Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

На каком счете учитывать детские новогодние подарки

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Горячая линия: процедура проведения налоговых проверок

16 ноября 2009 39 просмотров

Сайт журнала «РНК»
Электронный журнал «РНК»

Осмотр помещений

Здравствуйте, Константин Викторович! Подскажите, пожалуйста, имеет ли право налоговый инспектор, проводящий камеральную проверку налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход, производить осмотр помещения налогоплательщика?

Обратимся к первой части Налогового кодекса. Процедура проведения налоговых проверок в соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Исходя из того, что процедура осмотра помещения предусмотрена только в рамках выездной налоговой проверки, осуществлять ее в рамках камеральной проверки налоговый инспектор не вправе.

Проверка при переходе на УСН

Мы планируем с 1 января 2010 года перейти с общего режима налогообложения на «упрощенку». Будет ли в связи с этим в нашей организации проводиться налоговая проверка?

Согласно пункту 2 статьи 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса, не превысили установленный предел. В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2009 № 204-ФЗ для перехода на УСН с 2010 год эта величина составляет 45 млн. руб.

Отмечу, что переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения осуществляется в добровольном порядке, а подача соответствующего заявления носит уведомительный характер. На этапе подачи заявления проведение налоговым органом налоговой проверки (за исключением проверки соответствия налогоплательщика критериям, установленным для лиц, решивших перейти на применение упрощенной системы) не предусмотрено. Вся ответственность за соблюдение требований главы 26.2 НК РФ лежит на самом налогоплательщике.

Если в дальнейшем в рамках проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля будут выявлены обстоятельства, предусмотренные главой 26.2 НК РФ не допускающие переход организации на упрощенную систему налогообложения, то налоговые обязательства такой организации-налогоплательщика (включая уплату пеней и штрафов) подлежат пересчету начиная с того года, с которого налогоплательщик перешел на эту систему.

Названные обстоятельства могут быть установлены налоговым органом не только при проведении выездных или камеральных налоговых проверок, но и путем получения информации, подтверждающей правильность исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в соответствии с полномочиями, предоставленными налоговым органам статьями 31 и 93.1 Налогового кодекса.

Понятно. А скажите, пожалуйста, в 2010 году, когда организация уже будет применять УСН, могут ли проверить ее деятельность за те налоговые периоды, когда она применяла общий режим налогообложения (то есть за 2009, 2008, 2007 годы)?

Конечно, могут. Согласно пункту 4 статьи 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Процедура проведения налоговых проверок предусматривает, что в рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговый кодекс не содержит никаких ограничений на проверку предыдущих трех календарных лет в связи со сменой режима налогообложения. Поэтому если в 2010 году выездная налоговая проверка будет назначена, то данную организацию могут проверить за налоговые периоды 2007—2009 годов.

О том, существует ли для вашей организации вероятность назначения выездной налоговой проверки, можно сделать вывод самостоятельно, ознакомившись с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок и Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденными приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 (с учетом изменений, внесенных приказом ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@).

Подача уточненной декларации

Константин Викторович, помогите разобраться в следующей ситуации. Мы представили в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию до окончания камеральной налоговой проверки ранее поданной декларации по налогу на прибыль. С какого момента в этом случае исчисляется трехмесячный срок, установленный для проведения камеральной проверки?

На основании пункта 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченным должностным лицом налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Данные правила распространяются и на уточненные налоговые декларации.

Обратите внимание: с 2009 года действует пункт 9.1 статьи 88 НК РФ. Согласно этому пункту в случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).

Хорошо, но нужно ли представлять повторно вместе с уточненной налоговой декларацией документы, которые мы уже приложили к первичной декларации?

Это делать необязательно, если только вы не хотите представить дополнительные документы или пояснения. В пункте 9.1 статьи 88 НК РФ указано, что документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Камеральная проверка

Вправе ли налоговый орган проводить камеральную проверку налоговой декларации не со дня ее представления налогоплательщиком, а по истечении какого-то времени? Будет ли решение, принятое по результатам такой проверки, иметь законную силу?

Отмечу, что на основании пункта 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Налоговым кодексом не установлена дата начала и окончания камеральной проверки — важно, чтобы она была проведена в указанный срок. Если будет установлен факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа составляют акт камеральной проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

Выездная проверка

Константин Викторович, вправе ли должностное лицо налогового органа проводить проверку правильности и своевременности уплаты налога, не указанного в решении о назначении выездной проверки?

На основании пункта 2 статьи 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать, в частности, предмет проверки, то есть в нем обязательно указываются налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждена приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892.

Так, в решении должен быть приведен перечень проверяемых налогов и сборов либо указание на проведение выездной налоговой проверки «по всем налогам и сборам».

Судя по вопросу, в решении о проведении выездной налоговой проверки в вашей организации не указан перечень налогов, по которым ее проверяют.

Да, в решении указан налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, ЕСН, а земельный налог не указан. Могут ли проверять этот налог?

Нет, инспекторы не вправе его проверить. Правда, хочу обратить внимание на одну особенность. Так, глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ регламентирует порядок исчисления и уплаты не только собственно налога на прибыль, но и, например, налога с доходов от долевого участия в деятельности организаций (налога с доходов в виде дивидендов), который в соответствии с первой частью НК РФ не является самостоятельным налогом. Поэтому для проверки всех разновидностей налога на прибыль, уплачиваемого по ставкам, установленным статьей 284 НК РФ, в решении о проведении выездной налоговой проверки достаточно указать «налог на прибыль организаций».

Приостановление выездной проверки

Здравствуйте, у нас такой вопрос. Сколько раз налоговый орган может приостанавливать выездную налоговую проверку и по каким основаниям?

Согласно пункту 9 статьи 89 НК РФ общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В этом же пункте перечислены и все основания, по которым выездная проверка может быть приостановлена. Так, руководитель (его заместитель) налогового органа вправе приостановить проверку:

  • для истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса. Причем приостановление проведения выездной проверки по данному основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы;
  • получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ. Если проверка была приостановлена по этому основанию и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен еще на три месяца;
  • проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку.

А для проверяемой организации что-то меняется, когда приостанавливают проверку?

Да, безусловно. На период срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у проверяемого налогоплательщика. При этом ему должны быть возвращены все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории данной организации (в ее помещении), связанные с указанной проверкой.

В пункте 9.1 статьи 88 НК РФ указано следующее. Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

За непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок статьей 119 НК РФ установлена ответственность в виде штрафа, сумма которого определяется исходя из суммы налога, подлежащего уплате, и количества дней просрочки подачи налоговой декларации.

Согласно пункту 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.

Привлечение к налоговой ответственности

Организация нарушила срок сдачи налоговой декларации, но практически сразу по истечении установленного срока представления первичной декларации, до окончания камеральной проверки, мы сдали уточненную декларацию. Поясните, на основании каких данных будут рассчитаны санкции за несвоевременную подачу 1 первичной декларации согласно статье 119 2 НК РФ в такой ситуации?

Если налогоплательщик выявил в поданной в налоговый орган декларации недостоверные сведения или ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию. Причем уточненная декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Таким образом, сам факт подачи уточненной налоговой декларации после установленного Налоговым кодексом срока для подачи декларации не является налоговым правонарушением.

Вместе с тем, если изначально установленный срок представления налоговой декларации был нарушен, а уточненная налоговая декларация подана до окончания камеральной налоговой проверки, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности согласно статье 119 НК РФ.

Следовательно, количество дней непредставления налоговой декларации в рассматриваемом случае рассчитывается со дня, следующего за днем окончания срока ее подачи, до момента представления первичной налоговой декларации, так как именно ее несвоевременное представление является налоговым правонарушением. При этом сумма штрафа рассчитывается исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет, то есть на основании данных, указанных в уточненной налоговой декларации, либо на основании данных по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации.

***

Добрый день! Помогите разобраться в такой ситуации. По результатам выездной налоговой проверки компанию привлекли к налоговой ответственности по налоговому правонарушению. Однако по результатам камеральных налоговых проверок представленных деклараций замечаний у налогового органа не было. Правомерно ли в этом случае привлечение нашей компании к налоговой ответственности по налоговому правонарушению, выявленному в ходе выездной налоговой проверки?

Да, правомерно. Дело в том, что согласно пункту 7 статьи 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом.

Уточните, по какому налогу выявили нарушения у вашей организации?

По налогу на имущество организаций.

Конечно, всесторонне проверить правильность расчета среднегодовой стоимости имущества можно только в ходе выездной проверки, проанализировав достоверность вашей бухгалтерской отчетности, расчеты, первичные документы, инвентарные карточки учета объектов основных средств (по форме № ОС-6), а также документы, подтверждающие право на применение налоговых льгот и прочие документы.

Следовательно, за неполную уплату налога, выявленную в ходе выездной проверки, вашу организацию правомерно привлекли к налоговой ответственности, предусмотренной в статье 122 НК РФ.

Выемка документов

Константин Викторович, проконсультируйте, пожалуйста, по такому вопросу. Согласно пункту 8 статьи 94 НК РФ подлинники могут быть изъяты, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. Что в этой норме Налогового кодекса подразумевается под достаточными основаниями?

Напомню, что выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.

Полагаю, что о достаточности оснований можно судить только исходя из анализа конкретной ситуации и обстоятельств (например, поведение лица, у которого производится выемка, установленные факты длительного отсутствия налогоплательщика по месту регистрации, частые случаи «обнуления» счетов в банках, анализ других данных, полученных в ходе выездной налоговой проверки, сведения правоохранительных, контролирующих органов).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Бюджетник 8 декабря 2016 15:00 КБК для учреждений на 2017 год
Кдело 8 декабря 2016 15:00 Приказ об увольнении

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка