленного лимита) в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. Для организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, срок хранения таких денежных средств увеличивается до пяти рабочих дней. По истечении трехдневного (пятидневного) срока суммы, не использованные по назначению, следует сдать в банк.

Лимит остатка кассы

Лимит остатка наличных денежных средств в кассе устанавливается банками ежегодно всем организациям, имеющим кассу и осуществляющим наличные расчеты. Так сказано в абзаце 2 пункта 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 № 14-П (далее — Положение).

Обычно лимит кассы утверждается в конце года на следующий календарный год. По обоснованной просьбе организации лимит может быть пересмотрен в течение года (например, в случае изменения объемов кассовых оборотов или условий сдачи выручки в банк). Основание — абзац 12 пункта 2.5 Положения.

Чтобы согласовать лимит кассы, организация представляет в обслуживающий банк два экземпляра расчета, составленного по форме № 0408020. В расчете компания обосновывает испрашиваемую сумму лимита на год, а также указывает порядок сдачи наличности (в объединенную кассу организации, кассу банка, инкассаторам или предприятиям Госкомсвязи России) и предполагаемые цели расходования налично-денежной выручки.

После рассмотрения представленного расчета банк принимает решение об установлении организации конкретного лимита кассы, а также о целях, на которые она вправе расходовать наличную выручку. Это решение банка фиксируется на обоих экземплярах расчета (то есть указывается максимальная сумма наличных денег, которую организация может оставить в кассе на конец рабочего дня), один из которых банк возвращает компании.

Допустим, у организации открыто несколько расчетных счетов в разных банках. Обязана ли она согласовывать лимит кассы со всеми банками? Нет, не обязана. Компания вправе самостоятельно выбрать один из обслуживающих банков и обратиться в него с расчетом для установления лимита остатка наличных денег в кассе. Как только банк согласует лимит кассы и передаст организации второй экземпляр расчета со своим решением, она должна будет уведомить остальные банки, в которых у нее имеются расчетные счета, о размере установленного лимита (абз. 7 п. 2.5 Положения). Уведомление составляется в произвольной форме. К нему целесообразно приложить копию полученного расчета на установление лимита кассы.

Как рассчитывается сумма лимита кассы

Справка

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота организации с учетом особенностей режима ее работы, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей (абз. 9 п. 2.5 Положения). В зависимости от перечисленных обстоятельств лимит кассы организации, имеющей налично-денежную выручку, устанавливается:

  • в размере, необходимом для обеспечения нормальной работы организации с утра следующего дня, — если она сдает наличные денежные средства в учреждения банков или предприятиям Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня;
  • в пределах среднедневной выручки наличными деньгами — если она сдает наличные денежные средства в учреждения банков или предприятиям Госкомсвязи России на следующий день;
  • в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы налично-денежной выручки — если она сдает наличные денежные средства в учреждения банков или предприятиям Госкомсвязи России не ежедневно.

Организациям, не имеющим налично-денежной выручки, лимит кассы устанавливается в пределах среднедневного расхода наличных денег (без учета расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии)

У организации, не представившей расчет на установление лимита кассы ни в один из обслуживающих банков, лимит остатка кассы считается равным нулю, а вся не сданная в учреждения банков денежная наличность — сверхлимитной (абз. 8 п. 2.5 Положения).

Компаниям, имеющим обособленные подразделения, нужно учитывать следующие особенности.

Представительства, филиалы и другие обособленные подразделения, выделенные на отдельные балансы, имеющие собственные расчетные счета в учреждениях банков и расположенные вне места нахождения головной организации, самостоятельно согласовывают лимит кассы с одним из банков, в которых у них открыты расчетные счета (абз. 5 п. 2.5 Положения).

Организации, в состав которой входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и расчетных счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Затем головная организация должна распределить общую сумму лимита между всеми подразделениями (головным и структурными подразделениями). Такое распределение оформляется приказом или распоряжением руководителя организации и доводится до сведения каждого подразделения (абз. 4 п. 2.5 Положения).

Сдача сверхлимитной наличности

Порядок и сроки сдачи наличных денежных средств, сумма которых превышает размер установленного лимита, определяются обслуживающими банками для каждой организации с учетом режимов работы самой организации и банков. Денежная наличность может быть сдана (п. 6 Порядка):

  • в объединенную кассу организации;
  • непосредственно в дневные и вечерние кассы банков;
  • предприятиям Госкомсвязи России (почтовым отделениям) — для перевода на расчетные счета организации в банках;
  • инкассаторам банка или специализированной инкассаторской службе — для последующей сдачи в банк и зачисления на расчетный счет организации.

В пункте 2.4 Положения указаны рекомендуемые сроки сдачи наличных:

  • для организаций, расположенных в населенных пунктах, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — ежедневно в день поступления наличных денег в кассу;
  • для компаний, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также из-за отсутствия вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятиям Госкомсвязи России, — на следующий день после поступления наличных денег в кассу;
  • для организаций, расположенных в населенных пунктах, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России либо они находятся на отдаленном расстоянии, — один раз в несколько дней.

Как уже говорилось, компания самостоятельно выбирает порядок и сроки сдачи сверхлимитной наличности и согласовывает их на каждый календарный год с одним из обслуживающих банков одновременно с установлением ей лимита кассы.

Как организациям с обособленными подразделениями вести кассовую книгу?

Кстати

Разъяснения по данному вопросу содержатся в письме Банка России от 11.12.2008 № 29-1-1-11/7735. В этом документе подчеркивается, что согласно пункту 23 Порядка каждая организация ведет только одну кассовую книгу. В ней она должна учесть все поступления и выдачи наличных денег в организации, включая кассовые операции, проводимые ее обособленными подразделениями. Чтобы выполнить указанное требование, Банк России рекомендует следующий порядок документооборота и взаимодействия внутри компании.

Обособленные структурные подразделения организации, расположенные вне места ее нахождения, ежедневно заполняют по два экземпляра отчета кассира, содержащего все реквизиты кассовой книги. Первый экземпляр отчета кассира остается в обособленном подразделении, а второй экземпляр вместе с прилагаемыми к нему кассовыми и подтверждающими документами передается в головную организацию. Причем для ускорения обмена информацией отчет кассира можно направить в головной офис в электронном виде (с учетом требований действующего законодательства РФ). Но это не освобождает обособленное подразделение от обязанности передать в головную организацию второй экземпляр отчета кассира, оформленный на бумажном носителе, и прилагаемые к нему кассовые и подтверждающие документы. Их передача осуществляется в порядке и сроки, установленные в организации правилами внутреннего документооборота.

Получив от обособленного подразделения необходимые сведения, кассир головной организации оформляет приходный и расходный кассовые ордера на итоговые суммы поступлений наличных денег в кассу обособленного подразделения и расхода из нее. Эти сведения берутся из второго экземпляра отчета кассира обособленного подразделения. Затем на основании указанных приходных и расходных кассовых ордеров кассир головной организации делает соответствующие записи в кассовой книге.

Согласование с банком целей расходования наличных средств

Организации, имеющие постоянную налично-денежную выручку от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), могут расходовать ее на цели, согласованные с обслуживающим банком. Возможные цели расходования перечислены в пункте 2 Указания Банка России от 20.06.2007 № 1843-У (далее — Указание № 1843-У):

  • выплата заработной платы, стипендий (иные выплаты работникам, включая социальные);
  • оплата командировочных расходов;
  • оплата товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
  • выплаты за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары (невыполненные работы, неоказанные услуги);
  • выплата страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц.

Если организация принимает платежи от физических лиц в пользу иных лиц (например, оплату за услуги электросвязи или жилищно-коммунальные услуги), полученные денежные средства она не вправе расходовать на указанные выше цели. Принятые суммы в полном объеме должны быть сданы в банк.

Решение о расходовании организацией денежной выручки из кассы принимается обслуживающим банком, как правило, одновременно с решением об установлении ей лимита кассы, то есть ежегодно (абз. 3 п. 2.7 Положения). Предполагаемые цели расходования выручки (например, на хозяйственно-операционные нужды и командировочные расходы) организация отражает в уже упоминавшемся расчете по форме № 0408020, представляемом в банк. На обоих экземплярах этого расчета банк указывает, на какие именно цели он разрешает организации расходовать налично-денежную выручку.

Компании, у которых открыты расчетные счета в нескольких банках, согласовывают цели расходования выручки только с одним из них (по собственному выбору). Затем о принятом банком решении компания должна письменно проинформировать остальные банки, в которых у нее имеются расчетные счета (абз. 4 п. 2.7 Положения).

В любой момент в течение года организация может обратиться в банк, с которым она согласовала цели расходования наличных и лимит кассы, для уточнения (расширения) разрешенных статей расходов.

Допустим, организация получила от налоговой инспекции требование об уплате налога (сбора, пеней, штрафа), но в отведенный срок его не исполнила. Поэтому налоговая инспекция приостановила расходные операции по расчетному счету (счетам) организации. В подобной ситуации компания не вправе расходовать наличные деньги, поступающие в ее кассу, на собственные нужды. Дело в том, что действие разрешения банка на расходование компанией налично-денежной выручки приостанавливается до полного погашения предъявленной суммы долга перед бюджетом. Основание — абзац 5 пункта 2.7 Положения.

Предельный размер расчетов наличными

Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. в рамках одного договора, заключенного между ними. Это установлено в пункте 1 Указания № 1843-У.

Максимальный размер платежа в 100 000 руб. по одному договору распространяется также на расчеты наличными между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между двумя предпринимателями при условии, что эти расчеты связаны с ведением ими предпринимательской деятельности.

Отметим, что в Указании № 1843-У не содержится каких-либо ограничений по времени осуществления наличных расчетов (например, что ограничивается общая сумма платежей, произведенных контрагенту в течение одного рабочего дня). В этом документе говорится лишь о предельной сумме расчетов наличными деньгами в 100 000 руб. в целом по одному заключенному договору. Срок действия договора и периодичность проведения расчетов по нему значения не имеют. Другими словами, если общая стоимость товаров, поставляемых по договору между двумя организациями, составляет 125 000 руб., оплатить наличными всю стоимость данной поставки нельзя (даже с разбивкой этой суммы на несколько платежей в течение нескольких дней). Как минимум 25 000 руб. должны быть перечислены поставщику в безналичном порядке с расчетного счета либо оплачены иным способом (например, векселем).

Предельный размер платежа не распространяется на наличные расчеты организации с работниками по заработной плате, стипендиям, подотчетным суммам и иным выплатам (в том числе социального характера).

Кроме того, сотрудник, находящийся в служебной командировке и расходующий наличные денежные средства, полученные под отчет, на оплату услуг, связанных с командировкой, от своего имени (на приобретение авиабилета или оплату гостиницы), также не обязан соблюдать ограничение в 100 000 руб. Но если работник использует подотчетные суммы для расчетов от имени организации с другими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, соблюдение предельного размера платежа обязательно.

Требования к оборудованию кассы

Итак, каждая организация, осуществляющая наличные расчеты, должна иметь кассу, то есть специальное изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег (п. 3 и 29 Порядка).

Руководитель организации обязан оборудовать помещение кассы, установить в нем охранную сигнализацию и обеспечить сохранность денег в кассе, а также во время их доставки из банка и при сдаче в банк.

Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий (далее — Единые требования) приведены в приложении № 3 к Порядку. Они обязательны для любых организаций, расположенных на территории РФ, независимо от размера установленного им лимита остатка денежных средств в кассе. Помещение кассы должно отвечать следующим требованиям:

  • быть изолированным от других служебных и подсобных помещений;
  • располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах, а в одноэтажных — окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями;
  • иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки;
  • закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки и открывающуюся внутрь помещения кассы;
  • оборудоваться специальным окошком для выдачи денег;
  • иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами;
  • иметь исправный огнетушитель.

Более детальные требования к толщине стен, перекрытий и перегородок кассы, прочности дверей, оборудованию окон и к используемым запирающим устройствам изложены в разделе II Единых требований. Порядок оборудования кассы средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации приведен в разделе III Единых требований. На рабочих местах кассиров следует установить кнопки тревожной сигнализации, которые предназначены для передачи сигнала тревоги в дежурную часть органов внутренних дел или хотя бы на пульт охраны, находящийся в самой организации.

Не каждый сотрудник может быть допущен к работе с денежной наличностью

Буква закона

К ведению кассовых операций, обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации, охране и транспортировке денежных средств не допускаются лица:

  • ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за умышленные преступления, судимость которых не погашена или не снята в установленном порядке;
  • страдающие хроническими психическими заболеваниями;
  • систематически нарушающие общественный порядок;
  • злоупотребляющие спиртными напитками либо употребляющие наркотические вещества без назначения врача.

Указанные ограничения перечислены в пункте 1 Рекомендаций по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке, приведенных в приложении № 2 к Порядку.

Руководителям организаций при приеме сотрудников на соответствующие должности рекомендуется обращаться в органы внутренних дел и медицинские учреждения для получения сведений об этих лицах.

Все наличные деньги и ценные бумаги организации следует хранить в несгораемых металлических шкафах или сейфах (в отдельных случаях — в комбинированных и обычных металлических шкафах), которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира.

Ключи от сейфов и печати хранятся у кассиров, а дубликаты этих ключей в опечатанных кассирами пакетах (шкатулках, колбах и т. п.) — у руководителя организации. Кассиру запрещается передавать ключи и свою печать посторонним лицам, оставлять их в условленных местах или изготавливать неучтенные дубликаты.

Ревизия кассы

Каждая организация, имеющая кассу, должна периодически проводить внезапные ревизии кассы. Порядок и сроки проведения ревизий устанавливаются руководителем организации. Однако при смене кассира (лица, выполняющего обязанности кассира), а также перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ревизия кассы обязательна. Основание — пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Ревизию кассы проводит специальная комиссия, которая назначается приказом руководителя организации. В нее могут быть включены не только главный бухгалтер, его заместитель или рядовые бухгалтеры, но и сотрудники других подразделений, напрямую не связанные с работой кассы, — секретарь-референт, менеджер и т. п. Проверка, как правило, проводится в присутствии материально ответственного лица. Исключением являются случаи, когда кассир не вышел на работу из-за болезни или по другой уважительной причине. Тогда находящиеся в кассе деньги пересчитываются другим кассиром или иным должностным лицом, которому они передаются (п. 35 Порядка).

Личные деньги работников нельзя хранить в кассе

Обратите внимание

Многие полагают, что в кассе организации можно также хранить денежные средства и ценности, принадлежащие ее работникам. Действительно, гражданское законодательство этого не запрещает. Организация должна лишь заключить с работником договор хранения, указав в нем срок хранения, передаваемую сумму и размер вознаграждения за данную услугу (ст. 886, 889 и 896 ГК РФ). Однако в абзаце 4 пункта 30 Порядка установлено следующее. Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается. Причем кассой признается изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег (п. 29 Порядка). Иными словами, запрет, установленный в пункте 30 Порядка, распространяется не только на сам сейф, в котором хранятся деньги организации, но и на все помещение кассы.

Если в ходе проверки кассы в ней обнаружат личные деньги работников, эти средства будут считаться неоприходованной наличностью организации. Они подлежат зачислению в доход компании, а материально ответственное лицо (как правило, кассир) должно будет дать письменное объяснение причин излишков (п. 27 и 37 Порядка).

Кроме того, организация, допустившая неоприходование или неполное оприходование в кассу денежной наличности, привлекается к административной ответственности в виде штрафа в размере от 40 000 до 50 000 руб. На ее должностных лиц налагается административный штраф в размере от 4000 до 5000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ).

В ходе ревизии кассы комиссия осуществляет полный пересчет денежной наличности и проверку других ценностей, находящихся в кассе. После пересчета остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными, отраженными в кассовой книге. Если комиссия выявила недостачу либо излишек ценностей в кассе, этот факт, а также сумму недостачи (излишка) и обстоятельства ее возникновения она указывает в акте, который составляет по результатам ревизии (п. 37 Порядка). Примерная форма акта ревизии наличных денежных средств приведена в приложении № 4 к Порядку.

Кроме того, не реже одного раза в квартал организация должна проверять наличие ключей от помещения кассы и сейфов (металлических шкафов), а также учтенных дубликатов этих ключей. Таково требование абзаца 2 пункта 30 Порядка. Для проверки руководитель организации назначает специальную комиссию. В ее состав могут быть включены те же лица, которые входят в комиссию, формируемую для проведения ревизий кассы. Если в результате проверки обнаружится утрата ключа или его дубликата, комиссия обязана незамедлительно поставить в известность руководителя организации. Он в свою очередь сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка или самого сейфа (металлического ящика).

Проверка соблюдения кассовой дисциплины

Контроль за выполнением организациями правил работы с денежной наличностью возложен на обслуживающие банки. В соответствии с пунктом 2.14 Положения проверки соблюдения кассовой дисциплины проводятся банками не реже одного раза в два года. При этом проверяющие руководствуются рекомендациями по проведению таких проверок, которые изложены в приложении № 7 к Положению.

В указанных рекомендациях говорится, что в ходе проверки необходимо проконтролировать:

  • полноту оприходования денежной наличности, полученной организацией в учреждении банка;
  • полноту сдачи организацией денег в кассу банка;
  • соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денежных средств, поступающих в кассу организации, а также соответствие целей расходования целям, установленным банком;
  • выполнение установленного порядка расчетов наличными между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • соблюдение лимита остатка наличных денег в кассе, установленного организации учреждением банка;
  • правильность ведения кассовой книги и других кассовых документов. Допустим, организация имеет несколько расчетных счетов в разных банках.

В соответствии с пунктом 2.5 Положения она согласовала лимит остатка кассы только с одним из обслуживающих банков и уведомила остальные банки об установленном ей лимите. При проверке данной организации учреждения всех банков должны руководствоваться именно этим лимитом остатка наличных денег в кассе (абз. 7 п. 2.5 Положения).

По итогам проверки представители банка делают выводы и дают руководству организации рекомендации по устранению имеющихся недостатков в оформлении кассовых операций и работе с денежной наличностью. Материалы проверки оформляются справкой по форме № 0408026, которая составляется в трех экземплярах и подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, а также представителем банка. Но если во время проверки не было выявлено никаких нарушений, справка может быть составлена в двух экземплярах.

Предположим, в ходе проверки представители банка обнаружили, что компанией нарушен порядок ведения кассовых операций или правил работы с денежной наличностью. В этом случае банк обязан проинформировать о выявленных нарушениях налоговые органы. Для этого он направляет в налоговую инспекцию по месту учета проверенной организации экземпляр справки, составленной по форме № 0408026.

На основании полученного документа налоговая инспекция рассматривает обстоятельства дела и при необходимости составляет протокол об административном правонарушении (правонарушениях), а также определяет меры административной ответственности. Дело в том, что учреждения банков не наделены правом рассмотрения дел об административных правонарушениях и не могут составлять протоколы об административных правонарушениях. При выявлении нарушений в сфере работы с денежной наличностью такие права имеют лишь налоговые органы и органы внутренних дел (ст. 23.3, 23.5 и 28.3 КоАП РФ).

В то же время налоговые органы не могут проверить соблюдение организациями лимитов кассы, предельных сумм расчетов наличными между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, порядка хранения свободных денежных средств. Если налоговая инспекция, проводя выездную налоговую проверку организации по какому-либо налогу, обнаружила одно или несколько из перечисленных нарушений, она должна уведомить обслуживающий банк, в котором у организации открыт расчетный счет. Уполномоченные представители банка проводят в этой компании проверку соблюдения кассовой дисциплины и о ее результатах информируют налоговую инспекцию по месту учета организации.

Напомним, что налоговые органы имеют право проводить проверки соблюдения организациями и предпринимателями требований действующего законодательства о применении контрольно-кассовой техники. За продажу товаров, работ или услуг без применения контрольно-кассовой техники в статье 14.5 КоАП РФ предусмотрен административный штраф в отношении должностных лиц в размере от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

Техническую укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение условий сохранности денег и ценностей в организациях проверяют органы внутренних дел. Это установлено в пункте 42 Порядка. Предложения и рекомендации представителей органов внутренних дел по устранению недостатков, выявленных во время проверки кассовой дисциплины, а также по ликвидации причин и условий, способствующих совершению хищений и злоупотреблениям, обязательны к выполнению проверенной организацией.

Кроме банков и органов внутренних дел проверить соблюдение кассовой дисциплины могут также учредители (участники, акционеры) организации, вышестоящая (головная) организация, а также аудиторы или аудиторские компании на основании заключенного с ними договора (п. 38 Порядка).

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины

Организация, нарушившая порядок работы с денежной наличностью или порядок ведения кассовых операций, и ее должностные лица привлекаются к административной ответственности, установленной в статье 15.1 КоАП РФ. На саму организацию налагается административный штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб., на ее должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.

За какие конкретно нарушения могут оштрафовать? Ответ на этот вопрос содержится в статье 15.1 КоАП РФ. В ней говорится, что административные штрафы предусмотрены, в частности:

  • за осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх предельного размера платежа в 100 000 руб.;
  • неоприходование или неполное оприходование в кассу денежной наличности;
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств (в том числе за несоответствие помещения кассы требованиям технической укрепленно-сти, отсутствие отдельного помещения для кассы и т. п.);
  • накопление в кассе наличных денег сверх лимита кассы, установленного для организации обслуживающим банком.

Вместе с тем за нецелевое расходование денежных средств из кассы организации административная ответственность не применяется. Например, компания сняла по чеку с расчетного счета в банке наличные деньги на выплату зарплаты, но часть из них истратила на хозяйственные нужды. За это оштрафовать ее нельзя, несмотря на то что согласно пункту 4 Порядка организации должны расходовать наличные, полученные в банках, только на те цели, которые указаны в денежном чеке.

У организаций нередко возникает вопрос: какая из сторон (осуществившая платеж или получившая наличные деньги) будет нести административную ответственность за превышение предельного размера платежа наличными между организациями и индивидуальными предпринимателями? Непосредственно в КоАП РФ это не оговорено. По этому вопросу есть только рекомендации Банка России, изложенные в письме от 24.11.94 № 14-4/308, которое фактически утратило силу. В названном письме указано, что меры ответственности применяются только к той стороне, которая произвела платеж сверх установленной предельной суммы. Арбитражные суды, рассматривая подобные ситуации, как правило, принимают аналогичные решения.

Давность привлечения к ответственности за нарушение кассовой дисциплины

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня его совершения. Но если речь идет о нарушении законодательства РФ о налогах и сборах, максимальный срок для привлечения к административной ответственности составляет один год со дня совершения правонарушения. Основание — часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Административные правонарушения, предусмотренные в статье 15.1 КоАП РФ, относятся к правонарушениям в области финансов, а не налогов и сборов. Такое разъяснение содержится в пункте 2 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2. Следовательно, если со дня совершения правонарушения, указанного в статье 15.1 КоАП РФ, до дня его выявления прошло более двух месяцев, то привлечь организацию — нарушителя кассовой дисциплины к административной ответственности нельзя.

Исключением из данного правила являются длящиеся административные правонарушения. При вынесении решения по длящемуся правонарушению срок для привлечения к ответственности начинает исчисляться со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Длящимся признается такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, предусмотренных законодательством.

Совершение платежа наличными в сумме, превышающей 100 000 руб., является разовым правонарушением и не относится к категории длящихся. Ведь данное нарушение считается завершенным в тот день, когда осуществлен сверхлимитный платеж.

По аналогичным причинам неоприходование или неполное оприходование в кассу денежной наличности также не является длящимся правонарушением. Ведь наличные денежные средства, поступающие в кассу организации, должны оприходоваться кассиром сразу после их получения. Это установлено в пункте 24 Порядка. Значит, моментом начала и окончания такого правонарушения считается день получения выручки и неоприходования ее в кассу. Иначе говоря, нарушение в виде неоприходования или неполного оприходования в кассу денежной наличности считается завершенным в день, следующий за днем поступления наличных. Данный вывод подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 № 10196/05 по делу № А70-9263/8-04. В нем отмечено, что невыполнение обязанности, предусмотренной нормативным правовым актом, к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

1Этот документ был доведен до сведения банков и расчетно-кассовых центров письмом Банка России от 04.10.93 № 18.
2Унифицированная форма кассовой книги № КО-4 утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88.
3Положение утверждено Советом директоров Банка России (протокол от 19.12.97 № 47).
4Форма № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» приведена в приложении № 1 к Положению.
5Данный способ сдачи наличных денег является наиболее распространенным.
6Разъяснения по вопросам применения Указания № 1843-У приведены в письме Банка России от 04.12.2007 № 190-Т.
7Форма № 0408026 «Справка о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью» приведена в приложении № 8 к Положению.
8Понятие длящегося правонарушения разъяснил Пленум ВС РФ в пункте 14 постановления от 24.03.2005 № 5.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка